Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс ФГОС Школа России
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
Основные виды
учебной
деятельности
Планируемые предметные результаты освоения
материала
Универсальные
учебные действия
1
1 неделя
Пейзаж родной земли
Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Воспринимать и эстетически оценивать красоту природы родной земли. Давать эстетические характеристики различных пейзажей. Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности среднерусской природы. Называть характерные черты родного для ребенка пейзажа. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
2
2 неделя
Пейзаж родной земли
Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи. Называть роль искусства в понимании красоты природы. Представлять изменчивость природы в разное время года и в течении дня. Учиться видеть красоту разных времен года. Овладевать живописными навыками работы гуашью.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям
3
3 неделя
Деревня – деревянный мир
Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,.
Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.
Понимать единство красоты и пользы. Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре.
Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Создавать образ традиционной деревни.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром. Называть природные материалы для постройки, роль дерева. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных инструментов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша. Овладевать навыками конструирования.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении.
Учитывать правила планирования и контроля способа решения. Овладевать навыками коллективной деятельности, под руководством учителя и самостоятельно.
4
4 неделя
Деревня – деревянный мир
5
5 неделя
Красота человека
Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с его традициями жизни и труда. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.
Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять поиск информации.
6
6 неделя
Красота человека
Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Учиться сцены труда из крестьянской жизни.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства . давать оценку своей работы и работы товарища по заданным критериям.
7
7 неделя
Народные праздники
Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллективного панно на тему народного праздника.
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы на тему народного праздника.
Проектировать изделие. Осуществлять анализ объекта.
8
8 неделя
Народные праздники (обобщение темы)
Знать и называть несколько произведений русских художников на тему праздников. Создавать коллективные композиции.
Овладевать навыками коллективной работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
9
9 неделя
Родной угол
Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни. Знакомиться с картинами русских художников. Создавать макет древнерусского города.
Понимать и объяснять роль и значение древне-русской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, пасад и т.д.). анализировать роль пропорций в архитектуре. Называть картины художников, изображающих древнерусские города. Понимать значение слов «вертикаль», «горизонталь».
Составлять план и последовательность действий. Осуществлять самоконтроль и корректировку работы. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
10
10 неделя
Древние соборы
Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства. Раскрывать особенности конструирования и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Создавать макет города с помощью лепки.
Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного собора. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или изобразительное решение)
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом.
Осуществлять анализ объектов.
11
11 неделя
Города русской земли
Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыря как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города. Использовать материалы: коробки, ножницы, клей, тушь, кисти.
Называть основные структуры города, их функции и назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.
Участвовать в творческой деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию.
12
12 неделя
Древнерусские воины – защитники
Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину.
Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов-защитников Родины, овладевать навыками изображения человека.
Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
13
13 неделя
Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва
Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассказывать о храмах – памятниках этих городов. Графически изображать древнерусский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки.
Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры, воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.
Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшения. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
14
14 неделя
Узорочье теремов
Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев – Мастеров при создании теремов и палат. Понимать значение слова «изразцы»
Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
Осуществлять самоконтроль т корректировку хода работы и конечного результата.
15
15 неделя
Пир в теремных палатах (обобщение по теме)
Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.
Понимать роль постройки, изображения и украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображение на тему праздничного пира в теремных палатах.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сотрудничать в процессе создания общей композиции.
16
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.
Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе своего товарища по заданным критериям.
17
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, приобретать навыки в изображении человека.
Передавать конструктивно-анатомическое строение людей.
Сопоставить традиционные представления о красоте русской и японской женщины.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
18
Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии
Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Овладевать навыками коллективной работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
19
Народы гор и степей
Рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств.
Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе самостоятельной работы.
Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и достоинства, корректировать их.
20
Народы гор и степей
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ.
Изображать сцены жизни людей в степи и горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе самостоятельной работы.
Проектировать изделие. Осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его строении.
21
Города в пустыни
Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Использовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки.
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего азиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графикой.
Проектировать изделие. Осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его строении.
22
Древняя Эллада
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.
Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.
Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
Эстетически воспринимать произведения Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения, характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма. Моделировать из бумаги конструкцию древнегреческих храмов, изображать олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе своего товарища по заданным критериям.
23
Древняя Эллада
Овладевать навыками коллективной работы. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
24
Европейские города средневековья
Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы, сплошные фасады каменных домов.
Видеть красоту готического храма. Изучать архитектуру, одежду человека и его окружение.
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
Использовать выразительные возможности пропорций в творческой деятельности. Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Понимать значение выражения «готический стиль»
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
25
Европейские города средневековья
Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.
Обретать новые навыки конструирования из бумаги. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
26
Многообразие художественных культур в мире. (обобщающий урок)
Рассуждать о многообразии и богатстве художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, образ красоты человека, на народные праздники. Участвовать в выставке работ на тему «Каждый народ – художник»
Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, в собственной художественно-творческой деятельности.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе своего товарища по заданным критериям.
27
Материнство
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя.
Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.
Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
Осуществлять поиск информации.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
28
Материнство
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.
29
Мудрость старости
Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир. Использовать гуашь или мелки.
Создавать в процессе творческой работы образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений.)
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе своего товарища по заданным критериям.
30
Сопереживание
Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом.
Использовать материалы: гуашь, кисти.
Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.
Осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его строении.
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
31
Герои – защитники
Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
Приобретать творческий и композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать опыт в создании памятника героям (в объеме)
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Давать оценку своей работе и работе своего товарища по заданным критериям.
32
Юность и надежды
Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать гуашь, кисти, мелки.
Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
33
Искусство народов мира (обобщение темы)
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки.
Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.
Осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его строении.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
34
Искусство народов мира (обобщение темы)
Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной уцльтуры.
Осуществлять анализ объектов, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте и его строении.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
15