Программа дополнительного образования в Школе будущего первоклассника

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру является основой для проведения занятий в Школе будущего первоклассника «Ступеньки», то есть ориентируется на детей 6-7 лет, готовящихся к поступлению в 1 класс. Курс рассчитан на 29 часов, по одному занятию еженедельно. Данный курс интегрированный, он объединяет знания о природе, человеке и обществе.
Основными целями образовательного процесса являются:
-создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребёнка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
-последовательное формирование у детей целостной картины окружающего мира;
-формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного обучения в первом классе общеобразовательной школы;
-выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
-знакомство с объектами и явлениями окружающего мира;
-развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
-ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
-формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослые», «Я в семье», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
-формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
-формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
-формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятивных). При составлении программы учитывался важнейший дидактический принцип развивающее обучение и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:
-энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);
-природосообразность (человек часть природы, и он подчиняется ее законам);
-воспитательная ценность знаний.
Содержание программы берёт во внимание, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения будущих первоклассников.
В дошкольном возрасте происходит качественное и функциональное совершенствование всех систем  человеческого организма. По уровню  своего развития к концу этого периода дошкольник должен быть готов к поступлению в школу. От этого будет зависеть успех  его обучения в общеобразовательном учреждении. Ребёнку, поступающему в первый класс, необходим известный запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о моральных нормах поведения человека в обществе. К 6 – 7 годам дошкольник уже имеет определённый багаж знаний. В основном это представления и первоначальные понятия о предметах и явлениях окружающей жизни. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщённости сложившихся в дошкольном возрасте представлений, а также уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, его речи. Содержание программы учитывает знания, полученные  дошкольниками по данной теме в детском саду, старается обогатить и закрепить представления детей; при прохождении каждой темы основное внимание уделяет центральным, стержневым вопросам.
Основными методами работы станут: познавательный диалог, развивающая беседа, наблюдение. Обучающиеся освоят разные виды учебной деятельности: дидактическая игра, работа с дидактическим рисунком и иллюстрацией, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного, ориентировочного, содержательного, волевого и оценочного компонентов обучения в первом классе общеобразовательной школы.
Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе. Человек предстаёт как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у детей необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в начальной и основной школе.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности детей служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес дошкольников, их интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса материала, расширяющего кругозор детей. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед дошкольниками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека, обсуждают проблемы, связанные с загрязнением планеты и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Изучение природоведческих понятий конкретизируется на примерах объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса детей. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, дети овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание ребёнка, что будет способствовать успешной адаптации дошкольников к обучению в 1 классе.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану Школы будущего первоклассника «Ступеньки» на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 29 занятий.



Результаты изучения учебного предмета

В результате занятий по предмету «Окружающий мир» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки станут следующие умения:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка поступков и мотивов определяется не столько собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-сформированность положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки станут следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебной тетради;
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
- называть свою фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты
Дошкольники научатся:
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных;
В результате изучения правил безопасности жизни научатся:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и
других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и
на улицах посёлка;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой.

Содержание учебного предмета

Вводное занятие – 1 ч
Знакомство со школой. Правила поведения в школе и на уроке.
Культура взаимоотношений с учителем и друг с другом. Правила хорошего тона.

Моя Родина-Россия – 2 ч
Москва – столица России. Государственные символы России. Достопримечательности Москвы.

Времена года-3 ч
Осень – время года. Признаки осени. Особенности жизни растений и животных осенью.
Зима - время года. Признаки зимы. Растения, звери и птицы зимой.
Правила поведения во время зимней прогулки.
Весна – время года. Признаки весны. Растительный и животный мир весной. Перелётные птицы.

Природное сообщество-2 ч
Путешествие в лес. Наши друзья – птицы. Лес – природное сообщество. Растительный и животный мир леса.
Дары леса. Значение леса в жизни человека.

Безопасность жизнедеятельности -1 ч
Огонь – друг, огонь – враг. Как огонь помогает человеку. Как спасаться от огня. Вызов службы экстренной помощи.

Общественные места- 4 ч
Поликлиника. Здоровый образ жизни. Врач и больной. Регистратура. Специализация врачей.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо, отправить телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.

Родной край – 5 ч
Моя маленькая Родина-Марий Эл. Мой родной посёлок. Знакомство с картой Марий Эл. Достопримечательности родного посёлка. Правила поведения на улице и в общественных местах.
Йошкар-Ола – столица Марий Эл. Герб, гимн, флаг Республики Марий Эл.
Достопримечательности Йошкар-Олы.
Марий Эл – многонациональная республика. Народы Марий Эл. Союз народов.
Животные нашего края. Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся родного края.
Реки и озёра нашей республики. Обитатели водоёмов. Крупные реки и озёра Марийского края. Земноводные. Рыбы наших водоёмов.

Континенты. Природные зоны – 6 ч
Путешествие на Север. Северный полюс. Работа с картой. Месторасположение полярных территорий на карте. Особенности природы в Заполярье. Животный мир ледовой пустыни. Сравнение погоды северной широты и родного края.
Тундра. Работа с картой. Месторасположение тундры на карте. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры.
Путешествие в дальние страны. Африка. Жаркая пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки, их быт.
Путешествие в дальние страны. Африка. Жаркая пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки, их быт.

Народные промыслы – 2 ч
В гости к мастерам. Народные промыслы. Городецкая роспись. Золотая Хохлома.
В гости к Дымковским мастерам. Дымковская игрушка.

Транспорт – 1 ч
Транспорт. Средства передвижения. Водный, наземный, воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Зоопарк – 1 ч
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

Обобщение знаний - 1 ч

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»


п/п
Название темы занятия
Решаемые
проблемы
Планируемые результаты
Деятельность обучающихся




Понятия
для усвоения
УУД


1.
Вводное занятие
Помещения школы, правила поведения в школе.
Школа, учитель, одноклассник, День знаний, адрес, фамилия, имя.
Понимание учебной задачи, извлечение информации.
Принятие учебной задачи, ответы на вопросы, дидактическая игра, анализ картины.

2.
Осень-время года
Солнце-источник изменений в природе.
Сезоны, осенние месяцы, явления природы.
Анализ информации, оценочная деятельность.
Отгадывание загадок, решение кроссворда, штриховка.

3.
Путешествие в лес
Лес-природное сообщество. Невидимые связи.
Лес, дерево, кустарник, травянистое растение.
Принятие учебной задачи, планирование деятельности.
Дидактическая игра, анализ схемы, разучивание стихотворения.

4.
Дары леса
Чем богат лес?
Древесина, ЦБК, заготовка ценного сырья.
Умение работать с рисунком-схемой, извлечение нужной информации.
Описание даров леса, ролевая игра, штриховка.

5.
Огонь-друг, огонь-враг
Как правильно обращаться с огнём?
Отопительные приборы, пожар, пожарный, специальный транспорт.
Формирование оценочной деятельности, моделирование поведения.
Ролевая игра, отгадывание загадок, логические задачи.

6.
Поликлиника
Куда обращается больной человек?
Поликлиника, регистратура,
педиатр, лекарство, здоровый образ жизни.
Толерантное отношение к окружающим, умение высказывать суждение.
Ролевая игра, отгадывание загадок, работа с тематической картиной.

7.
Магазин
Где можно купить одежду и продукты питания?
Магазин, продавец, покупатель, цена, качество, культура поведения.
Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека.
Ролевая игра, анализ картины, штриховка, логические цепочки.

8.
Библиотека
Как получают знания?
Библиотека, библиотекарь, книга, абонемент, читальный зал.
Моделирование поведения в общественных местах.
Экскурсия, дидактическая игра, чтение-рассуждение.

9.
Почта
Как путешествует письмо?
Почта, почтальон, посылка, конверт.
Извлечение информации из рисунка, умение работать в паре.
Дидактическая игра, отгадывание загадок, просмотр электронной презентации.

10.
Моя маленькая Родина
Что мы Родиной зовём?
Родина, Марий Эл, Мари-Турек, достопримечатель-
ность
Высказывание предположений, аргументирован
ность ответов.
Анализ тематической картины, тематическое рисование.

11.
Зима-время года
Солнце-источник изменений в природе.
Сезоны, зимние изменения, явления природы.
Выбор информации из художественного текста и иллюстраций.
Слушание, ответы на вопросы, работа с разрезными карточками.

12.
Путешествие на Север
Как животные приспособи-
лись жить в холодной местности?
Карта, Север, Северный полюс, полярник, животные крайнего севера.
Умение различать, сравнивать, объединять понятия.
Работа с электронной презентацией, штриховка, логические цепочки.

13.
Тундра
Как люди приспособи-
лись жить в холодной местности?
Карта, тундра, северный олень, оленевод.
Анализ тематической картины, выделение существенных признаков.
Отгадывание загадок, дидактическая игра, штриховка.

14.
В гости к мастерам
Кого называют мастером?
Мастер, «золотые руки», Городец, роспись, шаблон.
Анализ рисунка, умение находить отличительные признаки.
Работа с шаблонами, раскраска.

15.
В гости к Дымковским мастерам
Почему человек окружает себя красивыми предметами?
Дымка, роспись, шаблон.
Анализ рисунка, умение находить отличительные признаки.
Работа с шаблонами, раскраска.

16.
Транспорт
Какой существует транспорт?
Транспорт, виды транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный).
Умение отгадывать загадки, называть отличительные признаки.
Сбор информации, ролевая игра, штриховка.

17.
Путешествие в дальние страны. Африка
Зачем люди путешествуют?
Карта, Африка, пустыня, негр, животные Африки.
Формирование умения извлекать информацию из различных источников.
Работа с картой, анализ тематической картины, штриховка.

18.
Америка
Где находится Америка?
Карта, Северная Америка, Южная Америка, США, индейцы.
Формирование умения извлекать информацию из различных источников.
Работа с картой, анализ тематической картины, штриховка.

19.
Австралия
Почему в Австралии живут необычные животные?
Карта, Австралия, животные Австралии.
Умение наблюдать и делать выводы.
Работа с электронной презентацией, отгадывание загадок, штриховка.

20.
Антарктида
Могут ли люди жить в Антарктиде?
Карта, Антарктида, полярник, айсберг, полюс холода.
Умение работать с разными источниками информации.
Работа с электронной информацией, логические задачи.

21.
Зоопарк
Зачем создают зоопарки?
Зоопарк, обитатели зоопарка, правила поведения в зоопарке.
Умение отгадывать загадки, называть отличительные признаки.
Заучивание стихотворения дидактическая игра, штриховка.

22.
Весна-время года
Солнце-источник изменений в природе.
Сезоны, приметы весны, перелётные птицы.
Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Тематическое рисование, логические цепочки.

23.
Моя большая Родина-Россия.
Что мы Родиной зовём?
Россия, президент, символы государства.
Умение извлекать нужную информацию.
Работа с картой, описание герба.

24.
Москва. Достопримечатель-
ности Москвы
Главный город страны.
Москва, столица, москвичи, Красная площадь, достопримечатель-
ность.
Умение извлекать нужную информацию.
Работа с электронной презентацией, штриховка.

25.
Йошкар-Ола – столица Марий Эл
Достопримечатель-
ности Йошкар-Олы.
Йошкар-Ола, столица, горожане, достопримечатель-
ность
Развитие эстетического восприятия окружающего.
Работа с электронной презентацией, штриховка.

26.
Марий Эл – многонациональная республика
Кто живёт в Марий Эл?
Народы, союз народов, национальный костюм.
Умение наблюдать и делать выводы.
Тематическое рисование.

27.
Животные нашего края
Чем богат наш край?
Группы животных, заповедные места, охрана животного мира.
Умение пользоваться условными знаками.
Рисование природо-
охранного знака.

28.
Реки и озёра нашей республики
Чем богат наш край?
Карта, водоём, естественный и искусственный водоём.
Умение извлекать информацию из разных источников.
Работа с картой, выполнение заданий в учебной тетради

29.
Заключительное занятие
Что мы узнали и чему научились на занятиях по окружающему миру?


Игра «Умники и умницы»



Учебно-методическое и материально-техническое оснащение
Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. -М.: "ООО Академия развития", 2007 г.
Гаврина С.Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Окружающий мир. В 2-х частях.- Киров: ОАО «Дом печати-ВЯТКА»
Электронное пособие «ИНФОУРОК. Окружающий мир для дошкольников»
Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран.

15