Современные подходы к организации деятельности школьных методических служб

Современные подходы в организации деятельности школьных методических служб
Автор-составитель: Авдеева С.А., методист отдела образования
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ работа целостная, основанная на достижениях науки, педагогическом опыте и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение профессиональной компетентности каждого учителя.
ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
структурное подразделение научно-методической работы в школе, осуществляющее проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным предметам .
ШМО - ЭФФЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
систематическая профессиональная учеба на местах
повседневная работа по повышению квалификации
тесная связан с УВП, связь практики и теории
возможность изучения стиля, почерка работы учителя и его личностных качеств
участие как в реализации уже готовых программ,так и в апробации экспериментов
ШМО: время перемен
ШМО- традиционные формы оперативного повышения квалификации учителей
Проблемы:
однообразие форм и методов, содержания
отсутствие базовых знаний:
как организовать работу над методической проблемой
как выбрать методическую тему?
как работать над методической темой?
как составить авторскую технологию?
как ее оценить?
как работать с молодым специалистами?
как организовать самообразование?
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕКОЙ РАБОТЫ
Оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщения и внедрения передового ПО, повышение квалификации преподавателей и руководства школы

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Демократичность
Индивидуализация
Адресность
Партнерство
Саморазвитие
Личностная ориентация методического процесса.
Личностно ориентированная система МР – система условий, способствующих саморазвитию каждого педагога, стимулирующих его к созданию индивидуальных, авторских, педагогических, дидактических, воспитательных, методических систем.

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ФУНКЦИИ ПО СВЯЗИ С «ВНЕШНЕЙ» СРЕДОЙ, Т.Е. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ФУНКЦИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РАБОТУ С КОЛЛЕКТИВОМ:
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ВНЕДРЕНЧЕСКАЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ОБОБЩАЮЩАЯ
ДИАГНОСТИРУЮЩАЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ
3. ФУНКЦИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАБОТУ С КОНКРЕТНЫМ ПЕДАГОГОМ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМО
Методическая проблема ШМО
Теоретическое погружение в проблему реализации
компетентностного подхода в образовании
Разработка положения о МО
Обучающие семинары
Реализация компетентностного подхода в методической деятельности
Внедрение личностно-ориентированного подхода в деятельность методических служб
Структурирование содержания образования, обеспечивающее целостность усвоения определенной компетентности
Переход от методического уровня работы с педкадрами на технологический уровень
Адресная дифференцированная работа с педагогами: методические дни, консультации, собеседования, посещение уроков
ШПО, ШМУ, ТГ
Интерактивные формы работы с педагогами (деловые игры, круглые столы)
Формы научно-методической работы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Экспериментальная работа и научные исследования:

экспериментальная деятельность
разработка и апробация авторских и вариативных программ
изучение теоретического материала по проблеме исследования
участие в научно-практических конференциях, семинарах
разработка авторских материалов

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

учебные планы и программ
методические рекомендации
экзаменационный материал
анкеты
положения (о смотрах, конкурсах, выставках, творческих работах и т.п.),
методики диагностики

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
работа над методической темой
проблемные семинары;
курсы повышения квалификации
стажировка; круглые столы
индивидуальные консультации
авторские семинары; открытые уроки
взаимопосещения
работа с научной, методической литературой
наставничество
участие в конкурсах профессионального мастерства

ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
работа в творческой группе
систематизация и обобщение материалов творчески работающего преподавателя или собственного опыта инновационной деятельности
оформление результатов исследования
презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс
мастер-классы ; педагогическая мастерская
выступления на педагогических советах
выездные семинары в города и районы республики
педагогический лекторий; методические дни

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Медико-психологическая Зам. директора Библиотечно-информационная
служба по метод. работе служба

РУКОВОДИТЕЛИ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ –ПРЕДМЕТНИКОВ

ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ
ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

РАБОТА МО ВКЛЮЧАЕТ
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ МО
ВЫПОЛНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ МО
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ
ЗНАКОМСТВО С ППО И ВНЕДРЕНИЕ ЕГО В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МО
ПРОВЕДЕНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ИГРАМ
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ МО
ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ, ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТАМ МО
ДОКУМЕНТАЦИЯ ШМО:
Положение о МО Банк данных на учителей МО Информация об учебных программах и их учебно-методическому обеспечению по предмету (инструктивно-методическое письмо ) Программы (авторские) профильного и углубленного обучения (в соответствии с отчетами школ на каждый год) Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету)
План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО (план работы ШМУ) Планы работы ТГ, ПГ, ШПО и др. Протоколы заседаний ШМО (1 раз в четверть) – функции не только информационная, но и аналитическая Тетрадь посещений уроков, внеурочных мероприятий по предмету (семинары, конференции, консультации) План работы с аттестуемыми учителями План работы по самообразованию (работа над научно-исследовательской темой ) График прохождения курсовой переподготовки
Материалы контрольных работ (1 раз в четверть, 3-х уровневые)
Карта передового педагогического опыта (по единым схемам – банк данных на учителей-новаторов, ППО)
Диагностический инструментарий
Аналитические справки
Положения о различных конкурсах

План работы над методической темой
Направление деятельности
Цель
Прогнозируемый результат
Сроки
Формы
Ответственные

Утверждение методической темы

Выработка единых представлений о перспективах работы над МТ как формой образования и самообразования членов педколлектива

Определение темы, ее актуальности. Обсуждение форм работы над поставленными вопросами

Август
педсовет
Директор, зам по МР

Совещание по проблеме

Анализ уровня погружения в проблему

Определение уровня работы по реализации проблемы

Октябрь ноябрь, апрель

Самоотчеты, собеседования, подготовка методических рекомендаций

Директор, зам по МР, РШМО


Педсовет «Роль МО в формировании ценностей культуры УВП»

Способствование переориентации педагогического сознания во взглядах на ключевые вопросы формирования ценностей культуры УВП

Провести анализ ранее достигнутых результатов по вопросу формирования ценностей культуры УВП

Ноябрь
Педсовет в форме круглого стола
Директор, зам по МР

Проведение анкетирования среди учителей:
Самооценка затруднений аксиологического мышления
Степень готовности учителей к формированию у детей ценности образования в современном мире

Определение степени аксиологического мышления членов педколлектива
Определение степени готовности учителей к формированию у детей ценности образования в современном мире
Разработка планов методсовета по отбору материала для решения поставленной задачи

Сентябрь -октябрь, повтор- май

Планерка-семинар

Директор, зам по МР, РШМО


Проведение учебно-методического семинара «Приемы формирования у детей убеждения ценности образования»

Изучение и частичное обобщение опыта работы учителей по использованию на уроках приемов формирования у детей убеждения ценности образования

Выработка рекомендаций по использованию приемов формирования у детей убеждения ценности образования

Октябрь-ноябрь

Заседание МО
Зам по МР

Проведение недели самоанализа по теме «Приемы формирования у детей убеждения ценности образования»

Изучение и опыта работы учителей по использованию н уроках приемов формирования у детей убеждения ценности образования

Выработка рекомендаций по использованию приемов формирования у детей убеждения ценности образования

Октябрь-ноябрь

Заседание МО, конспекты уроков , собеседования

зам по МР, РШМО


Посещение уроков с последующим обсуждением на заседании ШМО

Анализ уровня погружения в проблему

Выработка рекомендаций, определение перспектив дальнейшей деятельности

Октябрь -май

Посещение уроков

Зам. директор по МР, РШМО




Технология составления плана работы ШМО

Направление деятельности
Цель
Прогнозируемый результат
Сроки
Формы
Ответственные

1. Работа с учителями - предметниками


1.1. Заседания ШМО
Заседание №1
Тема: «Перспектива работы ШМО на новый учебный год»
Обсуждение МТ на год
Обсуждение тематических планирований предметных курсов по параллелям
Составление примерного графика К-работ, обсуждение текстов контрольных и тестовых заданий

Выработка единых представлений о перспективах работы над методической темой школы
Анализ тематического планирования предметных курсов в соответствии с возможными изменениями программ, учебного плана, особенностей комплектования параллелей, задачами внутришкольного контроля
Планирование контрольных мероприятий по предмету на новый год

Определение актуальности темы, вытекающей из анализа педагогической деятельности за предыдущий год. Обсуждение форм работы над поставленными проблемами
Определение перспектив развития Мо на новый год

август
Свободная дискуссия
РШМО

1.1. Заседания ШМО
Заседание № 2 «Роль МО в формировании ценностей культуры УВП »
Рабочие вопросы:
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Работа с технологической картой
Итоги и планы ВШК

Способствовать переориентации педагогического сознания во взглядах на ключевые вопросы формования ценностей культуры УВП
Совершенствование УВП

Проведение анализа ранее достигнутых результатов по вопросам формирования ценностей культуры УВП
Определение возможностей работы по данному вопросу внутри ШМО
Освещение теории и практики по проблеме контроля и самоконтроля
Анализ и коррекция деятельности ШМО по ВШК

ноябрь
Свободная дискуссия
РШМО

1.1. Заседания ШМО
Заседание № 3
«Формирование ценности образования в адаптивной системе обучения ( способы, приемы, возможности) »
Рабочие вопросы:
Обсуждение наиболее актуальных вопросов образовательных программ
Подготовка к открытым урокам
Подготовка материалов аттестационной комиссии

Разработка тактики и стратегии по проблеме формирования ценности образования в педагогической деятельности на уроке
Анализ наиболее трудных вопросов программ

Анализ банка пед технологий, используемых на уроках учителями МО
Знакомство с новыми технологиями по вопросам формирования ценности образования в адаптивной системе обучения
Корректировка тематического планирования, оказание методической помощи в подготовке к урокам

декабрь
Свободная дискуссия
РШМО

1.1 Заседание №4
«Воспитательные задачи уроков разного типа как основа формирования ценности образования в адаптивной системе обучения»
Рабочие вопросы:
Анализ предметных олимпиад
Перспективы окончания учебного года
Подготовка экзаменационного материала
Кадровое обеспечение на новый учебный год
Анализ пробных ЕНТ, ПГК
Отчет о работе по предмету молодых учителей
Отчет о прохождении курсов повышения квалификации

Представление опыта актуализации возможностей урока
Анализ результативности по предмету

Анализ возможностей использования различных педагогических технологий с целью формирования ценностей образования на уроках разного типа в адаптивной системе обучения
Анализ результатов предметной олимпиады
Корректировка текстов контрольных работ

март
Свободная дискуссия
РШМО

1.1 Заседание №5 «Анализ результативности работы ШМО за год»
Рабочие вопросы:
Разработка методической темы
Результативность по предмету
Результаты итоговой аттестации по предмету
Итоги внеклассной работы по предмету
Распределение нагрузки на новый год
Планирование работы на новый учебный год

Подведение итогов работы за учебный год

Определение уровня выполнения поставленных задач
Анализ разработки методической темы
Анализ результативности по предмету
Выработка примерных задач на новый учебный год

июнь
Свободная дискуссия
РШМО

2. Работа с молодыми специалистами


2.1 Закрепление наставников
2.2 Собеседование по учебным программам, по планированию
.2.3 Собеседование по итогам каждой четверти с целью выявления проблем и оказания адресной оперативной помощи
2.4Проверить умение ставить дидактические цели, отбирать содержание учебного материала, методы, формы организации, оценивать результаты урока (посещение уроков)
2.5 Контроль глубины прохождения программного материала, правильности ведения документации , умения организовывать конрольные работы(по итогам четверти)

Помочь молодому специалисту адаптироваться в педагогическом коллективе, действенно полюбить профессию

Введение молодого педагога в профессию
Помощь в овладении основами педмастерства
Помощь молодому специалисту в становлении как члена коллектива

В течение года

Беседы, собеседования, посещение уроков, консультации, памятки

РШМО, коллеги


3. Внеурочная деятельность по предмету


3.1 Интеллектуальные игры
3.2 Предметные олимпиады

Активизация внеурочных методов стимулирования мотивации к обучению

Создание ситуации успеха, стимулирующей получение новых знаний Анализ возможностей учащихся по использованию знаний в нестандартных ситуациях

Сентябрь-ноябрь
Декабрь-февраль

Марафоны, состязания
Неделя олимпиад,

РШМО

4. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов


4.1 Посещение уроков учителей с последующим обсуждением на заседании МО

Анализ уровня погружения в проблему по формированию у учащихся учреждения ценности образования

Выработка рекомендации, определение перспектив дальнейшей деятельности

постоянно
Посещение и анализ уроков
РШМО

4.2 Диагностика учителей

Определение степени аксиологческого мышления членов педколлектива
Определение степени готовности учителей к формированию у детей ценности образования в современном мире

Разработка планов методсовета по отбору материала для решения поставленной задачи

Сентябрь- октярь, повтор- март-май

планерка
РШМО

4.3 Направление на курсы повышения квалификации

Повышение квалификации педагогов

Теоретическое обновление знаний, расширение информационного поля

По плану
Курсы ИПК
РШМО

Проведение семинаров, методических советов и других форм повышения квалификации

Поддержка системы непрерывного образования и самообразования как одного из факторов успеха в педагогической деятельности

Формирование профессиональной культуры педагогов

По плану
Семинары, круглые столы, самообразование, интерактивные формы

РШМО


Структура плана методической работы учителя

1. Цели профессионального развития педагога
2. Разделы плана
2.1. Изучение психолого-педагогической литературы
Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны учителем. Формой представления отсчета может быть доклад, аналитическая статья, аннотации к прочитанным книгам.
2.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Указывается, что будет разрабатываться учителем для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы учебных курсов, календарно-тематическое и поурочное планирование, конспекты уроков, подборки упражнений, дидактические материалы, тексты контрольных работ
2.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Указывается тема, по которой учитель предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовка итоговых обобщенных материалов – написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.
2.4. Участие в системе школьной методической работы
Указывается, в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель.
2.5. Обучения на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Указывается темы курсов, которые предполагает закончить учитель.
Отчетом о прохождении курсов служат курсовые работы, рефераты, зачетные уроку и т.п.
2.6. Руководство повышением квалификации учителей (при выполнении этой работы) Указывается, за какую работу по повышению квалификации учителей в школе отвечает данный учитель, например, руководит стажировкой молодых специалистов, мастер-классом, педагогической мастерской и т.п.
2.7. Оценка результатов профессионального развития

ФОРМА ЗАПИСИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ ПО КАЖДОМУ ИЗ РАЗДЕЛОВ ПЛАНА
Содержание деятельности

Сроки
(начало - окончание)

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы









Структура портфолио учителя

Портфолио учителя - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования Казахстана за определенный период времени (за последние 3 года). Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности - обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Портфолио учителя оформляется в папке  накопителе с файлами (скоросшивателе). Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или руководитель (председатель) методического объединения.

Портфолио – как рейтинг учителя
«Вес» портфолио, как основу рейтинга учителя, можно определять по сумме всех набранных баллов по таким показателям, как:
профессионализм педагога:
уровни результативности, корпоративности, самостоятельности, исполнительности, компетентности
показатели эффективности педагогического труда: средний балл, качество обучения, процент участия учеников педагога в олимпиадах/конкурсах и т.д.
самообразование: научно-методические разработки, участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщение и распространение опыта и т.п.
классное руководство: эффективность работы с родителями, освоение детьми культурного пространства города и др.
Портфолио как отчёт
Для анализа учебной деятельности и для предоставления информации в вышестоящие учреждения следующим необходимым параметром портфолио учителя является возможность предоставления отчётов:
Квалификационная категория педагога;
стаж работы, возраст;
Прохождение курсовой подготовки (в течение одного года, тематика, кто не проходил в текущем году);
учебная нагрузка;
программно-методическое обеспечение;
участие в семинарах;
участие в олимпиадах;
средний балл по предмету;
качество обучения;
использование ИКТ;
публикации;
параметры классного руководства.

Портфолио как методическая копилка,
где бы собирались различные наработки всех учителей школы:
программы, конспекты уроков и классных часов с «изюминкой»
Поэтому, нужно учесть возможность накопления данных материалов в электронном варианте и возможность быстрого поиска необходимого материала конкретного педагога.

Мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
 Учителю:
реально представить результаты своего труда;
увидеть свои резервы;
иметь стимул к самосовершенствованию;
освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;

Виды портфолио.
1. Портфолио документов как витрина достижений:
лицензии;
сертификаты;
дипломы;
свидетельства и т.д.
2.Портфолио отзывов (оценок):
рецензии;
характеристики;
благодарности;
отзывы;
резюме и т.д.
3.Портфолио процесса как набор материалов и творческих работ:
авторские разработки;
управленческие концепции и технологии;
авторские программы и проекты;
методические рекомендации и т.д.
 Комплексный портфолио может состоять из следующих разделов:
набор документов;
набор отзывов;
набор авторских материалов и творческих работ по теме портфолио в соответствии с его назначением, демонстрирующих усилия и прогресс, персональный или коллективный
В зависимости от цели портфолио может быть методическим, проблемно-исследовательским, рефлексивным, презентационным.

Портфолио учителя для аттестации целесообразно вести параллельно по нескольким разделам.

1. "Общие сведения об учителе":
- Ф.И.О., год рождения учителя.
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Общий трудовой и педагогический стаж. Педагогический стаж работы в данном образовательном учреждении.
- Повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы; год, месяц, проблематика курсов).
- Копии документов, подтверждающих прохождение курсов; копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Информация о государственных наградах, грамотах, благодарственных письмах.
- Информация о наиболее значимых школьных поощрениях.
- Копии дипломов различных конкурсов.
- Другие документы по усмотрению учителя.

2. "Результаты педагогической деятельности"
- Материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам.
- Сравнительный анализ деятельности педагога на основании контрольных срезов знаний, участие школьников в школьных, районных, городских олимпиадах, конкурсах.
- Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
- Наличие среди учеников отличников и претендентов на «Алтын белгi».
Данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности.
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

3. "Научно-методическая деятельность" (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе, участие в конференциях, семинарах, конкурсах и т.д. различного уровня).
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, в частности:
- образовательные программы и описания комплектов учебно-методической литературы с обоснованием их выбора;
- описания используемых образовательных технологий с обоснованием их выбора;
- средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
- описания способов использования НИТ в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития;
- отчет о работе в методическом объединении (школьном, городском);
- информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
4. "Обобщение опыта":
- Участие в методических и предметных неделях.
- Организация и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.п.
- Проведение научно-исследовательских работ.
- Разработка авторских программ, научно-методических материалов.
- Публикации учителя.
- Творческие отчеты, рефераты, статьи, доклады.
- Материалы диссертации (при наличии).

5. "Внеурочная деятельность по предмету".
Раздел должен содержать следующие документы:
- список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
- данные о победителях олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
- сценарии внеклассных мероприятий, фото и видеоматериалы по проведенным мероприятиям;
- другие документы, характеризующие внеурочную деятельность по предмету.

6. "Работа в качестве классного руководителя".
Раздел должен содержать следующие материалы:
- анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса;
- информацию об участии учащихся класса в школьных мероприятиях, социальных проектах, творческих объединениях, акциях города и т.д.;
- сведения о сохранении контингента обучающихся в классе;
- информацию о правонарушениях;
- сведения о работе с родителями;
- другие документы.

7. "Учебно-материальная база":
- Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, карты и т.д.).
- Информация о регулярно используемых технических средствах обучения.
- Использование в образовательном процессе компьютера и информационных средств обучения.
- Использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕНТ.
- Другие документы, характеризующие использование учебно-материальной базы.

Схема анализа деятельности школьного методического объединения.

Качество целеполагания (формулирование целей как прогнозируемых результатов деятельности, построение «дерева целей»)
преемственность; последовательность; структурированность;
конкретность и измеримость прогнозируемых результатов
Качество планирования (составление программ достижения поставленных целей)
логичность; последовательность
сбалансированность; конкретность
Качество организации (предотвращение отклонений от целей управления путем обеспечения передачи и усвоения информации )
целенаправленность; рациональность; структурированность
Качество контроля (сбор информации для оказания программирующего и последующего адекватного корректирующего воздействия)
целенаправленность; системность
систематичность;   плановость
Качество аналитической деятельности (выявление причин, обуславливающих результаты образовательного процесса) 
целенаправленность; системность; четкость


АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМО (ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД)
ПОКАЗАТЕЛИ

+ (-)

АНАЛИЗ


I. Качество управленческой деятельности



1. Целеполагание



Связь целей текущего года с целями предыдущего года, учет предыдущих результатов (как положительных, так и отрицательных) при постановке цели



Соответствие цели стратегии образовательного учреждения, разработанным программным документам



Выстраивание дерева целей (определяются подцели, работающие на главную цель)



Иерархичность целей (четкое представление каждого члена ОУ, за достижение каких элементов целей они отвечают)
Учет ресурсной обеспеченности при построении дерева целей (кадровые, материальные, организационные, финансовые др.).



Операциональность (конкретность по срокам и содержанию) цели ОУ



Определение четких, понятных результатов по достижению цели, критериев для установления факта реализации целей



Диагностичность целей (для измерения каждого показателя предусматривается соответствующий инструментарий.)



2. Планирование



Соответствие плана построенным на этапе целеполагания «дерева целей» (является ли план программой достижения целей)



Последовательность и взаимосвязь задач (целей) и действий (мероприятий)



Наличие мероприятий, реализующих каждую цель (задачу)



Взаимосвязь планов всех подсистем (структурных подразделений)



Осуществление администрацией руководство планированием деятельности педагогов по достижению поставленной цели



Структурированность, конкретность и детализированность плана (план поделен на разделы и подразделы, определены сроки , ответственные, контингент участников )



Наличие приложений к плану (циклограммы, планы входящих структурных подразделений)



Оптимальность плана (баланс мероприятий, сроков)



Рациональность плана (распределенность мероприятий с учетом реальности их выполнения )



3. Организация



Создание условий в ОУ для реализации поставленных управленческих задач



Наличие и качество содержания нормативно-правовой базы



Наличие набора локальных актов в соответствии с нормативно-правовыми документами



Рациональность, гибкость структуры управления



Эффективность системы коммуникаций (разнообразие способов передачи информации педагогам)



Системность работы по повышению профессиональной компетенции педагогов



Организация работы с педагогами, имеющими существенные недостатки в работе



Наличие и рациональность плана работы творческих групп, связь данного плана с целями ОУ



Наличие и рациональность плана работы проблемных групп, связь данного плана с целями ОУ



Наличие и рациональность плана работы ШПО, связь данного плана с целями ОУ Продуктивность организации взаимопосещения
Эффективность индивидуальной работы с педагогами



Разнообразие и целесообразность форм и методов работы с педагогами



Систематизация документации



Соответствие оборудования учебных кабинетов современным требованиям



4. Контроль



Соответствие мониторинга образовательного процесса поставленным целям и задачам ОУ



Наличие нормативно-правовой базы ( концепция ВШК, положение о ВШК, положение о мониторинге и др.)



Определенность и конкретность целей контрольной деятельности
Регулярность и своевременность контроля



Наличие показателей для каждого объекта контроля, по которым оценивается состояние объекта



Разнообразие форм и методов контроля



5. Анализ



Соответствие аналитической деятельности поставленным целям и задачам



Итоги года анализируются в соответствии с поставленными целями ожидаемыми результатами



Системность аналитической деятельности



Наличие и качество выводов и рекомендаций в аналитических документах



Качество анализа итогов года (в годовом анализе информация не просто представляется, а анализируется, обобщается , выявляются факты и явления)



Единый стиль оформления аналитических документов



Умение педагогами осуществлять самоанализ собственной деятельности








Схема анализ форм повышения квалификации педагогов


ПОКАЗАТЕЛИ

+
_

Оценивание темы и цели
Актуальность темы



Обоснованность темы



Факторы, обусловившие выбор темы:социальный заказ, цель деятельности школы, законодательные акты, другое ( указать что именно)



Конкретность цели



Оценивание содержательной части
Полнота раскрытия темы, проблемы, на которых останавливалось обсуждение



Глубина раскрытия темы



Научно-теоретическое обоснование проблемы



Соотнесение с практикой работы коллектива (анализ практики, причинно-следственные связи, обобщение)



Определение проблем, требующих дальнейшего изучения, осмысление и решения



Самостоятельность и аргументированность выступления Конструктивность предложений



Четкость, доказательность и иллюстративность докладов



Управление деятельностью коллектива - активность участия в работе, заинтересованность



Оценивание механизма принятия рекомендаций




Качество рекомендаций Обоснование проблем, требующих решения



Конкретность и адресность мер, направленных на решение проблем



Конкретность и реальность согласованность с целью, задачами деятельности школы





Форма самоотчета о деятельности школьного методического объединения
(оформляет руководитель методического объединения)
Цели самоотчета:
провести самоанализ деятельности методического объединения;
оценить результативность его работы;
наметить пути совершенствования деятельности методического объединения.
1. Цель, задачи, которые ставились перед методическим объединением.
2. Методическая тема, над которой работало методическое объединение, насколько она согласуется с методической темой школы.
3. Сколько заседаний методического объединения проведено? Тематика заседаний. Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?
4. Кто, в какой форме, с какой целью проводил открытые уроки? Результативность открытых уроков.
5. Состояние преподавания и качество знаний обучающихся в динамике. Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам (Ф.И.О. учителя, интеллектуальные возможности классов, профессионализм и система работы учителя).
6. Эффективность внеклассной работы по предмету.
7. Участие обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях. Результативность данного участия в динамике.
8. Какие формы работы с кадрами успешно используются в методическом объединении?
9. Какие инновации внедряются в работу методического объединения?
10. Работа по методическому обеспечению учебного и воспитательного процессов.
11. Какие новые учебные программы осваиваются учителями - членами методического объединения, ведется ли преподавание по авторским программам?
12. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методического объединения в следующем учебном году.

Памятка для изучения плана работы методического объединения учителей

При анализе плана работы необходимо дать ответы на перечисленные ниже вопросы:
1. Имеется ли анализ работы за предыдущий год?
2. Насколько задачи, поставленные в плане работы на текущий год, вытекают из анализа прошлой работы и обозначившихся при этом проблем?
3. Запланированы ли следующие мероприятия:
работа по изучению и внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения, обобщение опыта работы педагогов методического объединения;
открытые уроки педагогов;
работа по самообразованию учителей;
повышение квалификации педагогов внутри методического объединения и за его пределами;
внеклассная воспитательная работа по предмету;
работа по совершенствованию оснащения предметных кабинетов;
деятельность по совершенствованию организации уроков, открытые уроки;
работа по внедрению новых форм проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка различных мероприятий методического объединения по трем позициям.

1. Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла - очень полезно и интересно; 2 балла - полезно частично и интересно; 1 балл - не полезно, но интересно; 0 баллов - и не полезно, и не интересно.
2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла - активный участник; 2 балла - участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл - присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов - на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.
3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа "мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год", так и конструктивный - "предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему

































15