Лубок. Изо. 6 класс
Тема: Лубок
Цель урока: познакомить учащихся с русскими лубочными картинками как образцами народного искусства и привить интерес к культуре и творчеству русского народа.
Задачи урока:
изучение происхождения, значения, особенностей и распространения русских лубочных картинок;
развитие навыков построения композиции;
закрепление навыков владения графическими материалами;
воспитание эмоционального отклика и гордости за достижения своего народа;
укрепление межпредметных связей (история, литература);
План урока:
Организационная часть 1-2 мин.
Беседа – 15 мин.
Постановка задания – 2-3 мин.
Самостоятельная работа учащихся – 23 мин.
Подведение итогов урока – 1-2 мин.
Ход урока
1. Организационная часть. Проверка готовности класса к уроку.
2. Вводная беседа начинается с вопроса «Какими способами сегодня можно передать информацию?». А как могли передавать информацию в древние времена?
Новый материа: Сегодня мы познакомимся с исконно русским искусством, искусством лубка.
Массу занимательных историй и увлекательных тайн хранят старые русские лубочные картинки. Родившись в начале 17 века, они очень скоро завоевали всенародную любовь и признание.
Лубком, лубочной картинкой или потешным листом, называется дешевое массовое издание, получившее широкое распространение в дореволюционной России. Обычно это ярко раскрашенные гравюры с пояснительным текстом.
Художник брал хорошо отшлифованную липовую доску, наносил на неё рисунок. Далее резцом выбирал фон, оставляя выпуклыми только контуры рисунка, линии. На подготовленную доску кожаной подушкой-мацой наносили черную краску (смесь сажи, жженого сена и вареного льняного масла). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и протягивали между двух валов печатного стана. Полученный оттиск назывался «лубочным листом».
Первое время гравюры резали только на дереве. Потом появились лубки, отпечатанные с гравюр на металлических пластинах.
Самыми распространенными в народе были лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" – изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой», гуляния на масленицу, песни, игрища.
В праздники русский человек совсем ненадолго забывал о своей тяжелой участи, освобождался от всех пут, становился беззаботным, становился самим собой.
Ведь одна из задач лубка – развеселить русского человека. Горя, плача и нытья в русском лубке никогда не было.
Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский славно жил, сладко ел.
Этот лубок был сатирой на Петра Первого ещё при его жизни – аккуратно подстриженные усы (народ не принял указ царя о бритье бороды и платил сбор), а так же пародия на длинный титул царя.
Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и готов к решительным действиям.
В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как «иллюстрации русской действительности». Создавались лубки-портреты, про отдельные города, про знаменитые сражения прошлых веков, про Отечественную войну 1812 года, про то, как пошла «железка», про выбор невест . Всего и не перечислишь. Изучая лубочные картинки историки восстанавливают картины быта, предметы обихода, одежду и многое другое. Особенно ценные сведения можно почерпнуть из лубочных листов до петровской эпохи.
Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка. И как отмечает один из бытописателей начала XX века, «почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, чтобы купить несколько картин»
« Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение – вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства.
Это чувствуется во всем образном и цветовом строе рисованных настенных картинок.
Основных красок, которые создали необыкновенный, яркий и веселый мир лубка, было всего четыре: малиновая, зеленая, желтая и красная. Черная цвет самой печати.
Голубые, коричневые и прочие цвета стали применятся в раскраске только в 19 веке.
Ведь малиновые, красные, желтые, зеленые – это ведущие цвета древнерусской живописи. Самые сильные и звучные краски, как сам русский человек, но так редко встречающиеся в русской природе. Долгой зимней порой, ненастной осенью, холодной весной не увидишь этого разноцветья. Только летом, да ранней осенью, совсем ненадолго, природа одевается в разноцветный наряд.
Так почему же народные картинки такие яркие и разноцветные? Да потому, что народные художники искали в природе и в жизни все самое главное, яркое, незабываемое, о чем и говорили в своих полотнах. А лубочные картинки от этого становились нужными человеку, делали его жизнь ярче, радостней, делали его духовно богаче и сильней.
Важное место в лубке занимал текст, в котором проявлялась народная мудрость и смекалка. Тексты комментировали происходящие на картинке события и поясняли то, что оставалось за ее рамками.
Практическое задание: выполнить рисунок по мотивам лубочных картинок на тему «Пословицы, поговорки, афоризмы».
Рекомендации учащимся:
Выбрать сюжет для рисунка.
Выполнить рисунок карандашом в формате листа.
Используя характерные лубочные краски (малиновая, зеленая, желтая и красная) решить иллюстрацию в цвете.
4. Самостоятельная работа учащихся. Во время самостоятельной работы, необходимо вести контроль над правильностью выполнения композиции, оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднения.
5. Подведение итогов урока.
Заголовок 115