А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» 4 кл.


ПРОЕКТ УРОКА
Предмет литературное чтение
Класс 4
Тема А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
УМК «Планета знаний»
Тип урока изучение нового материала
Выполнил учитель начальных классов
средней общеобразовательной
школы №4 г. Алагира
Цидаева Я.Ю.
Тема урока
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
Место урока
Это третье произведение из раздела «Прошла по земле война». На его изучение отводится один час.
Цель урока: формировать умение выделять главную мысль произведения, находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения
Задачи урока:
Образовательные: - обогащение знаний о поведении людей на войне;
- формирование умения характеризовать героев по их поступкам,
эмоциональному состоянию;
Развивающие: - развивать образование мышления, речь;
- навык выразительного чтения;
- интерес к чтению;
Воспитательные: - воспитывать патриотические качества личности;
- воспитание культуры межличностных отношений.
№ п/п Содержание урока Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя Ожидаемый результат со стороны учеников
1.
2.
(2 сл.)
3.
(3сл.)
(4сл.)
4.
(5сл.)
(6сл.)
(7сл.)
5.
(8сл.)
(9сл.)
6.
(10сл.)
(11сл.)
7.
8. Организационный момент.
Уч.: здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор.
Постановка цели урока.
Уч.: посмотрите, пожалуйста, на экран.
- какие чувства возникли в душе?
- какие слова можете подобрать?
(война, страх, мужество, героизм, трусость) – кластеры на доске
-что объединяет эти слова, кроме «война»?
Д.: качества человека
- над чем на ваш взгляд будем размышлять на уроке?
Д.: о поведении человека на войне, его качествах
Актуализация знаний.
Уч.: давайте определим значения этих слов. Перед вами лежит листок со словом, значение которого вы найдете в словаре.
Работаем в паре, помогая друг другу. (учащиеся находят и озвучивают значение слов)
- согласны?
-Где могут проявляться эти качества?
Уч.: Все эти качества проявляются у человека на войне, об этом пишут писатели и поэты. Об этом говорит и А.Т. Твардовский.
- Что вы узнали об этом поэте?
(выступление детей)
- Как на ваш взгляд, если поэт сам был участником войны, его произведения вымысел или реальность?
Новый материал.
Уч.: Вот история, которую рассказал нам А.Т. Твардовский в своём стихотворении «Рассказ танкиста»
- Почему оно так названо?
Словарная работа:
Уч.: В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы:
Нынче, бедовый, главарь, спросонок
Первичное знакомство с текстом:
Чтение стихотворения учителем наизусть.
Работа над содержанием стихотворения:
Уч.: - Какую картину представили?
- Какие чувства возникли в душе?
- О чем рассказал танкист?
- Из чего видно, что бой был страшным?
- Почему танки не могли пройти?
- Кто помог? Как?
Уч.: Прочитайте стихотворение про себя, подумав, в каких строчках страх, смелость, сожаление.
-Какие строчки передают ужас боя?
- В каких строчках можно увидеть отношение автора к танкисту?
-Зачитайте строки, дающие представления о мальчике.
Работа над характерами героев:
Уч.: -из чего складывается характеристика героя?
Д: внешний вид, поступки
Уч.: давайте попробуем охарактеризовать героя. Мы разделимся на группы: 1 и 2 группы – «составители», 3 и 4 – «редакторы»
1 группа – составьте характеристику мальчика самостоятельно.
2 группа – составьте характеристику мальчика, пользуясь следующим планом:
А) – каким вы увидели мальчика по внешности?
Б) – какими словами вы бы охарактеризовали его поступки?
В) – ваше отношение к герою.
3 группа – выберет слова, которые подходят к характеру героя, и обоснует свое мнение.
Волевой, смышлёный, трусливый, смелый, слабый, мужественный.
4 группа – читают уже составленную характеристику героя и выражают свое мнение.
Уч.: - Что еще можете добавить?
- сравните со словами, значение которых мы определяли в начале урока.
-проявились ли эти качества у нашего героя?
Физминутка:
Работа над выразительным чтением:
Уч.: - в стихотворении несколько раз встречается многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давайте перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены (пер. – воспоминания о встрече, вт.-внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется, посл. – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность )
Уч.: перед вами листы с этим стихотворением. Расставьте паузы и логическое ударение.
1-2 группы – самостоятельно
3-4 группы – с учителем.
Уч.: почему поэт начинает и заканчивает стихотворение одними словами?
Д.: поразил не страшный бой, а мужество мальчика, это он запомнил на всю жизнь, выражает сожаление.
Выразительное чтение стихотворения вслух.
Обобщение:
-в каких словах заключена главная мысль стихотворения?
-какие лова, выбранные в начале урока можно убрать?
- за что героям стихотворения можно сказать спасибо?
В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в ВОВ. Я предлагаю посвятить героям ВОВ стихотворение.
1 группа – сочиняет четверостишие по рифме:
……………… героям,
………………солдатам,
………………подарили,
………………в сорок пятом!
2-3 группы – восстанавливают деформированный текст.
Добыли ПОБЕДУ.
Вы кровью и потом
Сейчас – уже деды.
Вы молоды были
4 группа – читает готовое четверостишие.
Мы эту победу –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
А вот как оно звучит у Ольги
Масловой.
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас – уже деды.
Мы эту ПОБЕДУ –
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людями!
Подведение итогов:
-закончите фразу:
А) У меня в душе осталось…
Б) На уроке я понял(а)
В) На уроке мне удалось…
Г)если бы…, то…
Домашнее задание:
Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть любое стихотворение о войне (по желанию)
Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.
Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.
Прогнозирование предстоящей работы. Прием анализа, обобщения.
Актуализация знаний.
Развитие умения работать со словарем.
Парная форма работы.
Обратная связь.
Регулирующий компонент.
Развитие речи, актуализация знаний.
Формирование умения строить предложения, выдвигать версии.
Фронтальная форма работы с использованием словаря синонимов, обогащение словарного запаса учащихся.
Фронтальная работа.
Форма беседы.
Осознание содержания стихотворения.
Развитие навыка осмысленного чтения. Выборочное умения характеризовать героев словами автора.
Групповая форма работы. Дифференциация по степени помощи и сложности. Операционный компонент. Развитие познавательного интереса. Воспитание взаимопомощи.
Индивидуальная работа. Регулирующий компонент. Метод сравнения и анализа.
Снятие утомляемости.
Формирование навыка выразительного чтения, используя эмоциональное состояние героев.
Самостоятельная форма работы. Дифференциация по степени помощи.
Развитие навыка выразительного чтения, учитывая все средства выразительности.
Формирование умения выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.
Творческая работа. Групповая форма работы. Дифференциация по степени творчества и сложности. Операционный компонент. Развитие познавательного интереса. Воспитание взаимопомощи.
Рефлексия
Дифференциация по объему и желанию. Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.
Эмоционально воспринимают увиденное.
Умение анализировать, находить общее значение.
Осознают перспективу предстоящей работы. Участие в постановке и формулировке задач урока.
Развивают навык работы со словарем, учатся размышлять, выражать свое мнение, развивают речь.
Развивают коммуникативные качества.
Развивают умение правильно строить предложения, выражать свои мысли.
Развивают мышление, речь, умение выражать свою мысль.
Обогащают словарный запас, развивают умение работать со словарем.
Развивают умение слушать.
Развитие умения отвечать на вопросы полным ответом. Осознание услышанного.
Развитие навыка чтения, умения ориентироваться в тексте, умение видеть героев словами автора.
Обучение в зоне ближайшего развития. Развитие коммуникативных качеств, чувства взаимопомощи. познавательная деятельность. развитие речи.
Развивают умения сравнивать и анализировать.
Формирование умения видеть эмоциональное состояние героев.
Развивают умение самостоятельно работать с текстом.
Развивают навык выразительного чтения, учитывая все средства выразительности.
Развивают умение выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.
Развивают творческие способности, коммуникативные качества
Формируют умение самоанализа.
Внимательно слушают, принимают задачу,
Задают вопросы.