Урок по русскому языкуИмя прилагательное(4 класс)
Цель: 1) Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части
речи.
2) Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и
письменной речи.
3) Воспитывать уважение друг к другу, умение выслушивать товарища.
Оборудование: сигнальные карточки, картинки зверей, таблицы со словами.
Ход урока.
Организационный момент и сообщение целей урока
1. Учитель читает «Сказку про краски», автор Е. Руженцев.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водой
На рассвете умываться,
И зелёным – презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
– Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные.
2. Проверка домашнего задания
– Прочитайте имена прилагательные, которые вы записали. (Аккуратный, классный, коллективный, медленный, металлический, пассажирский, русский, российский, субботний.)
3. Чистописание
а) Массаж рук.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят –
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Руки – в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.
б) Работа в тетради.
______________________
ко – ок – ка – ак – ки – ик
календарь
в)
Загадка
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
– поставьте ударение
Запоминаем буквы (а, е)
– кто объяснит лексическое значение слова?
(Таблица или книжка с перечнем всех дней в году)
– а вот послушайте, как определил С. И. Ожегов
(в русском словаре)
– обведите мягкие согласные (л, р)
– какая часть речи? (сущ.)
– неодуш.
– м. р.
– 2 скл., в И. п.
– подберите однокоренные слова и выделите корень
Календарь, календарик, календарный.
– составьте устно предложения
Физкультминутка
– А теперь отдыхаем. Слушаем внимательно меня. Двигаются только глазки: вверх, вниз, вправо влево.
Работа по теме урока
Наблюдение над ролью прилагательных в речи.
– Отгадайте загадки. (Задание по группам)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая – для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто ж это? (Лиса.)
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка.)
– Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
– Уберите в своих описаниях имена прилагательные. (От каждой группы выходят по два ученика: один описывает животное, используя прилагательные, второй – без прилагательных.)
– Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему? Чьё описание оказалось более точным? С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
– Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признак предмета.)
Упражнение «Антонимы».
Учитель диктует прилагательные.
БЕЛЫЙ, КРИВОЙ, ДЛИННЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, МЯГКИЙ.
Учащиеся записывают прилагательные, противоположные по смыслу. (Чёрный, прямой, короткий, холодный, голодный, весёлый. Худой, больной, тупой, твёрдый.)
Упражнение «Магазин».
Учитель диктует существительные.
ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ЦВЕТЫ, КЕФИР, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЁШКА.
Дети должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. (Овощной, книжный, обувной, цветочный, молочный, хлебный, мебельный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)
Работа по учебнику. Упражнение 268, стр. 118 – 119.
– Найдите в тексте существительные. С какими словами они связаны с предлогами? (Дом старый, тополь толстый, степь красная, целина золотая, Родина родная.)
Физкультминутка
– Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой.
Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
Странный свет – неяркий и неподвижный – был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше....
Осень пришла врасплох и завладела землёй, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
(По К. Паустовскому.)
Словарно-орфографическая работа
а) Упражнение «Лишнее слово».
На доске записаны группы слов. Надо найти «лишнее» слово.
ГСТИНИЦА, ВЛНЕНИЕ, ЗАГРЗНЕНИЕ, БЕЗГРНИЧНЫЙ. («Безграничный» – это прилагательное, остальные слова – существительные.)
НЕЛОКИЙ, ЛЕКИЙ, КРЕКИЙ, ОБРАЦОВЫЙ. («Крепкий» – здесь пропущена парная глухая согласная, в остальных словах – парная звонкая.)
ЧУДЕСНЫЙ, СЧАСЛИВЫЙ, ИЗВЕСНЫЙ, ТРОСНИКОВЫЙ. («Чудесный» – в этом слове нет непроизносимой согласной, в остальных словах есть.)
АУРАТНЫЙ, ВЕСЕИЙ, СУОТНИЙ, СОНОВЫЙ. («Сосновый» – в этом слове пишется одна буква, в остальных словах – удвоенная согласная.)
ПРЕДЮБИЛЕЙНЫЙ, ПОДЕМНЫЙ, ОБЕДИНЕННЫЙ, СЕРЕЗНЫЙ. («Серьёзный» – в этом слове пишется разделительный мягкий знак, в других – твёрдый.)
– Запишите все прилагательные.
б) Работа по учебнику.
Упражнение 270, стр. 119.
– Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
Разбор по членам предложения первое предложение
По горной тропинке поднимаются люди.
Кто? Что делают?
По чему?
Какой?
Домашнее задание
Упражнение 269, стр. 119.
Итог урока
– Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?
– Что они обозначают?
– На какие вопросы отвечают?
МОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Нижнекамского района РТ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
4 КЛАСС
Учитель I квалификационной категории
Буранкова Любовь Егоровна
15