Конспект урока по краеведению на тему Предания, легенды и поверья о птицах


Предмет: краеведение.
Класс: 3 (класс компенсирующего обучения)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема урока: «Сказки, поверья, приметы о птицах».
Учитель: Лыткина Наталья Владимировна.
Цель урока: формировать представления о приметах, поверьях, легендах коми народа о птицах.
Задачи:
- познакомить с коми легендами, приметами, поверьями о птицах;
- познакомить с классификацией птиц коми народа;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;– расширять кругозор детей;
- развитие памяти, внимания учащихся;
- поддерживать интерес к изучению краеведения и других областей знаний;
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, учебник-тетрадь «Краеведение» 3 класс, иллюстрации птиц, карточки.Организационный момент
Повторение пройденного материала
Работа на доске
Загадки
Постановка темы урока
Изучение нового материала
Постановка проблемной ситуации
Рассказ учителя о приметах
Составление таблицы
Рассказ учителя
Сравнение таблиц
Закрепление пройденного
Итог
Рефлексия - Здравствуйте, ребята!
- Вспомним, о каких животных говорили на прошлом уроке?
- Что интересного о них узнали?
- Так же мы говорили о легендах и узнали, что олень и лось определяли символы.
На доске две колонки. Соберите название животного и символ. (дети соединяю карточки)
Белый олень символ мужской силы,
выносливости
Оленёнок олицетворение
женщины, семьи
Лось символ удачи,
богатства, счастья
Олень двойник ребёнка
- Лось и олень – как можно назвать одним словом? Почему?
- Послушайте загадку. Подумайте, о ком будем сегодня говорить на уроке?
Снится ночь пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
- Как догадались?
- Каких птиц вы знаете?
Вспомните начало названия темы прошлых уроков. (сказки, поверья, приметы о….)
- Значит, тема нашего урока?
Сказки, поверья, приметы о птицах.
Вначале урока вы назвали много различных птиц.
Посмотрите на доску. На доске карточки с названиями птиц.
утка филин голубь ворон лебедь орёл сорока гусь сова
Закройте глаза и представьте этих птиц.
У коми народа с давних пор было особое отношение к этим птицам. Их делили на две группы. Как вы думаете на какие? Вы представляли этих птиц, какими они вам показались?
Помогают положительным героям.
Помогают отрицательным героям.
Разделите этих птиц на 2 группы. (дети выполняют задание на доске)
Эту таблицу оставим и проверим в конце урока, правильно ли вы думаете?
Птицы, помогающие положительным героям.
- К одним представителям пернатого царства существовало трепетное, доброе, уважительное, почтительное отношение.
Существовало у древних коми 2 легенды о сотворении, появлении Земли.
Слушаем первую легенду и запоминаем птиц: «Утка или лебедь ныряли на дно глубокого моря – океана и приносили в клюве землю, тину, а из неё и образовалась вся суша».
Вторая легенда: «Мать – утка уронила яйцо на дно моря. Дети – утята нырнули за ним, подняли на поверхность, яйцо тут же развернулось, и из него вся жизнь зародилась». Это легенда стала основой сказки «Шомвуква». (вторую легенду учитель инсценирует)
Вы прослушали легенды. Какие птицы являются символами зарождения Земли? (иллюстрации утки и лебедя, прикрепляет учитель к первой колонке)
Положительные Отрицательные

утка лебедь ворона филин

голубь гусь сорока сова
- символ домашнего могущественные и
опасные птицы
благополучия, семейного
счастья
- грудная кость – талисман
оберег семьи
- утка – символ плодородия
- солонка в форме утка – оберег,
хранитель дома

орёл журавль
*Голубь, водоплавающие птицы (утка, лебедь, гусь) – символ домашнего благополучия, семейного счастья. (на доске появляется иллюстрация голубя, гуся и карточка с символом)
Грудная кость – считалась талисманом, оберегом семьи и хранилась на полочке рядом с иконами. (на доске появляется карточка)
*Утка символ плодородия. (на доске появляется карточка). Крыло утки закладывали под венец для обеспечения удачи в доме.
Солонка в форме утки считалось оберегом – хранителем дома. (карточка) (иллюстрация изображения солонки)
На охлупне дома вырезали голову утки. (иллюстрация)
Особенно чтимыми были у древних коми орёл, лебедь, журавль. (иллюстрация птиц). В них было запрещено стрелять. Наблюдая за полётом журавля гадали о будущей жизни.
(иллюстрация птичьего гнезда) Посмотрите на птичьи гнезда. Был запрет разорять птичьи гнёзда. Птица могла проклясть виновника и мог случится пожар. Всех этих птиц очень чтили.
- Каких птиц древние коми относили к положительным? Что вас удивило в этих птицах? Что было новым для вас?
Мы рассмотрели первую группу.
Как вы думаете ко второй группе какие птицы относятся?
*Ворону, филина, сороку предки коми остерегались, боялись. Они считали, что в них могут обернуться колдуны. (иллюстрация птиц)
*Филин и сова могущественные опасные птицы. Связанные с лесными духами – хозяевами. Вэрса – глаза совиные (круглые).
*Поверье, что филин может появиться в их лесной избушке и попросить охотника об угощении. Если охотник выполнял, то филин посылал богатую добычу.
- Что интересного узнали о этих птицах?
- Сравним таблицу, которую вы составили в начале урока с таблицей, которую составили сейчас.
Где вы допустили ошибки.
- Закройте глаза. (учитель меняет карточки) Откройте глаза.
Что изменилось? Сделайте записи правильно. (дети выполняют)
- Что нового узнали на уроке?
Что необычное узнали про птиц?
На какие группы делили древние коми птиц?
Кому захотелось ещё больше узнать про птиц? Где вы можете найти информацию?
Закончите предложения:
*Я узнал….
* Я научился…
* Я бы хотел….
* Новые знания мне пригодятся…
* Кому бы я хотел сказать спасибо …