Педагогическая мастерская. Театральная педагогика при изучении фольклора на уроках литературы в 5 классе. 
Гонченко К.А., 
учитель русского языка и литературы 
МБОУ СОШ №2 г.Серпухова
Педагогическая мастерская 
 «Использование театральной педагогики на уроках литературы 
при изучении фольклора»
Творчество – умение  добавить  в известное  всем капельку личного опыта.
Б.Васильев.
Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Все доброе и хорошее сравнивают с солнцем.  И если человек  рад  другому человеку, он скажет: «Мир тебе и солнце».  Предлагаю повернуться  друг к другу и сказать эти слова (соседу слева, соседу справа).  А в русском фольклоре и пословица  есть: «Что мне золото - светило бы солнышко».
Такое приветствие в театральной педагогике обязательно, оно снимает напряжение, сближает,  настраивает на дружеский  эмоциональный лад.
Итак, предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование театральной педагогики на уроках литературы при изучении фольклора».
Изучению фольклора в 5-7 классах отводится 12 часов. 
Основные темы этого раздела школьной литературы представлены на слайде (не читаю):
Знакомство с жанрами фольклора. 
Коллективность творческого процесса в фольклоре (устном народном творчестве). 
Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.
Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Отражение в фольклоре народного опыта. 
Выражение в фольклоре национальных черт характера. 
Выражение в фольклоре исторического сознания русского народа.
Народные традиции, представления о добре и зле, нравственные идеалы, национальные черты русского характера, историческое сознание – в Концепции   духовно-нравственного воспитания российских школьников и программе  воспитания и социализации в соответствии с новыми стандартами говорится  о формировании  именно этих ценностей у детей.
Устное народное творчество - богатый материал для знакомства с народной культурой России.  Вместе с тем, стоит отметить, что современные дети далеки от фольклора.   Изучением этой проблемы занимаются педагоги вот уже сто лет. В. Ю. Стоюнин,  Ф. И. Буслаев, М. А. Рыбникова  в изучении фольклора видели путь познания народного мироотношения: «В наше время особенно выявилось сознание в необходимости сблизиться с народом, откуда, конечно, вытекает первая потребность узнать этот народ».
Анкетирование показало, что народный фольклор в семьях детей – явление очень редкое.  Поэтому изучение устного народного творчества в школе дети воспринимают как что-то инородное, оторванное от жизни, а потому малоэффективное для знакомства с культурой своего народа и развития нравственности.
Театральная педагогика расширяет и обогащает возможности  литературы, позволяет приблизить детей к народной среде, почувствовать неиссякаемость народной энергии, способствует  эмоциональному переживанию  детьми народно - поэтических произведений. 
Театральная педагогика в интерактивной форме позволяет создать зрительно-словесные образы, активизирующие восприятие,  внимание.
Практическая часть.
Предлагаю вашему вниманию  опыт проведения последнего урока по изучению малых жанров фольклора на примере красивого народного праздника Троица.
Цель:   знакомство с  духовной культурой России. 
Задачи:
познакомить  детей  с  закличками, пословицами и поговорками народного праздника Троица; 
знакомить с народной музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен, частушек; 
научить народным играм; 
развивать интерес к народным традициям,  обычаям; 
развивать творческие способности детей;
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе; 
приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства. 
Звучит музыка (на фоне веселого наигрыша).
Вы не спать пришли, не стоять пришли, 
     А Троицу-праздник встречать пришли
                           Троица зеленая, гостья наша дорогая, 
     Ты не в среду пришла, и не в пятницу
     Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку - веселье.
Народной  приговоркой  начинаю  нашу  встречу. Чтобы настроить детей, учитель сам должен быть очень заинтересован и эмоционален.
Дорогие участники, я предлагаю вам встать и взять по одному лучу из моего разноцветного солнца (вспомните, мы в начале занятия желали друг другу мира и солнца)  и объединиться в группы по цвету лучей солнца (3 группы). 
Так я объединяю детей в группы, психологи отмечают, один и тот же цвет выбирают близкие по духу  и  настрою  люди. 
У нас праздник народный, поэтому мы должны нарядиться (ленты, платки, венки).
Сейчас я положу карточки с заданиями на столы, они того же цвета, что и лучи солнца. Займите, пожалуйста, свои места и выполните задания.
Карточка №1 (жёлтый цвет).
Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся записи:
1.Солнышко, солнышко, красное колесушко,
    Вывесь из-за облушка золотые косушки, 
    Сядь на пенек, погуляй весь денек!
2. Вы послушайте девчата     Нескладуху буду петь:     На дубу свинья пасется     В бане парится медведь 
3. Крашеное коромысло над лугом повисло.
4. - Белая березка, милости просим к нам!
     - Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?
     - На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
     - У кого же ты гостила? 
     - У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
     - Березонька кудрявая, кудрявая моложавая. 
       Под тобою, березонька, все не мак цветет,
       Под тобою, березонька, не огонь горит. 
     - Не мак цветет, не огонь горит.
     - Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.
Слова для справок: песня, потешка, частушка, закличка, обрядовая игра, пословица, загадка, поговорка, пестушка, скороговорка.Карточка №2 (красный цвет).
Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся записи:
1.Приходи, летечко, принеси грибов берестячко, 
   Ягоды в лукошко, зеленого горошка!
2. На болоте, на снегу     Укусил комар блоху     Сидит заяц на березе     Умирает со смеху. 
3.  Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся.
4. - Белая березка, милости просим к нам!
     - Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?
     - На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
     - У кого же ты гостила? 
     - У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
     - Березонька кудрявая, кудрявая моложавая. 
       Под тобою, березонька, все не мак цветет,
       Под тобою, березонька, не огонь горит. 
     - Не мак цветет, не огонь горит.
     - Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.
Слова для справок: песня, потешка, частушка, закличка, пословица, обрядовая игра, загадка, поговорка, пестушка, скороговорка обрядовая игра
Карточка №3 (оранжевый цвет).
Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся записи:
 1.Радуга-дуга, не давай дождя! 
   Давай солнышко-колоколнышко...
2. У моего миленка     Плохая кобыленка     Она стояла у горы     Ее заели комары. 
3. Был тугим он кулачом, а разжался – стал цветком.
4. - Белая березка, милости просим к нам!
     - Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?
     - На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
     - У кого же ты гостила? 
     - У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
     - Березонька кудрявая, кудрявая моложавая. 
       Под тобою, березонька, все не мак цветет,
       Под тобою, березонька, не огонь горит. 
     - Не мак цветет, не огонь горит.
     - Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.
Слова для справок: песня, потешка, частушка, закличка, пословица, обрядовая игра, загадка, поговорка, пестушка, скороговорка.Карточка №4 (зеленый цвет).
Определите, к какому жанру устного народного творчества относятся записи:
Красное летечко, дай грибов берестечко,
          Дай нам столько грибов, сколько есть в лесу пеньков,
          Да на каждый ручеек со лукошко боровок!
В песнях - радость, в песнях – горе,
В песнях и весельице.
Только в песнях нахожу 
Сердечку утешеньице.
В белом сарафане  Стала на поляне,  Летели синицы, Сели на косицы. 
   4. - Белая березка, милости просим к нам!
     - Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?
     - На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.
     - У кого же ты гостила? 
     - У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.
     - Березонька кудрявая, кудрявая моложавая. 
       Под тобою, березонька, все не мак цветет,
       Под тобою, березонька, не огонь горит. 
       Не мак цветет, не огонь горит.
     - Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.
Слова для справок:  песня, потешка, частушка, закличка, пословица, обрядовая игра, загадка, поговорка, пестушка, скороговорка.(Пока работают в группах)
Задача работы в группах – повторить малые жанры фольклора песня, потешка, частушка, закличка, пословица, загадка, поговорка, пестушка, скороговорка, обрядовая игра.   Дети читают  рифмованные строки  и определяют жанр.    Весь секрет в том, что, объединив весь представленный  на карточках материал (у каждой группы свой), мы получим  сценарий сценки «Девичий обряд завивания берез на Троицу».  Такая постановка называется интерактивной.  Роль учителя особенная: он  сценарист (должен объединить части сценария),  режиссер, психолог   и  ведущий  одновременно. 
Итак, давайте проверим  ваши задания  (по замыслу учителя, это репетиция).
Что записано под №1? (заклички)    Под №2? (частушка)    Под №3? (загадка)    Под №4? (обрядовая игра)
Обрядовые игры чаще всего придумывали в виде диалога.  Такую форму вы видите и на карточках. Давайте  подпишем реплики, распределим роли в этой игре.
1-я – девушки группы №1
2-я – девушки группы №2
3-я – березка
4-я – девушки группы №3
5-я – березка
6-я – девушки группы №4
7-я  - все хором
После этого я провожу репетицию чтения обрядовой игры.
А кто же будет березка? Самая смелая! 
Приглашаю всех встать в круг. Сейчас мы сами, своими силами приготовим маленький спектакль. Я, режиссер, буду подсказывать, когда говорить слова.
Лето приводило за собой праздники  и открывалось широким праздником
Троицы. Он совпадал  с расцветом природы в начале лета. Троица – это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это  их день рождения,  в Троицу земля, вода и лес – именинники. 
Музыка (веселый наигрыш).
Вот и пришло к нам лето красное, лето теплое! Всю весну звали-кликали его ребятишки...
Заклички по кругу.
Народ радовался, пел частушки
Частушки под музыку
Веселился народ, тешился загадками
Загадки по кругу (тут же отгадывают, последняя загадка про березку)
В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Красную девицу наряжали, как березку.  Вот  и  к нам сегодня  пришла  березка.  А вот и она!
Игра по ролям (березка та девушка, которую выбрали на репетиции).
 Пора хороводы водить! Да с плясками!
(всегда есть дети, которые стесняются или не хотят плясать; им предлагаю поработать с декорациями: действие на берегу реки происходит, значит, нужна речка (ткань, которую нужно  медленно раскачивать)).
Музыка, хоровод с лентами.
Подведение итогов
 Вот так за один урок мы выполняем с детьми творческий проект, поработав над которым, получим хороший номер, с которым можем выступать на школьных праздниках.
Сейчас много говорят о том, что такое творчество, творческий проект. «Творчество -   умение   добавить  в известное  всем   капельку  личного  опыта», - говорил Борис Васильев.  Творчеством мы занимались все вместе сегодня.  Спасибо!