Презентация по истории «От истории родного края к истории Отечества»
«Без малого не разглядеть большого …»(Д. Лихачев)Педагогическая концепция: «От истории родного края к истории Отечества»Учитель истории высшей категорииЛеонтьева Татьяна НиколаевнаМОУ «Лодейнопольская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленнымизучением отдельных предметов» Цель:Изучение истории Отечества через призму исторического прошлого малой родины. Формирование стойкого интереса к традициям, культуре родного края, страны.Задачи: Воспитание гражданина, патриота своей Родины, знающего и уважающего историю, традиции, культуру страны, способного к социальному творчеству, ориентированного на общечеловеческие ценности. Развитие творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, формирование и развитие навыков установления причинно-следственных связей.Ожидаемый результат:Интеллектуально развитая личность, знающая свои истоки, корни, понимающая свое место в обществе, способная критически анализировать прошлое и настоящее, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, обладающая творческим мышлением. «От истории родного края к истории Отечества» Система уроков истории родного края в программном курсе СотрудничествоУчителя и Ученика Тематические воспитательские часы Внеурочная деятельность Система уроков истории в рамках Педагогического проекта Творческая работа «За что я люблю свой город?» 6 6. Современная Россия Восстановление нар/хозяйства и культуры. Афганская война в судьбах жителей города 12 5. СССР с середины 1940-х до середины 1980-х гг. «Их подвиг бессмертен». Значение г. Лодейное Поле в блокаде Ленинграда 6 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Строительство Н.-Свирской ГЭС. Свирьлаг 11 3. Советская Россия, СССР в 1920 –1938 гг. Установление советской власти. Художник С.Зенков 10 2. Россия в 1917-1920 гг. Отклики 1-й русской революции. События и люди. «Бабий бунт в Сермаксе»
13 История России в ХХ в. 1. Россия в начале ХХ в. (1900-1916) 9 класс Жизнь и творчество Д.И.Поленова 20 3. Россия во в. половине XIX в. Развитие края после реформы 1861 г. 9 2. Россия во в. четверти XIX в. Крепостное право в истории края
8 История России XIX в. 1. Россия в п. четверти XIX в. 8 класс Екатерина II и Лодейное Поле 10 4. Россия во в. половине XVIII в. Лодейное Поле – родина Балтийского флота 12 3. Россия в п. половине XVIII в. Александро-Свирский монастырь как военная крепость
4
10 История России XVII-XVIII вв. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Россия в XVII в. 7 класс Боярщина в Присвирье. Александро-Свирский монастырь, Введено-Островский монастырь на Ояти 13 4. Московское государство в XV-XVI вв. Наш край родной под властью Великого Новгорода 8 3. Русь в XII-XIV вв. Родной край в древности («Рожденные в Приоятье») 6 2. Русь в IX – п. половина XII вв. История края – часть истории России 1 История России (с древности до конца XVI в.) 1. Введение 6 класс Через тематические воспитательские часы История России не изучается 5 класс Темы, разработанные в рамках Педагогической Идеи, входящие в тематические блоки Часы Блоки тем по программе Тематические воспитательские часы (5 класс) История Петровских заводов (поездка в Петрозаводск) МАЙ Старая Ладога – первая столица Руси АПРЕЛЬ Исторические памятники нашего района МАРТ Петр I и Лодейное Поле ФЕВРАЛЬ История образования СПетербурга (поездка в Санкт-Петербург) ЯНВАРЬ История школьного музея им. Героев Свири ДЕКАБРЬ Я и моя семья (история моей семьи, выпуск газеты) НОЯБРЬ Знакомство с новой школой (история, традиции) ОКТЯБРЬ К Дню города «Улицы старого Города» (история домов и названий) СЕНТЯБРЬ г. ЛОДЕЙНОЕ ПОЛЕ г. Москва исторические и культурные ценности России п. Свирское Александро-Свирский монастырь г. Олонец исторический музей г. Петрозаводск исторический музей г. СПетербург исторические и культурные ценности России г. Подпорожье исторический музей д. Надпорожье знакомство с вепской культурой г. Старая Ладога Крепость д. Тервиничи Покрово-Тервенический монастырь п. Алёховщина гончарный цех Ст. ОятьВведено-Оятский монастырь г. Новгород Кремль, Юрьев монастырь, Витославицы г. Тихвин музей им. Римского-Корсакова п. Михайловское Пушкинские Горы г. Псков Кремль Экскурсионные маршруты Технология сотрудничества учителя и учеников в ходе реализации педагогической идеи Сбор учащимися под руководством учителя разнообразного краеведческого материала, который находит широкое применение в учебной работе (на его основе изготавливаются наглядные пособия, раздаточный материал) Использование краеведческого материала в воспитательной и внеурочной работе (конференции. Вечера, встречи с известными людьми района, олимпиады, викторины, выпуск стенгазет и т.п.) Совместная работа в походах, краеведческом музее, библиотеках, оформление краеведческого кабинета, школьного музея Выполнение социального заказа (подготовка к юбилейным историческим датам: сбор и отработка информации об отдельных предприя- тиях, участниках войн (Великой Отечествен- ной, афганской, чеченской) и т.д.) Профессиональное совершенствование учителя:1) дальнейшее историческое самообразование2) рост общественно-политической значимости учителя в жизни города и района3) повышение педагогического мастерства4) установление взаимного сотрудничества с учащимися Четко отработанный и включаемый в уроки краеведения материал вызывает у учащихся повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности Осуществляется связь обучения с жизнью; осуществляется преемственность поколений; создаются зачатки профессиональной ориентации; продолжается воспитание гражданственности и любви к родному краю Развитие у школьников имеющихся и приобретение новых умений и навыков интеллектуальной и оформительской работы, воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, развитие эстетического вкуса Самореализация учащихся через сотворчество (подготовка докладов и выступление с ними пред сверстниками, родителями, написание заметок и очерков для газет, журналов, радио; создание рефератов для выпускных и всту- пительных экзаменов Ученик становится не объектом обучения и воспитания, а СУБЪЕКТОМ ТВОРЧЕСТВА МОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ5 - 9 КЛАССЫАВТОР ЛЕОНТЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 2000 годг. Лодейное Поле Цель:Изучение истории Отечества через призму исторического прошлого малой родины. Формирование стойкого интереса к традициям, культуре родного края, страны.Задачи:Воспитание гражданина, патриота своей Родины, знающего и уважающего историю, традиции, культуру страны, способного к социальному творчеству, ориентированного на общечеловеческие ценности.Развитие творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, формирование и развитие навыков установления причинно-следственных связей.Ожидаемый результат:Интеллектуально развитая личность знающая свои истоки, корни понимающая свое место в обществе способная критически анализировать прошлое и настоящее находить причинно-следственные связи между историческими явлениямиобладающая творческим мышлением ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 5 КЛАСС (17 часов, 1 час в неделю – I полугодие) Рассказы по истории родного краяТема 1: Я и моя школа (3 часа)Урок 1: Моя родословная. Какие корни имеет моя фамилия.Урок 2: История школы. Традиции, учителя, выпускники, экскурсии по школе.Урок 3: Экскурсия в школьный музей Героев Свири. История создания музея.Тема 2: История моего города (3 часа)Урок 1: Почему он так называется? (когда появился город, с чем связано его появление)Урок 2: «Здесь строили корабли» (экскурсия на место бывшей Олонецкой верфи).Урок 3: Легенды нашего края.Тема 3: Монастыри нашего края (10 часов)Урок 1: История Александро-Свирского монастыря.Урок 2-3: Экскурсия в Александро-Свирский монастырь.Урок 4: История Введено-Островского монастыря.Урок 5-6: Экскурсия в Введено-Островский монастырь.Урок 7: История Покрово-Тервенического монастыря.Урок 8-10: Экскурсия в Покрово-Тервенический монастырь.Урок 17: Повторительно-обобщающий урок. Закрепление материала. ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 6 КЛАСС (17 часов, 1 час в неделю – II полугодие) Наш край с древности до конца XVIII века Тема 1: Наш край в далеком прошлом (6 часов). Урок 1: Первобытнообщинный строй на территории нашего края. Урок 2: Экскурсия в краеведческий музей по теме. Урок 3: Расселение финно-угорских племен на территории нашего края. История вепсского народа. Урок 4-6: Экскурсия в древнее вепсское село на реке Оять. Знакомство с вепсским языком. Тема 2: В области Великого Новгорода (2 часа). Урок 1: Расселение славян, первое упоминание в летописях д. Тервиничи. История Тервинич. Урок 2: Слияние культуры и традиций вепсов и славян. Зодчество, искусство, быт. Тема 3: «Смутное время» (2 часа). Урок 1-2: Александро-Свирский монастырь как военная крепость. Разорение монастыря войсками Лжедмитрия II. Тема 4: Северная война (4 часа). Урок 1: Строительство Олонецкой верфи (причины, задачи, трудности). Урок 2: Лодейное Поле – родина Балтийского флота (история жизни корабельных мастеров, дальнейшая судьба построенных кораблей). Урок 3-4: Экскурсия в краеведческий музей, как обобщающий урок по теме. Тема 5: Наш край в середине и в конце XVIII века (2 часа). Урок 1: Екатерина II и Лодейное Поле (указ Екатерины II о статусе города, о гербе). Урок 2: Жизнь и судьба города в конце XVIII века.Урок 17: Повторительно – обобщающий урок. ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 7 КЛАСС (17 часов, 1 час в неделю – II полугодие) История края в XIX - начале XX вековТема 1: Крепостное право в России (3 часа).Урок 1: История боярских фамилий. Прикосновение к А.С.Пушкину (История Осиповой).Урок 2: Земельная реформа 1861 года.Урок 3: Развитие и судьба края после реформы.Тема 2: Знаменитые художники нашего края (6 часов).Урок 1: История жизни и творчества Д.И.Поленова. Урок 2: Экскурсия в историко-краеведческий музей на выставку картин Поленова.Урок 3-4: Экскурсия на место бывшей усадьбы художника в Имоченицы.Урок 5-6: Жизнь и творчество Зенкова. Тема 3: Революции в судьбе края (4 часа).Урок 1: Отклики первой русской революции («Бабий бунт» в д.Сермакса).Урок 2: Ссыльные революционеры.Урок 3-4: Экскурсия в краеведческий музей по теме.Тема 4: Установление Советской власти (3 часа).Урок 1:События в городе в октябре – ноябре 1916 года.Урок 2: Судьба Александро-Свирского монастыря.Урок 3: Первые шаги Советской власти.Урок 17: Повторительно – обобщающий урок. ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 8 КЛАСС (17 часов, 1 час в неделю – II полугодие)Наш край с 1920 по 1941 годТема 1: История края в 20-30 годы XX века (6 часов).Урок 1: Индустриализация (строительство заводов, работа железнодорожного депо).Урок 2: Строительство Нижне-Свирской ГЭС (план ГОЭЛРО).Урок 3-4: Экскурсия на Нижнее-Свирскую ГЭС им. Калинина.Урок 5: Образование первых колхозов. Раскулачивание.Урок 6: Вепсы и Советская власть.Тема 2: Культура нашего края в 20-30 годы XX века (3 часа).Урок 1: Образование, медицина (строительство больницы). Урок 2: История Лодейнопольского народного театра (К.И.Пиотровская) и оркестра народных инструментов.Урок 3: Экскурсия по старому городу. Тема 3: «Белые» пятна в истории Лодейнопольского района (3 часа).Урок 1: Строительство Свирских лагерей.Урок 2: История «Свирьлага» в воспоминаниях академика Лосева.Урок 3: Исчезновение вепсов.Тема 4: Знаменитые земляки (4 часа).Урок 1: К.И. Пиотровская.Урок 2: А.А. Сомов.Урок 3: Б.А. Музруков. Урок 4: А.А. Якимовский.Урок 17: Повторительно – обобщающий урок. ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 9 КЛАСС (17 часов, 1 час в неделю – I полугодие) Наш край с 1941 года до настоящего времениТема 1: Великая Отечественная война (10 часов).Урок 1: Начало войны. Мобилизация.Урок 2: Оборона Свири. Образование заградительных отрядов.Урок 3: Партизанское движение на территории края.Урок 4: Свирско-Петрозаводская операция. Форсирование Свири.Урок 5: «Их подвиг бессмертен» (экскурсия в школьном музее).Урок 6: Девушки – минеры (разминирование территории после освобождения).Урок 7: Значение г.Лодейное Поле в блокаде Ленинграда.Урок 8: Экскурсия в клуб «Блокадник».Урок 9: Экскурсия на берег Свири – Братское кладбище.Урок 10: Экскурсия в парк Свирской победы.Тема 2: Восстановление народного хозяйства (5 часов).Урок 1: Восстановление города, фабрик, заводов, Нижне-Свирской ГЭС. Урок 2: Состояние сельского хозяйства. Объединение колхозов.Урок 3-4: Культура нашего края в послевоенные годы.Урок 5: Экскурсия по современному городу. Тема 3: Обобщение (2 часа).Урок 1: Творческая работа «За что я люблю свой край?»Урок 2: Итоговое обобщение.