Презентация Решение школьных конфликтов через службу примирения


«Решение школьных конфликтов через службу примирения".Подготовили :социальные педагоги ГБУ ДПО РСПЦЯшнова Н.А.Бородина С.А. Актуальность проблемыШкольная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя различные пласты взаимодействия большого количества людей, в ходе которого возникает большое количество конфликтных ситуаций. Конфликты между детьми, родителями, учителями в образовательном учреждении по своему характеру очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик», наличие «изгоев» в классе.
Основной механизм решения конфликтов в школе - это административное реагирование. В этом случаях дети - «виновники» конфликтной ситуации, занимают пассивную позицию постороннего наблюдателя, совершенно не задумываясь об ответственности за произошедшее
Существует альтернативный способ решения этой проблемы –это создание школьной службы примирения
Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфереУказ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Стандарты восстановительной медиации Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, приказ № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. Статья №76 УК РФ «Служба примирения»- это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов». Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения. Задачи ШСП:1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.2. Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.3. Способствовать развитию отношений сотрудничества между учителями и учениками.4. Обеспечение ранней профилактики правонарушений и преступлений. Структура службы примирения:В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также   обучающиеся-медиаторы старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.Куратор (руководитель) школьной службы примирения -взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора в восстановительной модели медиации и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Требования к ШСПУчастники конфликта признают своё участие в конфликте. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы.Сторонам более 10 лет.Информация о конфликте не передавалась (и не будет передана) в другие структуры: классное собрание, педсовет, совет по профилактике и др.Со времени конфликта прошло не более 1-2 месяцев (в противном случае пережитые чувства стираются) Принципы деятельности ШСП:добровольности (согласие конфликтующих сторон)конфиденциальности (неразглашение тайн сторон)нейтральности (ШСП не выясняет вопрос о виновности /невиновности сторон, является независимым посредником В основе работы школьной службы примирения лежит восстановительный подход.В восстановительном подходе понимается процесс, в котором медиатор ведущий программ, восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций Принципы восстановительного подхода:1. Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации. 2. Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам. 3. Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам. 4. Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей
Формы работы ШСП:Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.
Проведение медиацийЧасто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, им необходим нейтральный посредник. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта.
Круг – это собрание для решения относительно сложных вопросов, проблем в атмосфере взаимоуважения и заботы, согласно определенным правилам Основные цели круга:Принятие совместного решения.Поддержка и исцеление пострадавшего.Реагирование на конкретную ситуацию. Что даёт участие в школьной службе примирения?Подростку совершившему правонарушение: осознать причины своего поступка и его последствиязагладить причиненный вредвернуть к себе уважение, восстановить отношения, которые, возможно, были нарушены Что даёт участие в школьной службе примирения?Потерпевшему:Избавиться от негативных переживаний и желания отомститьУбедиться в том, что справедливость существует Что даёт участие в школьной службе примирения?Родителям:Помочь ребенку в трудной жизненной ситуацииСпособствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения Этапы создания школьной службы примирения:Диагностика учащихся на предмет необходимости организации в их школе такой службы;Обсуждение этого вопроса (по результатам диагностики) на педсовете;Утверждение положения и устава службы директором школы;Назначение ответственного куратора службыНабор ребят на добровольной основе для обучения восстановительным технологиям проведения примирительных встреч;Разработка плана работы службы примирения;Разработка способов получения информации;Тренинг коммуникативных навыков для команды ШСП ;Непосредственная работа ШСП с конфликтными ситуациями;Подведение итогов и анализ работы ШСП за учебный год Перечень  документации ШСП необходимые при создании в общеобразовательном учреждении:1.Приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; 2.Положение о службе; должностная инструкция куратора службы;3. формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; 4.Кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП;5. Программа сопровождения учащихся ШСП;6.Программа занятий; 6.План работы (на неделю). Спасибо за внимание!!!