Мастер-класс открытого занятия на тему: «Вышивка. Вышивание крестом. Вышивка крестом символа года экологии 2017 года»
Мастер-класс открытого занятия на тему: «Вышивка. Вышивание крестом. Вышивка крестом символа года экологии 2017 года»
Цель: научить выполнению вышивки крестом на канве.
Задачи:
* Познакомить учащихся вышивкой крестом, её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;
* Развивать навыки работы в коллективе.
* Развитие таких качеств как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, взаимопонимание, самостоятельности, умение делать выводы.
* Формирование навыков совместной деятельности учащихся, точность и взаимопомощь при выполнении работ.
* Формирование творческой активности учащихся, точности, научить применять полученные знания на практике, способствовать совершенствованию эстетического вкуса воспитывать аккуратность.
Поставленные задачи способствуют:
- творческому развитию художественной грамотности в среде декоративно-прикладного искусства;
- сознательному применению приобретённых знаний в процессе творческой работы;
- развитию художественного вкуса, ощущению стилистического единства;
- развитию творческой инициативы;
- выявлению субъективных композиционных и цветовых приоритетов как метода развития индивидуальности.
Оборудование:
Для учащихся: тетрадь, инструменты для вышивания.
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение:
Мультимедийная призентация: «Народная вышивка»;
Иллюстрации, схемы, картины вышивки крестом, кроссворд.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, литература, история.
Словарь: «вышивка», «экология».
Подготовительный этап
Поисковая работа учащихся по темам; информационные материалы о вышивке, инструментах.
- стихи о вышивке, о мастерицах;
- загадки о вышивках и инструментах для вышивки;
- пословицы о вышивках и рукоделии.
План занятия
Организационный момент.
Изложение нового материала.
Вводный инструктаж и практическая работа.
Заключительный инструктаж.
Уборка рабочих мест.
Тип урока: комбинированный
Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите друг на друга, проверьте рабочее место, все ли готово к нашему занятию.
2. Самоопределение к деятельности.
- А урок я хочу начать со стихотворения.
Ремеслом прапрабабки владея,
(И умением этим горжусь)
Я за белый лоскут, как стемнеет,
Колдовать у окошка сажусь.
Колет палец иголка до крови –
Лишь терпенья себе попрошу.
В далях сумрачных средневековья
Знаки тайные я ворошу.
Круг магический перед глазами
Свет лампы я не притушу.
Но, смывая усталость слезами,
Я опять ворожу, ворожу…
Я не ведьма, я просто мечтаю –
Новый дом на зеленой траве.
До рассветной звезды вышиваю…
Вышиваю мечту по канве.
- О чём говорится в стихотворении?
(Ответ детей – О вышивке!)
2. Изложение нового материала
Вышивка – одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание – увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.
Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.
Материалом для вышивки в разные далекие времена служили жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище.
Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.
Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру.
И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания – это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.
Вышивка крестом = это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине. В этой вышивке используется техника в полный «крест» или «полукрест».
Показ слайдов.
3. Сейчас я вам предлагаю немножко по отгадывать загадки:
Инструменты для вышивания (загадки)
У тети Моти
Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. (игла с ниткой)
Инструмент бывалый –
Небольшой, не малый,
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (ножницы).
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навсегда на брюках стрелки . (утюг)
У тети Моти всегда в работе
Пять братьев, годами равные,
Ростом разные. (пальцы)
- Дети, давайте вспомним пословицы.
(Дети читают пословицы)
- Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иголкой.
* ножницами НЕЛЬЗЯ: играть, махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить с ними, а тем более бегать;
* НЕЛЬЗЯ оставлять ножницы раскрытыми;
* НЕ подходить к товарищу во время работы.
* с ножницами нужно работать, сидя за столом;
* следить за движением лезвий во время резания;
* передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;
* Не оставлять иглу на рабочем месте БЕЗ нитки;
* Не брать иглу в рот, НЕ играть с ней;
* НЕ втыкать иглу в одежду;
* до и после работы проверить количество игл;
* во время работы втыкать иглу в игольницу;
* передавать иглу в игольнице и с ниткой;
* хранить иглу всегда в игольнице в одном и том же месте.
- Сейчас проверим, что вы узнали на предыдущих уроках. Мы будем отгадывать кроссворд.
(Учитель раздает кроссворд)
Слайд с заданием.
(Дети работают самостоятельно)
- Поменяйтесь работами и посмотрите на ответ и сравните, правильно ли вы выполнили задание?
(слайд с ответом кроссворда).
Учитель. Молодцы с заданием вы справились на отлично! А сейчас, мне кажется вы устали от такого количества информации и чтобы набраться сил и приступить к практической работе, давайте сделаем физкультминутку.
(Показ слайда физкультминутки).
Учитель: Ребята 2017 год объявлен годом экологии. Символом Года экологии. 2017 год в России стал собирательный растительный узор.
В начале января 2016 года Президент Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в стране годе экологии. Эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России.
Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей Иванов утвердил официальную эмблему предстоящего Года экологии.
(Показ слайда экологии 2017 года)
Что такое экология?
(Показ слайда – определение экологии)
-Давайте вспомним стих М. Мазина «Экология Земли»
(дети читают стихи)
Практическая работа
Учитель объясняет выполнение работы вышивки крестом Символа экологии 2017 года.
Подведение итога урока
- Что мы сегодня повторили на уроке?
(что такое вышивка и виды вышивок)
- Что нового мы сегодня узнали?
(2017 год – год Экологии)
- Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.