Урок математики в 5классе Тема: Упрощение выражений Тип урока: Урок открытия нового знания Цели урока: 1. Расширение понятийной базы (предметной и метапредметной)
- предметные: выполнять вычисления с натуральными числами; уметь находить произведение натуральных чисел; знать и уметь применять распределительный закон умножения для вычисления значений числовых выражений; записывать его с помощью букв. - метапредметные: познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе полученной информации; развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности; регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, анализировать результаты своей работы на уроке, умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности; коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками; - личностные: личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности. Развитие находчивости, активности при решении математических задач, способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений Межпредметные связи: Литература. Николай Николаевич Носов «Приключение Незнайки и его друзей» Геометрия. Задача с практическим содержанием. История. Из истории математики ( французский ученый Ф Виет) Формы работы учащихся: фронтальная, парная,групповая, индивидуальная. Оборудование: раздаточный материал, портрет Ф Виета, Знайки и Незнайки
ХОД УРОКА Iэтап урока
Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Учитель: Сегодня я хочу начать урок с индийской притчи Индийская притча Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит. Один ответил: Я вижу дерево и мишень на нём. Другой сказал: Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе Третий сказал: я вижу тебя учитель, твоих учеников , дерево и мишень на нем Остальные отвечали примерно- то же самое. Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуне и спросил: А ты что видишь Арджуне? Прости учитель, у меня, что-то с глазами. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени,- последовал ответ. Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал: Ребята, как вы думаете, что сказал Дрона? Почему Арджуне ничего не видел, кроме центра мишени. Какие ваши мысли? Знай только такой человек может стать попадающим в цель. Действительно только тот, кто собран и организован может достичь своей цели я думаю что мы сегодня на уроке сможем достичь своей цели II этап Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Актуализация необходимых ЗУН - Обобщение ЗУН - Пробное учебное действие - Фиксация затруднения Учитель: Ребята. Что вы видите на доске 52*6; 25*399; 202*87 -102*87; 603*7 +603 *93; 91*8; 7*59; 263*24 -163*24 Кто-нибудь может сделать предположение? Какие задания мы могли бы сделать к этим записям III этап Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявить место и причины затруднений
- Что я делал, какие знания применял - Где возникло затруднение (место) - Почему оно возникло (причина) Затруднение – Причина - Цель
Жители Цветочного города попросили Знайку и Незнайку найти значение выражения: Систематизируем эти задания по общим признакам: 1группа202*87 -102*87; 603*7 +603 *93; 263*24 -163*24
2группа: 52*6; 25*399; 91*8; 7*59 Незнайка начал умножать «столбиком»: 202*87 -102*87; А Знайка внимательно посмотрел на пример и сразу сказал ответ. Незнайка очень удивился! А вас, ребята, это не удивляет? Какой возникает вопрос? Какая будет цель урока? Учиться применять рациональные приемы вычислений. С помощью чего? Тема нашего урока – «Распределительное свойство умножения». Давайте поможем Незнайке понять, как можно устно решить его пример. IV Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Какое знание строю, чему учусь ( цель) - Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств) - План построения нового знания На доске рисунок. В ряду кружки желтого цвета (4шт) и зеленого цвета (5штук). Таких рядов 3. Вопрос к учащимся: как посчитать количество кружочков удобным способом? (5+4)3 или 5*3 +4*3 Прочитайте полученные равенства. Замените одинаковые цифры в полученных выражениях одинаковыми буквами, а разные числа разными буквами. Запишите получившиеся выражения. Итак, из двух различных числовых выражений получились два одинаковых буквенных выражения. Мы получили правило умножения суммы на число. Ребята, как вы думаете, а можно ли аналогичным способом умножить разность на число? Проверьте ее на числовых значениях букв. Верно предположение? Откройте учебник на стр.85 пункт 14, прочитайте свойства и приготовьтесь ответить на вопросы. Какое свойство умножения выражает правило умножения суммы на число? Какое свойство умножения выражает правило умножения разности на число? Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения. Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно вычитания. Запишите распределительное свойство умножения относительно сложения и относительно вычитания с помощью букв. Распределительное свойство умножения нужно уметь видеть и распознавать и по второй части записи a ·c+b ·c= (a+b) ·c a ·c-b ·c= (a-b) ·c Ребята, давайте поможем Незнайке быстро решить его пример -Для чего нам нужен распределительный закон умножения относительно сложения и относительно вычитания? А какая у нас сегодня цель на уроке.
V Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания
- Реализация построенного проекта - Фиксация нового знания в речи и знаковое (эталон) - Решение задачи, вызвавшей затруднение Вернемся к нашим примерам и попробуем найти их значения, применив полученные свойства. Составьте план решения 202*87 -102*87; 603*7 +603 *93; 263*24 -163*24 52*6= (50+2)6 =300+12 =312; 91*8= (90+1)8=720+8=728; 25*399=25(400-1)=10000 -25 = 99975; 7*59 =7(60-1)=420-7= 413; VIэтап Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях - Решение типовых заданий на новое знание - Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) Работа в группах. (3группы) Одно задания по карточкам на листе А3. (используя маркер) А)Применить распределительное свойство умножения; 198*4; 202*3; 69*27+31*27; 263*24 -163*24 Каждая группа защищает свое решение, выбирает, кто будет доказывать Б) найти значение выражения 11а -11в, при а=308, в=208 В)Упростите выражение : 3а+7а; х+13х; 5х+3у; 4х+4у; 3у+5+6у Г) Задача Площадь физкультурного зала в 6раз больше площади классного кабинета. Найти площадь спорт зала, если их общая площадь 300кв.м 6х+х=300 VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия - Выполнение самостоятельной работы - Самопроверка (по эталону) - Коррекция ошибок - Создание ситуации успеха Самостоятельно решить уравнения и расшифровать слово: 15у – 8у = 714; 9z + z = 900; 4к + 5к + к = 1260; 7z + 6z – 13 = 130. 9 102 100 90 140 12 126 11
с в а и у г е т
Учащимся показывают портрет Ф. Виета
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Фиксация нового содержания - Рефлексия учебной деятельности - Самооценка деятельности на уроке - Домашнее задание[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ребята, какая у нас была цель на уроке? Чьи идеи вам больше понравились Как вы думаете, важно в жизни ставить цель? Дома составить 5 заданий на карточках для своего соседа с применением распределительного закона умножения