Адаптированная индивидуальная рабочая программа для детей со сложными дефектами.
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР приказом №____ от «___»______20
___________ Латышева С.Г. Директор школы
«____»_________ 20_______г. __________________ Федотова Н.А.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Северо – Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»
Адаптированная индивидуальная рабочая программа для детей со сложными дефектами.
учащейся 3 класса
Екатерины М.
Составитель программы: Зайнуллина Е.В
2015-2016 учебный год
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Русский язык
Математика
Технология
Русский язык
Лит чтен
Технология
Окружающий мир
ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На дому обучается девочка Катя – инвалид со сложной структурой дефекта. Диагноз – постгипоксическая энцефалопатия, митотический синдром, задержка психомоторного развития, задержка речевого развития. В связи с этим испытывает существенные трудности в обучении, общении, поведении и личностном развитии.
Внешний облик и состояние двигательной сферы: Недостаточно развиты механизмы двигательных действий . Катя полная девочка, поэтому есть нарушения в движении. Отмечается плохая ориентировка в пространстве. По комнате передвигается самостоятельно на четвереньках, медленно, на улице с помощью взрослого. Не выполняет движения по подражанию, не может поймать мяч двумя руками.
Движения рук координированные при выполнении простых действий с игрушками (кубики, пирамидка) и предметами обихода. Ведущая рука - левая. Моторная сфера отличается бедностью. Слабы и вялы верхние конечности (не умеет держать ножницы). Низкая выносливость к нагрузкам
Эмоциональная реакция и её внешнее проявление:
На одобрение может похлопать в ладоши.
Присутствует немотивированный плач.
Если не хочет выполнять задание, может ударить.
Во время занятий случаются приступы эпилепсии.
В плане речевого развития – понимает словесную инструкция, связанную с конкретной ситуацией. Понимает и показывает некоторые части тела ( глаза, нос, рот), игрушки.
Катя говорит только: мама, Маша, баба, повторяет звуки, произносит лепетные слова: ам-ам, би-би, пи-пи. Подражает мимике (улыбается).
Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразном изменении поведения и снижения работоспособности.
Любит играть в мяч и когда ей читают книгу.
Поскольку учащаяся имеет грубо выраженные нарушения интеллектуальной и речевой деятельности, то ведущим принципом построения занятий является индивидуальная направленность обучения, цель – формирование и развитие понимания обращенной речи и положительного эмоционального состояния
задачи обучения:
формировать эмоциональное общение со взрослыми ,
развивать подражательную речевую активность;
пополнять пассивный и активный словарь;
формировать понимание обращенной речи;
формировать выполнение элементарных инструкций;
научить усвоению действий по образцу;
развивать мелкую моторику;
научить слушать доступные художественные тексты (потешки, поговорки, небольшие стихотворения, сказки).
совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений
формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
На специально организованных занятиях идет формирование, стимулирование всех познавательных процессов, в соответствии с её возможностями, развитие и закрепление речевых навыков, закрепление умений полученных ранее .
Сформированность учебных навыков:
математика: не сформирован
чтение: не сформирован
письмо: не сформирован
Структура занятия включает следующие этапы:1) Приветствие, психологический настрой на занятие.2) Темпо-ритмические и двигательные упражнения.3) Основная специфическая часть. Развивающие упражнения, индивидуальная работа по карточкам. 4) Игры с движениями и словесным сопровождением, направленных на релаксацию .5) Подведение итогов (рефлексия деятельности)6) Прощание
Пояснительная записка
Русский язык – 2ч в неделю (17ч)
1.Развивать умения подражать
2.Развивать умение поддерживать зрительный контакт со взрослым (глядя в глаза, на рот); развивать умение наблюдать за окружающими предметами, переводить взгляд с одного предмета на другой.
3.Развивать слуховое внимание (искать глазами, откуда исходить звук); развивать умение слушать; развивать умение реагировать на голос (различной интонации), формировать умение выполнять простую просьбу.
4.Развитие понимания речи.
а) Умение показывать части тела:
покажи, где глазки,
покажи, где носик,
покажи, где ушки,
покажи, где ротик,
покажи, где ручки,
покажи, где ножки.
б) Умение показывать действия:
покажи, как Катя спит (ребенок закрывает глаза),
покажи, где Катя спит (ребенок указывает на кроватку),
покажи, где зайка (мишка),
топни ножкой,
возьми игрушку.
Формирование активной речи:
а) выработка воздушной струи:
умение дуть в дудочку,
умение дуть на воздушный шарик,
умение дуть на лодочку, плавающую по воде.
б) Умение выполнять движения губами:
слогов: па, ба, да, ша, ля,
в) Умение произносить лепетные слова:
ам-ам,
би-би,
пи-пи,
топ-топ,
ку-ку.
г) Умение произносить отдельные слова:
мама,
папа,
кушать,
спать,
тетя,
дай,
на,
пить,
деда.
е) Умение произносить фразы:
Дай пить.
Дай ам-ам.
Дай лялю.
Дай би-би.
На ля-лю
№
Тема
Совместная деятельность
дата
1
День знаний.
2,4.09
2-3
Адаптационный период «Мы играем»
Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущения собственных движений.
Иры («Пирамидка», «Позвони в колокольчик», «Идет дождик» «игра в мяч»)
7,9.09
4-5
Развитие подражания
Слоги звукоподражания (звук «а»)
Изолированный звук «а» в играх.
Слоги звукоподражания «а»
«Покажи врачу горло «аааа»»
«Укачай лялю «ааа»»
«Откуси конфетку «ам»»
«Водичка капает «кап кап»»
14, 16.09
6-7
Слоги звукоподражания (звук «у»)
Изолированный звук в играх .
Игра «Самолёт»
Цель: развитие подражания движением и речи взрослого, знакомство со звуком «У»
-Развитие речевого дыхания.
-Пальчиковая гимнастика;
1,2.3,4,5 (загибаем пальцы)
Будем листья собирать
Листья яблони, листья малины
Листья сливы, листья рябины
Листики груши мы соберём
И этот букет маме отнесем
По земле разбежался
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд
Сдувание листьев со стола
21, 23.09
8
Слоги звукоподражания (звук «а» «у»)
28,30.09
9-10
Слоги звукоподражания (звук «и»)
Изолированный звук «и» в играх
Цыплята пищат «пи-пи»
Миши пищат «пик-пик»
Машина сигналит «би-бип»
5,7.10
11-12
Слоги звукоподражания (звук «о»)
Изолированный звук «о» в играх
Зуб болит «о о о»
Расстроились «оохооох»
Курочка поёт «коо –коо ко»
12,14.10
13
Слоги звукоподражания (звук «а» «у» «о» «и»)
19.10
14-15
Слоги – звукоподражания (звук «э»)
Изолированный звук «э» в играх
Эхо « э-гэ-гэ-гэ»
21,26.10
16
Изолированный звук «ы» в играх
Игра «пароходы»
Цель: развитие подражания движением и речи взрослого, знакомство со звуком «Ы»
Плывут пароходики и гудят Ы –ы-Ы
28.10
2 четверть – 16 ч
17
Изолированный звук «э», «ы» в играх
Пальчиковая игра «Осень»
9.11
18
Развитие речевого дыхания. Сдувание листьев
11.11
19
Изолированный звук «т» в играх
Игра «Паровозы»
Цель: развитие подражания движением и речи взрослого, повторение слов "ЧУ_ЧУ и Ту-ТУ»
Развитие речевого дыхания «ветерок»
Полоски зеленой бумаги приклеить на карандаш. Получится дерево. Дуть на эти «листья»
16.11
20
Изолированный звук «д» в играх
Поиграем на дудочке
Цель: развитие подражания движениям кистей руки и речи взрослого, повторение слова ДУ-Ду-Ду
Развитие речевого дыхания «мыльные пузыри»
18.11
21
Изолированный звук «т» «д» в играх
23.11
22
Слоги звукоподражания звук «м»
Игра «собери урожай»
25.11
23
Слоги звукоподражания звук «п»
Пальчиковая гимнастика;
1,2.3,4,5 (загибаем пальцы)
Будем листья собирать
Листья яблони, листья малины
Листья сливы, листья рябины
Листики груши мы соберём
И этот букет маме отнесем
30.11
24
Слоги звукоподражания звук «к»
2.12
25-26
Слоги звукоподражания звук «г»
Изолированный звук «г» в играх
Гуси, гуси га-га-га
7.12,
9.12
28-29
Слоги звукоподражания звук «х»
Изолированный звук «х» в играх
14,16.12
30-31
Слоги звукоподражания звук «л»
Изолированный звук «л» в играх
Поиграем на балалайке
Цель: развитие подражания движениям кистей руки и речи взрослого, повторение слова ЛЯ-ЛЯ-Ля
21,23,12
32-33
Слоги звукоподражания звук «з»
Изолированный звук «з» в играх
28,30.12
3 четверть
34-35
Слоги звукоподражания звук «ж»
Изолированный звук «ж» в играх
11,13.01
36-37
Слоги звукоподражания звук «ш»
Изолированный звук «ш» в играх
Игра «деревья шумят»
Ш-ш-ш-
Поднимаем руки вверх и покачиваем
18,20.01
38-39
Слоги звукоподражания звук «н»
Изолированный звук «н» в играх
Катаемся на лошадке
25,27.01
40-41
Слоги звукоподражания звук «ц»
Изолированный звук «ц» в играх
«Покорми цыплят»
1,3.02
42-43
Слоги звукоподражания звук «р»
Изолированный звук «р» в играх
Игра «Волшебные ручки»
Р- рычит собака
Ручки танцуют (поднимаем вверх вращаем ладонями)
Наши ручки - молоточки
8,10.02
44-45
Артикуляционный комплекс «Домашние животные»
15,17.02
46-48
Игровые комплексы звукоподражания
«Музыкальный магазин»
Обобщение
22,24.02
49
Слоги звукоподражания звук «в»
Изолированный звук «в »в играх
Ква-ква-ква
Ве-ве-ве-поскачу я по траве
Ву-ву-ву- я лягушек позову
29.02
50
Повторение звука «д» в играх
Позвеним колокольчиком
Цель: : развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого, повторение слов Дин-Дон, динь-динь
Имитируем движения руки и машем из стороны в сторону
2.03
Повторение звука «т »в играх
Слоги звукоподражания (звук «т»)
Игра «Туки-туки»
Пляшем «та-та-та»
Молоточик стучит «тук -тук»
Часы идут «тик - так»
51
Повторяем звук «к» в играх
Слоги звукоподражания (звук «к»)
Кукушка «ку-ку»
Петушок предупреждает «ко-ко-ко»
7.03
52-53
Повторение звукоподражания из одного звука
А- поют дети, качают куклу, плачет ребенок
У – воет волк
О – болит зуб, удивление.
Э – огорчение
Ы- гудок парохода
М- плачет капризная девочка
П-п-п пыхтит паровоз
Б-б-б – булькает вода в чайнике
В –воет ветер
З- звенит комарик
Ж – жужжит жук
Р – рычит собака
Г-г-г – воркует голубь
9,14.03
54
Звукоподражание слога
МА! – зовем маму
Му!-Мычит корова
Ду! Играм на дудочке
Ха-ха! – смеётся девочка
Ко-ко! – курочка зовет цыплят
Би-би! –гудит машина
16.03
55
- Развитие силы голоса:
Вверх-вниз
Цель: развитие подражания движений
Вверх до неба
Вниз до травки
Вверх – до неба
Вниз – до травки
А теперь покружились
И вниз опустились.
Катаем между ладонями шишку, орехи.
21.03
56
Развитие речевого дыхания
1.2,3 (вдох)
1,2,3.4,5(медленный выдох)
Сгибание бумаги
Развитие чувства ритма: ритмичные хлопки, считалки с движениями
Туки-так туки-так1
Так колёса стучат.
Токи –ток, токи-ток
Так стучит молоток
23.03
4 четверть -17 ч
57
Игра «Друзья»
У меня –нос, у тебя –нос (на свой, на нос учит)
У меня – гладкие, у тебя- гладкие (щеки)
У меня – сладкие, у тебя –сладкие (губы)
У меня глаза, у тебя – глаза.
У тебя – волоса , у тебя – волоса,
У меня ушки, у тебя – ушки
Я –твой друг и ты мой друг, мы любим др.друга
4.04
58
Развитие речевого дыхания
Сдувание снежинок.
6.04
59-60
Звукоподражания «ОХ», «УХ», «ХА»
Это сова. Она кричит: «Ух- ух- ух!»
– Это девочка. Она увидела сову и смеется: «Ха- ха- ха!»
– Девочка увидела сову и испугалась: «Ох- ох- ох!»
Особое внимание уделяется пониманию эмоций детей, изображенных на картинках(смеется, плачет).
2. – Покажи сову(девочку, которая смеется, плачет).
– Спрячь девочку, которая смеется(плачет), сову(побуждать к произвольному звукоподражанию).
3. У. предлагает дать имена девочкам(использовать отработанные слова Тата, Тома, Ляля и др.).
– Угости Тату.... . На, Тата... .
4. – Как смеется Ляля?
– Как плачет Тата?
– Как кричит сова?
5. – Построй дорожку(в заданном направлении
11,13.04
61-62
Звукоподражания «БО-БО», «БАЙ-БАЙ
Покажи, где малыш болеет(спит)? (Взрослый дает образец звукоподражаний).
– Как мальчик болеет(спит)? (Взрослый побуждает к произнесению звукоподражания).
2. – Спрячь малыша, который болеет(спит). Кого спрятал?
– Какую картинку спрятала? (Вызов звукоподражаний).
3. – Положи одну(две)мозаику около больного малыша. (Нажимая на каждую мозаику, побуждать к произнесению соответствующего количества звукоподражаний).
4. – Построй дорожку к больному малышу(малышу, который спит) из палочек.
– Проводи куколку к больному малышу, потом к спящему(и наоборот). Куда привел? (Вызов звукоподражаний)
5. Взрослый произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
18,20.04
63-64
Звукоподражания «БИ», «БОМ»
1. – Где барабан(машина)? учитель дает образец звукоподражания).
2. – Что гудит: «Би-би»?
– Что звучит: «Бом-бом»?
3. – Спрячь барабан. Как гудит машина?
– Спрячь машину. Как звучит барабан?
– Что спрятала?
– Куда пошла куколка? (взрослый подкладывает маленькую куколку к определенной картинке, побуждая ребенка к произволь-ному или отраженному звукоподражанию).
4. – Положи к барабану цветочек(мозаику), к машине– два цветочка(учитель предлагает ребенку нажимать пальчиком на каждый цветочек, сопровождая действие звукоподражанием; количество звукоподражаний должно соответствовать количеству мозаик и может варьироваться от1 до3).
5. На чем куколка поедет кататься? (Вызов звукоподражаний).
– На чем куколка поиграет?
6. – Проводи куколку сначала к барабану, потом к машине(и наоборот)
7. – Сделай дорожку к барабану(машине) из палочек.
25,27.04
65
Звукоподражания «МУ», «МЯУ»
2.05
66
Игровые задания, направленные на понимание инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа.
1.– Где мячик?
– Покажи мячики. (Побуждать ребенка обводить заданную картинку пальцем или рукой.)
2. – Спрячь мячик. Спрячь мячики.
– Что я спрятала? (Одна из картинок закрыта листом бумаги).
– Обведи рукой мячики. Обведи рукой мячик.
4.05
67-68
Звукоподражания ПИ-ПИ» «ПАХ-ПАХ», «ПУХ-ПУХ», «ОП»
Предлагаемые инструкции и вопросы:
1. Вучитель последовательно показывает картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
– Где мышка?
– Найди пистолет.
– Покажи мячик. (Побуждать к произвольным и отраженным звукоподражаниям
2. – Спрячь мышку(мячик, пистолет).
– Кого(что) спрятала?
3. – Покажи, что стреляет? Как? (Вызов звукоподражаний)
– Найди, кто пищит. Как?
– Покажи, что прыгает. Как?
4. – Что(кого) услышал? (учитель дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующие картинки).
5. – Покажи игрушки. Какие? (Вызов звукоподражаний).
– Найди животное. Как пищит?
6. – Построй дорожку от пистолета к мячику(от мячика к мышке, от мышки к пистолету).
– Проводи пальчики к мышке(к мячику, к пистолету). (Ребенок проводит рукой по направлению к заданной картинке).
7 .Учитель произносит звукоподражание, сопровождая его имитирующими действиями:
«пух» «оп» «пи-пи»
– пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед;
– движения раскрытой ладонью сверху вниз(мячик прыгает).
10,13.05
69-70
Звукоподражания «ГА-ГА», «ГУЛЯ», «ГОП»
- Спрячь гулю(гуся, лошадь).
– Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги)
-3. – Кто кричит: «Га-га!» («гуля-гуля», «гоп»)?
У кого есть хвост и грива?
– У кого есть крылья и клюв?
– Кто летает?
– Кто бежит?
4. Учитель предлагает подложить к каждой картинке заданное количество мозаик или кружочков. Нажимая на каждую мозаику(кружочек), ребенок проговаривает звукоподражания(сопряжено, отраженно или спонтанно).
5. – Гусь идет в гости к лошади. Проводи его пальчиком. (Аналогичные движения осуществляются от лошади к голубю, от голубя
к гусю и наоборот.)
6. – Угости лошадь печеньем, а голубя- хлебушком. (Побуждать ребенка произносить фразу: «Гуля, на!»)
16,18.05
71-72
Игровые задания, направленные на понимание инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательным значением.
закрыв листом бумаги одну картинку(дом),У. рассматривает с ребенком вторую картинку– домик: «Это дом? Это домик? (побуждает ребенка к произнесению слов«нет», «да»). Проводи матрешку в дом, а куколку– в домик. Проводи большую матрешку в дом, а маленькую матрешку– в домик.
23,25.05
73
Звукоподражания
голосам животных
и подзывы
Звукоподражания
бытовым, транспортным
и музыкальным шумам
Эмоциональные
восклицания
У– кукушка
КО– курочка
КАР– ворона
КРЯ– уточка
КУ-КУ– малыш спрятался
ТУ– поезд, пароход
ТУК– молоток
ТЮК– топор
ТИК-ТАК– часы
АХ– упал
ОХ– болит
УХ– прыгаю
30.05
Литературное чтение- 1 ч
-развитие слухового восприятия;
- развитие речевого слуха и внимания, способных к звукоподражанию;
- расширение звуков окружающей действительности.
№
Тема
Совместная деятельность
Дата
1 четверть – 9 ч
1-3
Выполнение единичных команд:
- Звукоподражания, упражнения на поддувания (с трубочкой, ваткой, пёрышком, ватным шариком, плавающими игрушками, мыльными пузырями и т.д.), «Футбол»,.
3. По подражанию – «Шар лопнул», «Жук жужжит», «Комар звенит», «Гудит самолёт», «Рычит мотор», «Свистит насос»
«Ниточка», «Шагаем по дорожке», «Надуем шар», «Мы – пилоты»
Игры с фишками, палочками, природным материалом,
«Узелки»,«Повтори за мной» ( са-са-са, шу-шу-шу и т.д.)
«Запомни и повтори» (аш-аш-аш, ол-ол-ол и т.д)
«Цепочка» (тра-тра-тра, шта-шта-шта и т.д.)
2.09
9.09
16.09
4
Потешки «Умываемся» ,«Одеваемся»
цель: учить воспроизводить игровое движение согласно тексту.
Показываем движения
23.09
5
Потешки «Готовим еду», «Кушаем»
30.09
6
Потешка «Знакомство с частями тела»
Показываем на себе части тела
7.10
7
Потешка «Про овощи, фрукты и разные продукты»
Показываем движения
14.10
8
Потешки про животных
Рассматриваем иллюстрации, произносим звуки
21.10
9
Потешки про дождик
Цель: учить подражать игровым действиям
28.10
2 четверть- 7 ч
10
Пальчиковые игры с потешками «Ванька-встанька», «Пальчик – пальчик где ты был?», «Мы капусту рубим-рубим» «Рыбки»
11.11
11
Сказки-потешки «Гриб», «Клад»
Просмотр видео-мультфильмов
18.11
12
Сутеев «Под грибом»
Чтение, рассматривание иллюстраций
25.11
13
2.12
14
Сутеев «Живые грибы»
Пальчиковая гимнастика «Грибочки»
9.12
15
К Чуковский «Айболит»
чтение
16.12
16
Русские народные сказки «Три медведя», «Три поросёнка», «Волк и козлята», «Маша и медведь»
23.12
17
Стихи А.Л. Барто
Цель:развивать способность слушать чтение текста и реагировать на его содержание
30.12
3 четверть -
18
Стихи К. Чуковского
рассматривание иллюстраций
13.01
19
В.Берестов «Снегопад»
20.01
20
4 четверть
27.01
21
Т.Шорыгина «Снегири»
3.02
22
В. Берестов «Песенка весенних минут»
10.02
23
С.Маршак «Пришла весна»
Речевое общение:
К нам весна пришла
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами
17.02
24
Речевое общение:
Идет матушка весна,
Отворяйте ворота,
Первый март пришел и весну привел
А за ним апрель отворил окно и дверь
24.02
25
М.Н Рубцов «Воробей»
2.03
26
Б. Заходер «Кискино горе», «Никто»
9.03
27
А.Л. Барто «я расту», «я выросла»
16.03
28
В.А. Осеев «Волшебное слово»
23.03
4 четверть
29
Визуальные упражнения с картинками: покажи -куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведёрко
6.04
30
Нахождение игрушки по картинкам
13.04
31
Узнавание игрушки по характерным звукам
20.04
32
Аудиальные и визуальные упражнения: « Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста)
27.04
33
Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза»,
3.05
34
Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и танцуй вместе»
10.05
35
Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь
17.05
36-37
резервные уроки
24.05
31.05
Окружающий мир1 ч
Задача:-формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде.
Тема
дата
1
« Что растет на грядке»
Кукла в ярком золотистом наряде, корзинка, в которой лежат овощи, сюжетные картинки, с изображением работы людей в огороде.
2
«В сад за фруктами»
Картина «Сбор урожая в саду», «чудесный мешочек», фрукты для угощения. Рассматривание картины. Беседа.
Развитие мелкой моторики «Чудесный мешочек».
3
«Здравствуй, осень»
Игровое упражнение «Осенние листья».
Укреплять мышцы туловища и конечностей.
4
«Игрушки»
Пальчиковая гимнастика: Я с игрушками играю
Мячик я тебе бросаю
Пирамидку собираю
Грузовик везде катаю
5
«Одежда и обувь»
Картинки с изображением предметов одежды и обуви.
Мы надеваем шапки,
Шарфики, перчатки
Можем мы немножко
Застегнуть застежки.
Обувать на ножки
Яркие сапожки
6
«Перелетные птицы»
Рассматривание картинок, беседа.
Д/игры «Летает, не летает
Игровое упражнение «Птицы»
7
Дикие животные
8
Домашние животные
Рассматривание картинок «Домашние животные», обсуждение каждого изображенного животного и его детеныша (внешний вид, звукоподражание)
Игры- инсценировка «Лошадка»
9
Домашние птицы
10
«В мире природы»
Рассматривание грибов.
Игра-драматизация «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем».
Просмотр фотографий.
Игровое упражнение «Собираем грибы в лукошко»
11
«Здравствуй зимушка – зима!»
Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы».
Д/и «Когда это бывает?»
Игра – драматизация «Собираем куклу на прогулку».
12
«Кто живет в лесу. Ежик»
Картинки с изображением диких животных, игрушечный еж. Сюрпризный момент «В гости пришел ежик»
Рассматривание картинок с животными, отгадывание загадок
13
«Кто живет в лесу. Зайчик»
Игрушечный зайка, чудесный мешочек. Картинки диких животных
14-15
«Новогодний карнавал»
Игровое упражнение «Ель, елка, елочка»
Рассматривание. нарядной елки с подарками для игрушек и детей .
д/и «Найди подарок» (словесная инструкция)
физминутка (хоровод у елки)
д/и «Спрячь игрушку»
16
Части тела
Покажи части тела девочки: волосы, подбородок, локти, плечи, коленки, ногти, пальцы, шею, грудь».
17-18
«Мы едем, едем, едем» Транспорт
Беседа о транспорте.
Рассматривание сюжетных картинок.
Физминутка.
Игра – импровизация «Мы едем в зоопарк»
Игровое упражнение «Мы - шоферы».
19-20
«Мебель. Бытовые приборы»
Игра «Устроим комнату для куклы»
21-
«Посуда. Продукты питания»
Игровая мотивация «Идем в супермаркет».
Д/и «Что я куплю себе в...»
С/р игра «Сервируем стол для гостей».
Игровое упражнение «Ну-ка, попляшем».
22
Мамин день
23-24
«К нам весна шагает»
24-26
«Водичка, водичка»
«Купание куклы Кати»
Картинка (водопроводный кран), таз с водой, кукла.
Показ процесса купания куклы с комментарием .
Знакомство с качественными характеристиками воды.
Укладывание куклы спать
27
Занятие Наблюдение «Тонет - не тонет»
28
Занятие тактильное «Найди такой же предмет»
29-30
Знакомство с основными вкусовыми ощущениями:
Слежение за мимикой лица (соленое, кислое, сладкое, горькое) . Пробование контрастной пищи Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Выбор любимых вкусов
31
Развития обоняния (приятный - неприятный запах).
Дидактическая игра «Определи по запаху»
32
«Лето красное идет. Насекомые»
Картины с изображением времен года, насекомых, зонтики и мешочки для игры.
Рассматривание картин.
Чтение стихотворения В. Берестова «Веселое лето».
Игра «Ходим в шляпах».
Математика 1 ч в неделю
Задача:
Познакомить
- со свойствами предметов;
- сравнение предметов;
- сравнение предметных совокупностей по количеству предметов;
- положение предметов в пространстве, на плоскости;
- временные представления;
- геометрические формы.
1 четверть – 9 ч
День знаний. Игры
1.09
Изучение понятий: большой-маленький
8.09
Изучение понятий: крупный-мелкий
15.09
Изучение понятий : длинный-короткий
22.09
Изучение понятий : высокий-низкий
29.09
Изучение понятий : выше-ниже
6.10
Изучение понятий о величине: толстый-тонкий
13.10
Обобщение понятий
20.10
Понятие о количестве: много-мало
27.10
2 четверть – 8 ч
Восприятие пространственных ощущений
Восприятие пространства: Далеко-близко.
10.11
Пространственные представления: впереди-сзади
17.11
Обобщение пространственных представлений
24.11
Повторение понятий: большой-маленький
1.12
Повторение понятий: крупный-мелкий
8.12
Повторение понятий: длинный-короткий
15.12
Повторение понятий: высокий-низкий
22.12
Повторение: выше-ниже
29.12
3 четверть
Повторение: толстый-тонкий
12.01
Повторение: много-мало
19.01
Повторение: дальше-ближе
26.01
Повторение: впереди-сзади
2.02
Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д)
9.02
Ориентировка в помещении (комната).
Определение расположения предметов в помещении (вверху-внизу, сбоку, между, около ,рядом)
Формирование пространственных представлений: дифференциация себя, развитее представлений о схеме тела. (правая /левая/ рука/нога)
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона) Расположение предметов на листе бумаги.
Дидактическая игра «Расположи верно»
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый)
Обобщение
Восприятие формы и величины, цвета; конструирование предметов
Знакомство с основными геометрическими фигурами .
Выбор предметов круглой, квадратной, треугольной формы.
Конструирование из геометрических фигур.
Дидактическая игра « Покажи какой фигуры не стало» (3-4 предмета)
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»
Работа с геометрическим конструктором
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу
Знакомство с основным цветовым спектром(красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) Дидактическая игра «Назови цвет предмета»
Деление на группы по цвету
Подбор к цветному фону деталей такого же цвета
Релаксационный тренинг
Составление из мозаики узоров 1, 2, 3 цветов
Выбор предметов 2 контрастных величин. Подбор предметов одинаковых по величине, цвету, форме: крышки к коробкам, банкам.
Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале
Части суток. (утро, день, вечер, ночь)
Ориентировка во времениутро – вечер, день – ночь
Технология 2 ч в неделю
(66 часов в год)
-Формировать интерес к лепке.
-Формировать интерес к конструированию.
-Развитие мелкой моторики
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Отрабатываемые умения и навыки
Примечание
1
Работа с природным материалом (шишки, листья, мох).
4
2
«Гриб под елкой» (елки и грибы разной величины), игры с мягким модулем «Пирамида» и др.
4
Совершенствовать умение скатывать ладонями прямыми и круговыми движениями (шарик, карандаш, змея, репа, игрушка), расплющивать шар; при скатывании комка прямыми движениями соединять полученную форму в виде кольца (бублики, солнце, тарелке); делать пальцами углубления на поверхности формы. Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой и разной формы, плотно прижимая и примазывая одну часть к другой.
3
Лепка. Посуда.
4
защипывать края формы кончиками пальцев (блюдца, тарелочки)..
Работа с конструктором.
4
Конструирование. учить различать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины), сооружать постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание).
Аппликация из геометрических фигур. Лепка. Овощи, фрукты.
Игрушки
Конфеты, бублики. Пирожки.
4
Учить раскладывать и составлять на листе бумаги изображения предметов, состоящих из 2-3 частей одинаковой и разной формы и величины, подготовленных учителем, затем наклеивать их.
Складывание и наклеивание фигур из готовых частей. Домик с крышей.
3
Учить составлять узоры из геометрических элементов
Работа с бумагой. Сгибание
2
Учить работать по шаблону (ягоды, домик, дерево, цветы)
4
Работа с поролоном ( снеговик, ягода, домик).
3
Работа с бумагой. Приемы работы. Сгибание бумаги
4
Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разложи в ряд».
Дидактические игры: «Картинное лото».
4
Складывание фигур из счетных палочек. Домик. Елочка. Ступеньки.
3
Складывание разрезных картинок из -2-3 частей.
4
Работа с мозаикой. . Выкладывание по образцу геометрических фигур.
4
«Поиск в окружающем». Нахождение предметов с заданными признаками.
2
Светофор. Выработка быстрой и точной двигательной реакции.
3
Собирание пирамиды.
2
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)
2
4 четверть
Формирование пространственных представлений: работа с конструктором «Лего», разрезными картинками (Пазл), кубиками
4
Динамическая организация движения: обведение фигуры на бумаге и штриховка
4
Развитие чувства ритма: ритмичные хлопки, считалки с движениями
2
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
3
Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов
3
Работа с разным материалом. Собираем бусы.
Работа с разным материалом. Собираем пуговицы
Работа с пластилином. Лепка колобка.
Работа с пластилином. Лепка репки.
Работа с пластилином. Катаем жгутики
Лепить из пластилина лепешки (конфеты) для кукол, печенье, торт.
Работа с пластилином. Отщипывать, отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, мять пластилин.
Работа с разным материалом. Упражнения с прищепками. «Солнышко»,
«Рыбка», «Ежик», «Дерево», «Птичка»
Работа с разным материалом. Поделки из ваты «Снег идет», «Снеговик», «Гусеница»
Работа с разным материалом. Поделки из спичек «Домик», «Кот», «Цветок», «Елочка» «Забор»
Конструирование из мозаики «Яблоня», «Пальма», «стрекоза» «Грибок»
Учитель:____________________ /_____________/
С программой ознакомлены, согласны родители: _____________________ /___________________/
Литература.
Т. В. Галанова Развивающие игры с малышами до трех лет Я-ль 1998.
Забрамная С.Д, Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжёлой умственной отсталостью.-М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев,2002 – 112с.
Катаева А.А, Стребляева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. –М.: Бук-Мастер,1993.-191с.
Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ, 2000.-204с.
Заголовок 315