план урока по теме Человечество на Земле
Тема урока: «Человечество-- единый биологический вид»
Урок-путешествие.
Цель урока: создать условия для усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков; .Задачи:
Познакомить учащихся с расовым составом Земли, выявив их различия;
Дать обоснование утверждения о равенстве рас;
Продолжить формирование умений учащихся работать с картами атласа.
Оборудование: физическая карта мира, карта полушарий, учебник, атлас, а также компьютер, проектор, экран.Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте,ребята! Садитесь. Улыбнитесь друг другу и пусть это настроение будет с вами до конца урока. Дежурный, пожалуйста отчитайтесь об отсутствующих.
Ребята, сегодня нас ожидает необычный урок - Урок – путешествие
Для каждого путешествия нужно знать маршрут. Наш маршрут поможет нам сегодня в изучении нового материала.
Ребята, перед вами ваши дневники путешественника.. Подпишите их.
Но чтобы отправиться в путешествие, нужно сделаем разминочку и давайте проведем цифровой диктант.
2. Проверка знаний учащихся.
Цифровой диктант.
1.Атмосфера
2.Гидросфера
3.Литосфера
4.Биосфера
5 Природный комплекс
6. Природные компоненты
Вопросы:
1.Сочетание природных компонентов называют…
2. Воздушная оболочка Земли.
3. Оболочка, населённая живыми организмами.
4 Водная оболочка Земли.
5.Рельеф, климат, вода, почва, растительный и животный мир, всё это …
6 Оболочка, с внутренним теплом с которой связаны извержение вулканов, землетрясения, движения земной коры.
Проверка ответов:
1- 5; 2- 1; 3- 4; 4 – 2; 5- 6; 6- 3
Нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Больше 3 ошибок – «2»
3. «Отправляемся в путь» Объяснение нового материала.
С этим заданием вы благополучно справились. Но чтобы отправиться в путешествие, вы должны отгадать тему урока.На экране - идет демонстрация слайдов с картинами людей разных рас (презентация, слайды.
.
Слушают стихотворение
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Ребята! О чем пойдет речь на уроке? ( о народах)
Учитель: А что является целью нашего урока?
_ Рассказ учителя:
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, поговорим о населении нашей планеты. Правильно: мы узнаем о людях, населяющих нашу планету, узнаем, где впервые появился человек, и как он расселялся. Почему они такие разные и что их объединяет. Мы узнаем что такое раса и расовые признаки. Вы найдете ответы на вопросы, которые, наверно, волнуют.
Слово учителя:
Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человека отличает способность производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир.
Ученые считают, что человек произошел от человекообразных обезьян (3 – 5 млн. лет назад). Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека занимается наука антропология (от греческого «антропос» - человек и «логос» - учение). 4.«Продолжаем путешествие»
Антропология-наука изучающая происхождение и развитие человека.
Это новое слово и запишите определение.
Одним из ученых занимавшимся антропологией, был английский натуралист и путешественник Чарльз Дарвин. Он одним из первых продемонстрировал, что все виды имеют общее происхождение.(слайд
Отделение предков человека от предков обезьяны произошло от 3 до 5 млн лет назад.
Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения.
Работа с атласом и картой.(Ученики работают с атласами, один ученик выходит к физической карте – показывает, как шло заселение материков)
Учитель.
Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз? Давайте сначала послушаем древнюю легенду. А подготовил ее Сотиев Аслан
Сообщение учащегося.
«Североамериканские индейцы впервые увидев бледнолицых (так они называли европейцев) и завезенных ими в Новый Свет из Африки темнокожих рабов, объяснили причину их появления так. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В
следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вытащить фигурки из печи. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы»
Слово учителя:
Так, согласно легенде, возникли расы. Что же на самом деле способствовало образованию рас? Что бы ответить на этот проблемный вопрос, давайте сначала познакомимся более подробно что такое раса?
Расы - это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве.
Все ли люди на картинках имеют одинаковый внешний вид? Нет конечно. Люди не одинаковы по внешнему виду - по цвету кожи, волос, глаз, по форме черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда на земле было мало людей. Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой называют расовыми признаками.
Они передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.
5 .«Продолжаем путешествие» Выполните Задание № 1: Заполните пропуски в предложениях. ( дневник путешественника). Проверка.
1. Наука, изучающая происхождение и развитие человека называется _______________________________________
2.Первые люди появились в ___________________________________________________.
3. - исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными физическими признаками.
4. Группа людей, объединённых общим происхождением и некоторыми внешними данными (цветом кожи, волос и глаз, разрезом глаз, формой головы, скелета и т.д.) называется________________________________________________________________
Вопрос. А какие же существуют расы на Земле. Основных рас на Земле 3 .
1.европриоидная
2.монголоидная
3.негроидная или экваториальная.
Ученые выделяют еще и австролоиднуюКаждую расу можно характеризовать по основным признакам.
В 7 кл. вы более подробно изучите расы, и и узнаете, что существует еще и смешаная раса.
Но в данный момент наше путешествие подошло к физминутке и мы должны немножко отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА:
Ну как ребята. Отдохнули! Значить вперед.
РАБОТА В ГРУППАХ. Мы пришли к заданию, которое выполняется в группах
Задание 3. Практическая работа «Портрет»( работа с учебником)
Выделите характерные черты внешнего вида для каждой расы ( стр.156-157 учебника, рис. 102-104)
Работа в группах. Заполнить таблицу «Расы Земли».
На эту работу отводится 5 минут.
Раса Цвет кожи Волосы Другие внешние признаки
Районы проживания
Европеоид. Светлая кожа Светлые волосы светлые глаза, узкий нос Европа, Северная Африка, Юго-Западная и Южная Азия, Северная и Южная Америка, Австралия
Монголоид. желтоватый цвет кожи, Чёрные прямые волосы. Узкий разрез глаз, выступающие скулы Азия, Северная и Южная Америка
Экваториальная Темная кожа курчавые волосы. тёмные глаза Африка, Северная и Южная Америка
Существуют также смешанные расы.
Возможность смешения рас и появление новых смешанных групп доказывает единство всех людей на Земле.
Слово учителя: Ребята, мы с вами живем в самой огромной стране - России.
А к какой расе относится население России ? А население Осетии?
Вопрос:- А как вы объясните, что представители различных рас имеют, существенные различия во внешнем облике? ( с. 157). Отвечают по группам. К примеру: почему у негров темные курчавые волосы.
-Темный цвет кожи, курчавые волосы помогают представителям этих рас справиться с жарким климатом.
Отчет каждой группы.
Равенство рас.
Много лет людей делили на «низшие» и «высшие» расы. По такой теории людей делил А. Гитлер. Во время войны уничтожил очень много евреев и цыган, так как он их даже людьми не считал. Немцев называл народом высшей расы. Это неправильно. Все люди равны, хотя все разные и впервые это доказал Миклухо-Маклай Н.Н.
Доклад о Миклухе-Маклайне. ( Кайтов Багдан)
Итак, Н,Н. Миклуха-Маклай доказал, что человечество- это единый биологический вид.
Закрепление: Интерактивная доска. Назови расы, для которых характерны данные признаки.
5.Вот мы и«Приехали домой!» Закрепление: Викторина
На каком материке появились люди?
Как называется современный биологический вид человека ?Что такое раса?
Почему возникли разные расы?
Как отличить одну расу от другой?
Итог урока: Итак, наше время подошло к концу, мы познакомились с основными человеческими расами Земли, узнали причины отличий внешних признаком, познакомились с русским ученым Н.Н. Миклухо-Маклаем и его исследованиями, которые доказывают равенство народов всех рас.
Вывод. - Все люди на Земле разные. Они едины. Поэтому они должны жить дружно. Примером того, как народы мира дружат, служат ваши рисунки.
Все люди на Земле относятся к единому биологическому виду.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Изучить текст параграфа 51
Творческое: Нарисуйте литературных героев,
(героев сказок или мультфильмов) которые относятся к разным расам.
Рефлексия. Каждый из вас уходит с этого урока с определенными знаниями. Я бы хотела знать как вы усвоили материал. Для этого у вас на столах смайлики, оценит е ваши знания.
Усвоил на «отлично»
Усвоил, но не достаточно
«Плохо»
Стихи. М
00 открытый урок
по географии
в 6 классе
на тему
«Человечество-единый биологический вид»
открытый урок
по географии
в 6 классе
на тему
«Человечество-единый биологический вид»
Подготовила:
учитель географии
МКОУ СОШ с. ЦрауБолотаева З.Т.
2014 год