Технологическая карта урока по русскому языку Мягкий знак после шипящих на конце основ имен существительных


№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Самоопределение к деятельности - Ур. Русского языка
-Великий писатель Ж.Ж. Руссо написал следующие слова. Прочитайте их про себя. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
-Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя. В добрый путь за знаниями! 2 Актуализация знаний
Прием:
Знаю, хочу знать, узнал Ч Ш Ь Ж Щ
-Посмотрите на группу букв.
-Какая буква лишняя? Почему?
-Что общего у остальных букв?
-Итак, хозяин нашего урока ь. Что знаете о ь? Какова же его роль в русском языке?
Анализируют набор букв.
(ь-лишний, т.к. звука не обозначает)
(Все остальные обозначают шипящие звуки)
(Показатель мягкости, разделительный знак) Познавательные
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Хорошую речь хорошо и слушать.
-Прочитайте пословицы. Как понимаете их смысл?
( 1. Неслучайно раньше необразованных людей называли темными людьми. Им приходится надеяться только на физический тяжелый труд. А вот образованный человек всегда найдет применение своим знаниям.
2. Связанная грамотная речь, с соблюдением норм этикета располагает слушателя ко вниманию.)
-Поясните значение ь в словах из пословиц.
-Что скажете о слове речь и работе ь в нем?
Читают пословицы
Объясняют их смысл
Распределяют слова на группы по значению ьПоясняют , что у существительных ж.р. с щипящим на конце пишется мягкий знак. Коммуникативные
-О какой орфограмме будем говорить сегодня на уроке? Правописание ь после шипящих на конце имен существительных Регулятивные
В парах проговорите правило правописания ь на конце существительных после шипящих. Вспоминают правило в парах Всем удалось вспомнить? Проговорите вслух. Один ученик проговаривает правило вслух Попробуем применить правило на практике. Упр.160. стр.155
- Прочитайте задание самостоятельно. Вслух.
-В парах проанализируйте предложенные слова и определите, о каких двух орфограммах идет речь.
-Как определить, какой из парных согласных писать на конце слова?
-Дочитайте задание до конца.
-Выполните его самостоятельно. Первые трое работают консультантами
-Выполните проверку с доски.
-Что скажите о работе ь на конце основ слов 2-го столбика? Читают
Анализируют
Формулируют правило
Ь указывает на род имени существительного Коммуникативные
Регулятивные
3 Постановка проблемной ситуации
Формулировка темы и учебной задачи урока
Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.
-Постарайтесь записать предложение правильно.
-В чем трудность?
-В какой форме стоят первые два слова?
-Какую задачу поставим перед собой на сегодняшний урок? Что хотите узнать?
-Уточните тему урока Узнать , нужно ли писать ь у существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч.
Научиться писать такие формы слов. Регулятивные
4 Планирование деятельности -Как построим свою работу?
Планируют
Сформулируем правило правописания ь у существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч.

Будем применять его на практике при совместной и самостоятельной работе Регулятивные
5 Поиск выхода из затруднения -Где будем искать ответ на вопрос?
Как поняли правило? Примените его к нашим словам и объясните их написание. Запишите предложение Обращаются к учебнику. Стр.157 6 Работа по теме урока
Применение знаний с проговариванием во внешней речи Упр.162 Прочитайте задание самостоятельно; прочитайте вслух
-В парах устно выполните его.
-Один из вас запишет 1-ые 3 предложения; 2-й – 3 других.
Сделайте вывод: какая особенность есть в написании существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч.? Читают
Работают со словарем, обсуждают
Записывают
Формулируют вывод Предметные
Коммуникативные
7 Включение в систему знаний Составьте небольшой текст (2-3 предложения), за основу возьмите любое предложение из упражнения. 8 Самостоятельное применение знаний -Прочитайте задания для самостоятельной работы. Выполните его Выполняют самостоятельную работу Предметные
Познавательные
Личностные
9 Включение в систему знаний Упр.163 Составление , запись и анализ предложений по заданию учебника 10 Итоги урока
рефлексия -Какую задачу ставили перед собой на урок?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Что нового узнали о ь?
Какое задание было трудным , а интересным? Формулируют вывод
Оценивают свою деятельность Регулятивные
11 Д\ЗПравило, стр.157упр. 163