Урок по русскому языкуИмя существительное 2 класс


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
(2 класс, «Школа России»)
Тема урока: « Имя существительное»

Цели урока:
Актуализировать знания о существительном, отделить старую информацию от новой, систематизировать её в виде определения; тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выделению существенного предмета в группе; закреплять алгоритмы проверки орфограммы в различных частях слова.
Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализа и синтеза, самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении.
Расширять знания о родном языке; формировать навыки сотрудничества; воспитывать учебную активность, интерес к предмету.

Задачи урока:
- обогащение речи учащихся языковыми средствами;
- изучение норм русского литературного языка;
- развитие и совершенствование умений и навыков связной речи;
- изучение русского правописания.

Оборудование: памятка «Основные правила работы в группе», индивидуальные карточки, плакат «Имя существительное», сигнальные карточки, рабочие листы, планы исследовательской работы, «мишень» для самооценки, портреты Знайки и Учёной Мухи, магнитофон.

ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, поприветствуем друг друга. Скажем «здравствуйте» руками, скажем «здравствуйте» глазами. Сядьте ровно, все готовы? Чтоб сегодня наш урок всем ребятам пошёл впрок, постарайтесь все вникать, слушать, думать, понимать.
- Сегодня утром к нам в класс прибежал мышонок. Он будет с нами учиться и помогать вам на уроках. Это Учёный Мышонок.(У.М.) Он долгое время прожил в нашей библиотеке и прочел множество умных книг. Любимыми его книгами были орфографические словари и справочники. Он приготовил для нас задания. Поэтому на уроке нужно быть внимательными и активными.

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
-Сегодня на уроке, чтобы открыть ещё одну тайну русского языка, мы будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Подобрать ключ к этой тайне мы сможем только тогда, когда правильно выполним все задания Учёного Мышонка. А помогать нам, как всегда, будет наш друг Знайка.

III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Ребята, перед каждым из вас лежит лист с лестницей. Напишите на листе свою фамилию. Если вы хорошо справитесь с заданием, то подниметесь по ступенькам наверх. Если ещё нужно поработать, то покажите, на какой ступеньке от цели вы находитесь. Там поставьте точку. После выполнения каждого задания я буду просить вас сделать самооценку своих знаний.(Каждая ступенька 10 баллов)
- Давайте вспомним «золотые» правила орфографии, о которых нам всегда напоминает Знайка на уроках русского языка:
1.Пишу аккуратно, чисто и красиво.
2. Пишу грамотно.
3. Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение
повествовательное, то в конце предложения ставлю точку.
4. Помню о красной строке при записи заданий и частей текста.
5. Использую перенос слов с одной строки на другую.
6. При письме проговариваю слова по слогам.
-Ребята, работать сегодня будем по группам. Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно. (На доске открывается плакат)
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
- Учёный мышонок приготовил индивидуальные задания. Задания разные по трудности. Каждый из вызванных ребят выберет задание по душе.
- Пока ребята работают по карточкам, мы постараемся выполнить первое задание Учёного Мышонка.
А). На доске записаны засекреченные слова. Попробуйте их разгадать, объяснить написание орфограммы и привести свои примеры на это же правило.
Декорев . я, релич( . ) ка, ур . кожай, жинура . , б . корьба, а . вокуратный.
Б) Проверка. Отметьте на мишени, насколько близко вы находитесь от цели.
- А теперь из первых букв соберите слово и вы узнаете, что поможет лучше спориться работе в группах. (Дружба)

IV. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Ребята, вы уже сейчас показали, что умеете находить и объяснять орфограммы, значит должны писать грамотно?
-Вы согласны со мной?
-Тогда скажите, какие окончания мы напишем в словах (запись на доске)
к берёзке/и, смотришь/ешь, синюю/ию?
-Докажите свои предположения. Не можете.
- А почему? (не хватает знаний)
-Что для этого нужно? (учиться)
-Какую широкую тему мы начали изучать? (Части речи)
- Зачем нам нужно её изучать?
ВЫВОД. Изучение этой темы нам поможет научиться правильно писать окончания разных частей речи.

V.ФИЗМИНУТКА. (Проверка умения различать части речи)
-Я называю любимые слова Учёного Мышонка. Если это существительное, то вы встаёте, если глагол – садитесь, а если прилагательное – хлопок над головой.
ВАРЕНЬЕ, ЛЕТАТЬ, ЗЕЛЁНАЯ, УМНАЯ, ЖАРА, ВЕСЁЛАЯ, КРАСИВАЯ, ЖУЖЖАТЬ, АРБУЗ, ЛЕТНИЙ, САДИТЕСЬ.


VI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
-Как вы думаете легче сразу одновременно изучать все части речи или по отдельности?
(по отдельности)
-С какой части речи вы предлагаете изучение? (с существительного)
-Почему? (самая главная, называет предмет, а все остальные под неё подстраиваются: обозначают её признак, действие, признак действия)
-Подумайте и сформулируйте кратко тему, которую мы сегодня начнём изучать. (Запись на доске)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
(Открывается рисунок весёлого человечка)
- Этого человечка зовут «Имя существительное».
-Что он может нам рассказать о себе? Дайте ответы от первого лица.
(В процессе ответов на доске появляются полоски с ответами)
Я – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Я – ЧАСТЬ РЕЧИ.
Я ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
Я ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТ.

VII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
-Представьте, что из нашей речи в одночасье исчезли все существительные.
-Учёный Мышонок предлагает нам выяснить, какую роль играют существительные в нашей речи? Для этого проведём небольшую исследовательскую работу.
А). РАБОТА В ГРУППАХ.
ПЛАН ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ».
Прочитай текст 1.
«Язык появился потому, что без него люди не могли работать вместе. И наши далёкие предки вырвались из мира безмолвия. Язык – величайшее достижение человечества. Он самое дорогое наследие, которое мы получили от людей многих поколений. В слове хранится наша история и культура. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты, его оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги».
- О чём говорится в тексте?
Прочитай текст 2.
Появился потому, что без него не могли работать вместе. И наши вырвались из. Величайшее. Он – самое дорогое, которое мы получили от многих. В хранится наша и. Обогащали и украшали лучшее и, его оберегали от и.
- Какой текст больше понравился?
- Почему?
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Текст 2 отличается от текста1 словами, которые называются ________________________.
Эти слова делают текст _________________________________.
Они отвечают на вопросы _______________________________.
Они обозначают _______________________________________.
Они изменяются по _______________________________________.
Эта часть речи называется так потому, что ______________________________________.
Б). ПРОВЕРКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
-Давайте обменяемся мнениями по результатам исследовательской работы.
- Отметьте на мишени, на сколько вы приблизились к цели, сделав это исследование.

VIII. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ ИЗ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРЕДЛОГОВ.
-А сейчас У.М. предлагает выполнить творческую работу и сделать ещё одно открытие об имени существительном.
Возьмите рабочий лист №1. Прочитайте заглавие и начало текста, который приготовил вам У.М.
- Что вы себе представили?
-Какой это тип текста?
-Какую особенность этого текста заметили? (Состоит только из существительных и предлогов),
-Продолжим описание утра в деревне, используя только существительные и предлоги. Подумайте о ком и о чём можно составить предложения, выполните задания, которые даны на этом листе.
А) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Рабочий лист №1.
Раннее утро.
Утро в деревне. Капли росы на траве, скамейках, крылечке. На сирени _________.
Во дворе ______________.
Прочитайте текст. Получилось ли у вас нарисовать картину раннего утра?
Какую роль существительного вы наблюдали в тексте? Почему удалось составить текст?
Б) ПРОВЕРКА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
-Получилось ли нарисовать картину раннего утра? (Да)
-Почему удалось составить текст? (Использовали существительные, а для связи слов в предложении использовали предлоги)
-Кто хочет прочитать свой текст?
-Так какую роль существительного вы наблюдали? (Передача выразительности)
-Отметьте на мишени, насколько вы приблизились к цели, сделав ещё одно маленькое открытие.

IХ. СВЕДЕНИЯ ОБ ЯЗЫКЕ.
-Ребята, У. М. хочет поделиться с нами своими знаниями по теме «Имя существительное». Послушайте их внимательно и потом скажите, что нового о существительном вы узнали из рассказа. (Магнитофонная запись)
«Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы, явления. Весь мир улиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озёра, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя, и всё это – имена существительные»
-Так что же нового вы узнали об имени существительном? ( Существительные обозначают не только предметы)

Х. УПРАЖНЕНИЯ В КЛАССИФИКАЦИИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
А). Запомнили, что обозначают существительные? Тогда поиграем в игру «Назови одним словом». Каждая группа отвечает по очереди.
-Пёс, петух, корова, кошка - ? (животные)
-Кукла, мячик и гармошка - ? (игрушки)
-Лук, редиска, огурцы - ? (овощи)
-Молоток, топор, щипцы - ? (инструменты)
-Платья, юбка и рубашка - ? (одежда)
-Бак, стакан, кастрюля, чашка - ? (посуда)
-Василёк, ромашка, роза - ? (цветы)
-Ветер, дождичек, морозы - ..? (явления природы)


Б). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
-А теперь аналогичную работу У. М. предлагает продолжить в группах. Возьмите рабочий лист №2, выполните задание и сделайте вывод после проделанной работы.

Рабочий лист №2.
Люди: кто? Врач, брат, __________________________________________.
Растения: что? Рябина, __________________________________________.
Птицы: кто? Сокол, _____________________________________________.
Рыбы: кто? Сазан, _____________________________________________.
Звери: кто? Медведь, ___________________________________________.
Явления природы: что? Снег, _____________________________________.
Вещи: что? Брюки, _____________________________________________.
Орудия труда: что? Лопата, ______________________________________.
Транспорт: что? Автобус, _______________________________________.
Сделайте вывод. Существительными называются слова, которые обозначают ____________________________________________________________________
и отвечают на вопросы ______________________________________________.
В). ПРОВЕРКА.
-Какие слова дописали?
-Какой вывод сделали?
Оцените свой вклад в работу. Покажи на лестнице, насколько ты приблизился к цели.

ХI. РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ.
- На какие две группы можно разбить эти слова?
-Тема нашего следующего урока русского языка называется «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Имена существительные, отвечающие на вопрос что?»
-Когда мы будем задавать вопрос кто? А когда вопрос что?
-Вы уверены в этом? Тогда подумайте, на какие вопросы будут отвечать слова труп и мертвец?

ХII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
А) У. М. предлагает вам, ребята, выполнить небольшой тест. Для этого возьмите лист с тестом и подпишите его.
-Подумайте, как бы вы продолжили эти предложения?
-Допишите, что нового узнали на этом уроке?
ТЕСТ.
Ф.И. ученика _________________________________________________.
1. Чаще всего в речи употребляются имена _________________________.
2. Луна, трель, ночь, подруга – это ________________________________.
3. Имя существительное обозначает _______________________________.
4. Имя существительное отвечает на вопросы _______________________.
5. Имя существительное – это ___________________________часть речи.
6. Сегодня на уроке я ___________________________________________.
Б) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Что теперь может рассказать о себе человечек «Имя существительное»?
(В процессе ответов на доску добавляются полоски с ответами)
-Я – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
- Я НАЗЫВАЮ ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОБЫТИЯ И Т.Д.
-Я В ТЕКСЕ ПЕРЕДАЮ ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.



ХIII. РЕФЛЕКСИЯ.
- Какая группа сегодня лучше работала?
-Кого особо хотели бы отметить?
-Посчитайте свои баллы.
(До 30 баллов – знания удовлетворительные, нужно ещё поработать,
от 30 до 40 баллов – знания хорошие, от 40 до 50 баллов – отличные знания)

ХIV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- У. М. приготовил домашнее задание на листочках разного цвета.
На красных листочках задания сложнее, на зелёных – легче. Выбирайте
листочек с домашним заданием для себя.







15