Конспект-разработка классного часа Мой Ненецкий округ — многонациональный регион


Пояснительная записка
Классный час на тему: «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион»
Форма классного часа: урок-размышление
Участники классного часа: обучающиеся 8 класса (14-15 лет).
Авторы классного часа: Соболева Наталья Гавриловна (учитель русского языка и литературы), Телкова Людмила Борисовна (учитель истории и обществознания, классный руководитель 11 класса).
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Красное».
Цель урока: создать благоприятный микроклимат в классе и школе и обосновать необходимость мирного сосуществования людей различных национальностей.
Задачи:
Образовательная: познакомить учеников с историей формирования национального состава населения НАО и яркими представителями деятелей культуры нашего региона, способствующих укреплению межнациональных отношений.
Развивающая: провести анкетирование детей для определения уровня толерантности каждого ребенка и обсудить полученные результаты, способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения) через получение информации на уроке.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к окружающему миру, чувство гражданства и патриотизма, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов.
Внеклассное мероприятие было построено как урок-размышление о том, что каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на уважение со стороны других народов и сопровождался подготовленной учителями презентацией, в которую вошел видеоролик «Ненецкий округ», сделанный в программе Windows Movie Maker.
Урок-размышление состоял из основных этапов: подготовительный (2-3 мин.), основной (32 мин.) и заключительный (10 мин.). На первом этапе учителя поприветствовали присутствующих и ознакомили с целью и задачами классного часа. В основную часть вошел следующий материал: национальный состав округа, понятие толерантность в переводе с разных языков, интолерантность, национализм. Был представлен фильм на слова и музыку В.К. Ледкова «Ненецкий округ», в котором были использованы следующие фотоматериалы: разные национальности, писатели и поэты и общественные деятели округа. На уроке среди обучающихся был проведен тренинг.
На заключительном этапе был подведен итог и проведена рефлексия учащихся.
Методическая информация
Мотивация учащихся: мотивировать обучающихся путем рассмотрения изучаемой темы к формированию культуры межличностных и межнациональных отношений; создать ситуацию успеха на уроке и подвести к выбору действий в соответствии с возможностями ученика.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе классного часа:
Знания: учащиеся приобретают знания по одной из актуальных тем «Формирование чувства толерантности» на уроке «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион»; через осмысление данной проблемы учащиеся должны выработать уважения к людям разных национальностей.
Умения/навыки: размышлять, дискутировать на поставленные проблемы в ходе урока, устанавливать и поддерживать дружеские отношения.
Перечень технических и программных средств, используемых в ходе классного часа: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион», песня «Возьмемся за руки друзья», ватман, маркеры, карточки.Описание методики и технологии их применения:
При проведении данного урока сложилась последовательная система действий педагога и учеников, связанная с применением совокупности методов воспитания и обучения. Одним из главных методов повысить интерес учащихся к предмету стало проблемное обучение. Вместо объяснения - учитель побуждает учеников выдвигать гипотезы, делать выводы, используя интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога учитель задает наводящие вопросы, поощряет догадки ребят, помогает подтвердить или опровергнуть их при анализе анкетирования.
На уроке была создана ситуация успеха, способствующая раскрытию мнений и суждений учащихся. В конце мероприятия были проведены тренинг и рефлексия.
Описание организации работы с учениками с применением ИКТ в ходе урока:
Использование при проведении урока компьютерной презентации дает возможность учителю в сжатые сроки представить материал довольного большого объема. Программы Power Point, Windows Live не перегружают зрительного пространства, фиксируют внимание ребят на восприятие материала.
Собственная оценка эффективности проведения классного часа и использования ИКТ по данной теме:
Все этапы урока были выдержаны, и цель классного часа была достигнута. Учащиеся с использованием на уроке ИКТ получили значимую информацию о толерантном отношении к другим народам проживающим на территории НАО. На уроке царила обстановка взаимодействия и взаимной ответственности, сотрудничества учителей и детей. Все методы, использованные на классном часе, были основаны на демократических ценностях уважения разных точек зрения. Современная школа не должна отставать от требований времени, и современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, воспитывая новое поколение думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Подробный конспект классного часа
Классный час на тему: «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион» Слайд № 1
Ход и содержание урока:
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов Слайд № 2
Опережающее задание: проведение анкетирования.
Организационный этап. Подготовка учащихся к восприятию материала.
Приветствие. Здравствуйте, учащиеся 8 класса и гости нашего мероприятия.
Задачами классного часа являются: знакомство с историей формирования национального состава НАО, с понятием толерантность и определения его уровня каждого из вас.
Учитель:
Ненецкий национальный округ образован 15 июля 1929 года и стал первым национальным округом на Крайнем Севере России. 7 октября 1977 года переименован в Ненецкий автономный округ. Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года округ стал равноправным субъектом в составе РФ. НАО входит в состав Северо-Западного федерального округа. Слайд № 3
В округе по последним данным проживает 42,7 тысячи жителей (на 2,9% больше, чем в 2002 году). Сильной половины человечества в Ненецком округе составляет 20,7 тысяч, прекрасной — 22 тысячи. Примечательно, что в округе проживают представители 75 национальностей и народностей.
Вопрос классу:
- Какие народы проживают на территории округа? (коми, ненцы, русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, чеченцы и т.д.) Слайд № 4
Учитель:
-А сейчас вашему внимание будет представлен фильм «Мой округ» на слова и музыку нашего земляка и педагога-организатора школы Валерия Константиновича Ледкова. Слайд № 5
Учитель:
В этом фильме народности, проживающие на территории НАО, представлены большой дружной семьей. Каждая народность имеет отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительные и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством – привилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.
Вопрос классу:
- Что такое национализм? Как вы его понимаете?
Учитель:
НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. Слайд № 6
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном:
“Национализм может быть огромным. Но великим – никогда”.
Станислав Ежи Лец
Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный. Для нашего региона характерен только бытовой национализм.
Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких “ярлыков”, затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Вопрос классу:
- Скажите, ребята, а вам приходилось сталкиваться с непониманием или даже конфликтами между людьми разных национальностей? Как вы думаете, почему это происходит? (Людская агрессия и жестокость, незнание и непонимание традиций и обычаев других народов, плохое воспитание и т.п.)
Учитель:
- Давайте сейчас попробуем на этом большом листе нарисовать свою страну все вместе. Здесь все будут дружить и каждому найдется место. Музыка «Возьмемся за руки друзья». Слайд № 7
Каждый участник мероприятия рисует на общей картине то, что хочет
- Придумайте название нашей стране (Н-р.:«Дружилия»).
- Что же сближает людей? Какие черты характера должен иметь человек, чтобы с ним приятно было общаться? (Честность, вежливость, доброта и т.д.)
- Теперь мы как жители такой замечательной страны должны научиться выражать свое положительное отношение к другим людям, оказывать и принимать знаки внимания.
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества учащихся, внешность, умения, манера поведения. В ответ ученик говорит: «Спасибо, я то же думаю, что я…» и повторяет сказанное ему, а затем продолжает, добавляя ещё одну похвалу в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…».
Учитель:
Сейчас с вами мы постарались выразить свое положительное отношение и уважение друг к другу.
Вопрос классу:
-Как можно назвать такое отношение, одним словом? (Толерантность)
Учитель:
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова “толерантность” с разных языков Слайд № 8
язык Перевод на русский язык
английский Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь
французский Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов
китайский Проявление великодушия в отношении других
арабский Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим
персидский Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению
Обращение к классу:
Мы с вами разобрались, что такое толерантность, давайте же теперь попытаемся сами дать определение этому понятию (ученики предлагают свои варианты).
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. Слайд № 9
Впрочем, существует мнение, что понятие “толерантность” – не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Учитель:
Как вы видите, это понятие очень сложно, и мы можем дать множество его определений, в зависимости от того, что каждый из нас считает наиболее важным. Существует ряд социальных показателей, которые выделяют психологи, и по наличию или отсутствию которых мы можем оценить ситуацию в обществе.
Блок-схема “толерантность” Слайд № 10
67881546990
По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности – нетерпимости (ИНТОЛЕРАНТНОСТИ). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.Обращение к классу:
-А сейчас мы познакомимся с результатами анкетирования по выявлению высокого и невысокого уровней толерантности и интолерантности. Каждый из вас, ознакомившись со своей анкетой, должен сделать определенные выводы для себя. Слайд № 11
-А теперь давайте с вами подведем итоги нашей беседы и выделим самое важное из сказанного.
Выводы: Слайд № 12
Национальность определяется не местом рождения, а национальностью родителей;
Каждая нация уникальна в своем роде и имеет право на самоопределение
Своей национальной принадлежностью нужно гордиться.
Обращение к классу:
Сегодня мы попытались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме, весьма актуальной в нашей жизни, проблеме межнациональных отношений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Приглядитесь, друг к другу повнимательнее: я уверена, что вы найдете много общего, и подумайте на досуге о том, как вы относитесь к другим людям. Может быть, в вашем поведении тоже стоит кое-что подкорректировать.
Рефлексия:
-Что нового и поучительного вы усвоили на нашем уроке?
-Изменилось ли ваше представление по отношению к другим нациям и народностям?
- С каким настроением вы уходите с урока? (поднять нужную карточку: отличное настроение – красная, хорошее настроение - зеленая, не очень хорошее – настроение – синяя) Слайд № 13
Анкета
1. ФИО____________________________________________
2. Ваш возраст_______________________
3. Кем по национальности являются Ваши родители?
Мать______________________________________________
Отец______________________________________________
4. Кем по национальности Вы себя считаете?
_________________________________________________
5. Имеете ли Вы российское гражданство? да нет
6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?
да
нет
мне все равно
7. Поддерживаете ли Вы практику милиции проверять документы у лиц неславянской внешности?
да, это нужно делать обязательно
да, это необходимо в некоторых случаях
нет, это неприемлемо
8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности (религии)? Почему?
это плохо ____________________________________
это хорошо__________________________________
мне все равно ___________________________
9. К вам относились когда-нибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
никогда
такое случалось
это происходит регулярно
10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для русских»?
полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации
в принципе согласен, но вступать не хочу
не поддерживаю такую позицию
11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
да, они борются с неофашизмом
да, они дают молодежи выразить свою точку зрения
нет, не считаю
12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
да, конечно
пока нет, но такое может случиться
для меня это неприемлемо
13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности?
да, конечно
нет
в зависимости от ситуации
14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?
да, потому что моя позиция верна
нет, он имеет право выбора
в зависимости от ситуации
15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы приглашение?
да, конечно
ни за что
как себя поведет большинство
16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или девушка) другой национальности?
соглашусь
конечно, не соглашусь
в зависимости от ситуации
Ключ для оценки результатов анкетирования.
№ ответа № вопроса
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 баллы 0 2 2 0 2 0 0 2 2 0 0
2 2 1 0 1 1 1 1 0 0 2 2
3 1 0 1 2 0 2 2 1 1 1 1
17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям.
11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп (в данном случае - национальных). К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.
5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого, неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культурных групп.