Статья Выразительное чтение как способ развития речи младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 городского округа город Шарья Костромской области
«Выразительное чтение – способ развития речи младших школьников»
Автор работы
Соболева Галина
Валентиновна
учитель начальных
классов
г. Шарья
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 3
Глава 1. Теоретические основы выразительного чтения в системе развития речи младших школьников. 6
1.1. Понятие выразительного чтения.... 6
1.2. Основные компоненты выразительного чтения. 13
Глава 2. Психолого-педагогические особенности развития речи младших школьников. 25
Заключение 33
Список литературы ...34
ВВЕДЕНИЕ.
Выразительное чтение играет большую роль в системе развития речи младших школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходится на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Но нас, прежде всего, интересует ребёнок идущий в школу. Итак, ребёнок за партой. И задача учителя начальных классов – довести речевые умения учащихся до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе, т.е. педагог обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом обстоятельств:
во-первых, вниманием действующей программы к культуре звучащей речи как неотъемлемому качеству образованного человека;
во-вторых, ясное и точное высказывание школьника может строиться только при наличии точного и отчётливого представления, понятия, знания окружающей действительности;
в-третьих, сосредоточив внимание на произвольном уровне развития речи, мы тем самым затрагиваем проблемы интеллектуального и эмоционального развития личности.
По проблеме качеств полноценного навыка чтения, в частности, выразительного чтения, существует масса публикаций. Методисты, занимавшиеся вопросами выразительного чтения, подчёркивали значение работы над интонационной стороной звучащей речи. Так, в методике чтения Е.А.Адамович формулируются определённые требования к выразительности чтения. В своих работах она придаёт большое значение самостоятельным поискам нужной выразительности в процессе глубокого осмысления каждого слова в отдельности и содержания в целом. Та же мысль прослеживается в работах В.И.Яковлевой и Н.Н.Щепетовой. По их утверждению для достижения выразительности чтения рекомендуются такие средства, как выделение логических центров, соблюдение паузы, окрашивание читаемого соответствующей интонацией и др. Большой вклад в разработку этих вопросов внесли А.Н.Гвоздев «Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка», Т.Ф.Заводская «Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся», Н.И.Жинкин «Механизмы речи». По данной проблеме наибольший интерес представляют труды Н.С.Рождественского, Б.Н.Головина, Л.А.Горбушиной, М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой.
Обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что многими учёными и методистами уделялось значительное внимание вопросам выразительного чтения в системе развития речи.
Но несмотря на свою большую значимость и имеющие отдельные разработки специалистов по данной проблематике, не решены до конца вопросы по формированию качеств полноценного навыка чтения, в том числе навыков и умений выразительного чтения.
Всё выше сказанное позволяет определить проблему исследования – что такое выразительное чтение и как оно влияет на развитие речи учащихся начальных классов.
Цель исследования – выявить и обосновать возможности выразительного чтения в системе развития речи учащихся начальных классов.
Объект исследования - процесс овладения выразительными средствами языка.
Предмет исследования – выразительное чтение как средство развития речи учащихся начальных классов.
Задачи:
выявить теоретические основы выразительного чтения в системе развития речи учащихся начальных классов;
охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития речи учащихся начальных классов.
При выполнении работы были использованы совокупность взаимодополняющих методов:
метод анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
опросно-диагностические методы: анкетирование, тестирование, беседы с учащимися;
эмпирические: наблюдение, эксперимент;
методы обработки полученных данных: количественный и качественный их анализ;
анализ результатов практической деятельности учащихся.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1. ПОНЯТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.
Эту точку зрения высказали известные теоретики и методисты Т. Завадская, В. Найдёнов, М. Качурин, К. Станиславский, Г.В. Артоболевский, Л.А.Горбущина, которые считали, что основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание. «Только зная цель повествования (т.е. куда оно идёт и зачем всё это рассказывается) и образно представляя содержание в своём воображении, чтец сможет вовлечь слушателей в круг тех событий, о которых идёт речь, сделать их «сопереживателями» этих событий» [1].Необходимо расшифровать эти умения, чтобы ребёнок знал, что же такое выразительное чтение, и на каждом этапе обучения ставить перед ним определённую задачу, в соответствии с которой отбирались упражнения для выработки выразительного чтения.
Правильно выражать свои мысли и чувства - значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно - уметь из множества близких по смыслу слов (синонимов) выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы. Говорить выразительно - значит выбирать слова образные, т.е. слова, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица.
Выразительность речи может выражаться в разных формах. Писатель, поэт используют необычные синтаксические обороты (фигуры) или слова в переносном значении (тропы), которые усиливают действенность образной структуры произведения; с их помощью в воображении оживают картины, изображённые писателем. Собственно, любой компонент речи может создавать образные представления, а образная система произведения может обновлять слова, используя стилистические средства. Все эти средства называются образными средствами поэтической речи.
От выразительных средств художественной речи следует отличать выразительные средства звучащей речи. Повышение и понижение голоса, остановки в речи, сила особого выделяемого, важного по смыслу слова, темп высказывания, добавочная окраска - тон, выражающий радость, гордость, печаль, одобрение или порицание, - всё это выразительные средства звучащей речи.
Л.А.Горбушина в своём пособии «Выразительное чтение» даёт такое определение техники речи: « Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения».
А известный психолог Т.Г.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» даёт иное определение: «Термином техника речи обозначаются все три взаимосвязанных действия: восприятие буквенных знаков, озвучивание (произношение) того, что ими обозначено, и осмысление прочитанного».
Изучив их опыт, приемлемым к своей практике, считаю правильным определение Л.А.Горбушиной, так как техника речи не является средством её выразительности. Она необходима для подготовки речевого аппарата к интонационно правильному выразительному чтению.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемого.
Как научиться пользоваться этими средствами? Дело в том, что смысл речи всегда выражен в значении слов. Материальная оболочка слова - звуки. По роли в речи они неодинаковы. Одни, соединяясь, образуют слова (дом, брат, большой, родной, строить, говорить), другие в процессе речи приобретают добавочное значение. Первые расположены в линию (д, о, м; б, р, а, т) и называются линейными звуковыми единицами. Каждый звук - часть, отрезок - сегмент слова, поэтому он носит название сегментной единицы. Каждую из них можно выделить в составе слова, так как она может существовать отдельно от слова. Другие звуковые единицы отличаются от линейных. Главное их отличие от звуков заключается в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек звуковых единиц, они характеризуют эти оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Они называются надлинейными сверхсегментными, просодическими (единый термин пока не установлен). К числу этих звуковых единиц относится интонация.
Речь без интонации невозможна. Она надстраивается над линейной структурой и является обязательным признаком устной, звучащей речи. Доказано, что интонация обнаруживается и в письменной речи. Конечно, текст не ноты, в которых прямо указывается высота тона, длительность и часто сила звука. Ни один из этих признаков интонации в тексте не обозначен. Однако воспринятое в тексте буквосочетание не может быть узнано как слово, если это сочетание не отнесено к тому же самому слову живой разговорной речи. Читающий должен вычитать ту интонацию,которая вписана в текст. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста. Мастера художественного слова высоко оценивают это средство выразительности, называя интонацию высшей и самой острой формой речевого воздействия.
В какой бы форме не существовала звуковая речь: в форме ли высказываний своих мыслей и переживаний, в форме ли выразительного чтения художественного произведения, т.е. передачи чужого текста, основой всегда является мысль, чувство, намерения говорящего, читающего. Сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика и слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения.
Овладение умением выразительно читать и рассказывать требует от каждого большой настойчивости и системы в работе над своей речью, постоянного стремления к её совершенствованию.
Подготовительный этап в овладении навыками выразительного чтения и рассказывания - овладение техникой речи и литературным произношением. Словесное ударение и правила орфоэпии являются условием овладения навыками выразительного чтения и литературного произношения.
Основой внешней (произносимой) речи является дыхание. От правильного дыхания зависят чистота, правильность, красота голоса и его изменений (тональных оттенков). При вдохе лёгкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, рёбра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в лёгких и в процессе речи экономно расходуется.
Дыхание бывает непроизвольным и произвольным. Разницу между этими видами дыхания можно схематически изобразить так:
непроизвольное дыхание: вдох - выдох - пауза;
произвольное дыхание: вдох - пауза - выдыхание.
Нельзя выдыхание делать до отказа или при вдохе поднимать плечи. Воздух добирается в лёгкие незаметно, во время естественных остановок так называемым нижним дыханием, при котором верхняя часть груди и рёбра остаются приподнятыми и неподвижными, движется только диафрагма. Этот тип дыхания называется рёберно-диафрагматическим, произвольным (в отличие от обычного, непроизвольного).
Выработка правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой, т.е. соответствующими упражнениями.
В образовании речи участвует голос. Звучание голоса - результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями, волей. Произнесение слов связано с дыханием. Намериваясь говорить, человек, прежде всего, вдыхает воздух, а затем постепенно выдыхает его. В результате смыкания и размыкания голосовых связок образуется голос. Он довольно слаб.
Усилителями (резонаторами) звуков голоса служат грудная клетка, нёбо, полости носа, кости лица, лобная пазуха. Сила голоса зависит от того, как направлены его звуки в резонаторы, в каком состоянии эти последние находятся.
Голос каждого отличается тембром, т.е. таким качеством, по которому можно узнать, кто говорит. Дело в том, что, кроме основного тона мы слышим ряд добавочных тонов - обертонов, зависящих от устройства гортани, ротовой и носовой полости говорящего. Этими обертонами и создаётся индивидуальный тембр и чистота звучания голоса человека.
В голосе различают высоту (звуковысотность), длительность (темп), полётность, т.е. способность голоса лететь вдаль, выделяться на фоне других звуков.
Прислушиваясь к речи окружающих и к своей собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает. И не в беспорядке, а по определённым законам, образуя мелодику речи. Способность голоса легко переходить от высоких звуков к средним или низким носит название гибкости голоса. Совершенствуя свою речь, чтец или рассказчик должны изучить возможности своего голоса, определить его диапазон, выработать его подвижность.
В процессе чтения голос не должен напрягаться. Только в этом случае он может приобрести оттенки выразительности: мягкость, теплоту, или, наоборот, резкость, холодность.
Каждое слово должно произноситься правильно: ясно, отчётливо. Поэтому, прежде всего, необходимо устранить неясность, неразборчивость, торопливость и ошибки в своей речи.
«Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора. С развития силы и крепости в голосе», - писал М.В.Ломоносов. Что это значит? Это, прежде всего соблюдение нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая «техническая» сторона речи, как дикция - чёткое, полное проговаривание слов.
Ясность и чистоту произношения вырабатывают систематическими упражнениями в артикуляции, т.е. в приобретении стереотипов движения органов речи, нужных для произнесения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают также устранять неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, шепелявость, картавость (лёгкие случаи), торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.
Артикуляцию звуков речи совершенствуют на уроках русского языка в курсе фонетики. Знание фонетики помогает правильно выполнять упражнения по дикции. Упражнения по исправлению произношения вначале проводятся под контролем учителя. Учащиеся овладевают ими, подражая произношению педагога, в дальнейшем, когда навыки будут достаточно устойчивы, исправлением недостатков речи учащиеся занимаются самостоятельно.
Звуки речи являются «природной материей» языка; без звуковой оболочки не может существовать язык слов. Норма произнесения звуков, составляющих слова и сочетания слов, должна соответствовать фонетической системе. Так, говорящий на русском языке различает основные звуки (фонемы), их качества, изменения в определённых положениях и сочетаниях, например: русский г произносится как взрывной, а не щелевой (как в южных говорах): гора, а не /h /opa; звонкие согласные на конце слов заменяются парными глухими: грибы - гри /п/ и др.
Совокупность норм литературного произношения, принятая в данном языке, носит название орфоэпии.
Орфоэпия имеет большое практическое значение. Правила орфоэпии, как и орфографии, имеют целью, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. Это и понятно: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему социальному назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и лёгкому общению.
Речь учителя, чтение художественных произведений должны быть безукоризненными: дети усваивают речь имитационным способом, по подражанию. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что необходимо создавать такую речевую среду, которая способствовала бы развитию произносительных умений и навыков. Речь учителя - одно из самых необходимых условий создания речевой среды, благоприятствующих усвоению родного языка.
1.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
В начальный период усвоения и развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают семантическую, смысловую нагрузку.
Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. С помощью интонации можно придать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает употреблённое слово, например, увидев ребёнка, испачкавшего одежду в грязи, насмешливо произносите: «Хоро-ош!» (с протяжным звуком о-о и понижением голоса.) сказанное слово выражает порицание, а не одобрение. Предложение «Гроза надвигается» может быть произнесено с опасением, тревогой, ужасом или радостью, равнодушием, спокойствием и т.д., в зависимости от ситуации речи или намерения говорящего. Исследователь русской речевой интонации В.Н.Всеволодский-Гернгросс насчитывает в ней 16 интонаций. Другой исследователь - профессор В.А.Артемов описал эксперимент с произнесением однословного предложения: «Осторожно» - 25 интонациями. Что же такое интонация? Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различать следующие компоненты:
- силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;
- направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
- скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);
- тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску) речи.
Все эти компоненты - звуковая оболочка речи, её звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи.
Компоненты интонации взаимосвязаны. Они реально существуют в единстве.
Существуют фразовое и логическое ударения, очень важные для освоения интонационной системы русского языка. Кроме того, профессором Л.В.Щербой введено в научный обиход понятие «эмфатическое ударение».
Охарактеризуем каждую из этих разновидностей ударения. Звуковой поток в речи расчленяется на предложения. В самом предложении слова объединяются по смыслу в ритмические группы, представляющие собой собственно отрезки предложения - речевые такты произносительного характера. Эти речевые такты выделяются между двумя паузами, следующими одна за другой; в середине этого фонетико-синтаксического единства паузы отсутствуют. Эти единства называют фразами.
Членение на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. Всё высказывание от этого выигрывает.
Уже вторую неделю / стояла удивительная погода//. С половины ночи / небо затягивалось облаками, / и начинал моросить / тёплый дождь//. Он постукивал по крыше дома/, по твёрдым листьям магнолии и шептался с таким же тихим, / как и он, сам /, прибоем, набегавшим на берег //.
(К Паустовский)
В данном примере речь расчленена на предложения, конец которых обозначен паузой ( // ). Предложения расчленены на отрезки, обозначенные небольшими остановками ( /). Для живого произношения эти отрезки характерны. Это интонационно-смысловые отрезки, меньше, чем предложение, но каждый отрезок осмыслен, более удобен для восприятия. Этим членением создаются условия для лучшего понимания высказывания.
В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперёд: голос на ударном слоге усиливается, обычно при произнесении последнего слова фразы (такта). Это и есть фразовое ударение (в примере ударные слова подчёркнуты линией).
Логическое ударение - это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. В тексте следует подчеркнуть характерные особенности необъяснимо странной погоды. В первом предложении и намечается эта тема: выдвигается слово погода, как важное по смыслу, «ключевое» в данном контексте слово. В этом предложении фразовое и логическое ударение падают на одно и то же слово, но по силе выдвижения его на первый план оно звучит сравнительно динамичнее, превалирует над другими. Далее образная картина как бы дорисовывается: небо затягивалось облаками, и начинал моросить тёплый дождь, шептался с тихим прибоем. Выделяются «опорные», «ключевые» слова, важные в процессе речи-мысли. Они-то и характерны, существенны в данной ситуации высказывания, так как создают настроение тишины, странной приглушенности переживаний, для которых описываемая картина является фоном.
К.С.Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении: «В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» в предложении, взятом вне контекста (если это не пословица или фразеологизм), почти на каждом слове можно поставить логическое ударение. В практике определения логического ударения установилась следующая структура:
Нераспространённое предложение чаще всего имеет ударение насказуемом: Осень наступила. В инверсированном предложенииударение переходит на подлежащее: Высохли цветы. И глядятуныло голые кусты.
Вводя новое понятие в высказывание, выделяют его логическимударением, чтобы привлечь к нему внимание.
Логические ударения падают на слова противопоставляемые: Ещёвчера морозило, а нынче - оттепель. Это наблюдается вконтекстной речи, если даже слово в данном предложении неупоминается: Нет, это мы виноваты (т.е. никто из тех, кого вразговоре в чём-то обвиняют).
Логическое ударение падает на каждое из перечисляемых слов впредложении с однородными членами: Всё беленький,жёлтенький, бледно-лиловый да изредка красный цветок.
При сочетании двух существительных, отвечающих на вопрос чей?кого? чего? ударение падает на существительное в родительномпадеже: чьи это слова? - Это нашего учителя слова.
При объединении авторских слов с прямой речью действующеголица ударение падает на важное по смыслу слово действующеголица, с авторских слов ударение «снимается», эти словапроизносятся бегло: - Ну, старуха, - говорит мужик, - какойворотник привёз тебе на шубу!
При сочетаниях прилагательного с существительным (если нет противопоставления) логическое ударение ставится на существительное: Видит лиса, везёт мужик на санях мёрзлую рыбу.
Нельзя ставить логическое ударение на местоимениях, например, в таких сочетаниях: благодарю вас; извините меня.
На слова сам, сама, совсем, совершенно, тоже, ещё падает ударение.Это слова особого значения. Их называют выделительными: Вы это совсем не поняли. Я сделаю это сама (сам).
Правила эти применяются не механически, а с учётом ситуации речи, содержания текста. Не рекомендуется перегружать текст логическими ударениями. В этом случае речь плохо воспринимается.
Особый вид ударения - эмфатическое ударение. Эмфаза - усиление эмоциональной насыщенности речи. Звуковые средства выражения эмоций описаны в работе Л.В.Щербы. Этот вид ударения выдвигает и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Характеризуя разницу между логическим и эмфатическим ударением, Л.В.Щерба указывает, что логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство.
Звуковые средства эмфатического ударения - это большее или меньшее удлинение (долгота) ударного гласного звука: Замеч-а-а-тельный человек! Отли-и-чный сварщик! Иногда в слове ставится дополнительное ударение (аффектированное). Одобрение, восхищение, жалость, нежность выражаются в долготе ударного гласного (выражение положительных эмоций). Иначе проявляются отрицательные эмоции (угроза, гнев, возмущение) - удлиняется первый согласный звук: Ч-ч-чёрт, какая досада! При категорическом утверждении или отрицании следует краткое энергичное произнесение: «Будете отвечать?» - «Н-Нет!»
Все перечисленные виды ударений входят в состав интонации и действуют совместно с другими компонентами: паузами, мелодикой, темпом и тембром.
Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.
По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (фразы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают её законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой. Иногда эти части текста в письменной речи начинаются с красной строки и выделяются абзацами. Однако дело не только в длительности перерывов в речи, но и в их содержательности. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающую содержание высказывания. К.С.Станиславский называет психологическую паузу «красноречивым молчанием».
Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строки обязательно соблюдается так называемая стиховая пауза. Она отделяет стих, если даже конец строки не является концом фразы или предложения. Стиховая пауза - короткая, если её не перекрывает логическая и психологическая пауза.
Каждый год в кустах калины +
Соловей поёт весной //.
Голос тонкий/, соловьиный /
За окном звенит струной //. ( М.Познанская)
Пауза любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяются в слова, слоги, т.е. в ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого произношения, другие растянутого, напевного (плавного) произношения. Одни притягивают ударения, другие произносятся без ударения.
Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Всё это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания её во времени. Сюда относятся ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно «скрадывание» гласных (редуцирование), пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключается в том, что слова выступают в полных формах.
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи, например чередование ударных и безударных слогов в определённом порядке, через определённые соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На толь узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас? (А.С.Пушкин.)
Ритмическую схему этого стихотворения можно изобразить так: (__- безударный слог; = - ударный слог):
_ = _ =_ _ _ = _
_ _ _ = _ = _
_ = _ =_ _ _ = _
· _ _ _ = _ = _
Ритм стиха нельзя смешивать с его размером.
В художественных прозаических произведениях, а также в ораторских выступлениях иногда тоже отмечается ритм (И.С.Тургенев - в стихотворениях в прозе; М.Горький «песня о Буревестнике»). При подготовке текста литературного произведения к чтению или составлению своего рассказа следует учесть, что живая речь постоянно меняет свой темпо-ритм, что даже на протяжении одного предложения темп произнесения под влиянием многих причин может измениться. Если собеседник вас не понимает или воспринимает речь с затруднениями, вы тотчас сделаете остановку в речи, вернётесь ещё раз к рассказу, объясните снова, более медленно, подчёркивая главную мысль или конкретные детали высказывания.
Опытный чтец и рассказчик свободно варьирует темп: где требуется эмоционально-патетическое исполнение стихотворения, он читает замедленным темпом; при передаче лёгкого разговора в рассказе он ускорит темп, сократив число пауз, ослабив фразовые ударения, сняв в отдельных местах логические ударения; передавая значительное, важное, усилит систему ударений, замедлит речь, введёт логические и психологические паузы.
Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоты к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи гибкость, музыкальность.
Своё естественное звучание звуки речи приобретают лишь благодаря системе резонаторов (глотка и носовая полость): « Если наблюдать за ними при помощи лучей Рентгена во время речи или пения, то можно видеть, как объём и форма резонаторов причудливо изменяются, то, вытягиваясь в узкие трубочки и щели, то, сильно расширяясь, образуя воронки и рупоры. Благодаря этим изменениям объёма и формы ротового и глоточного резонаторов акустическая настройка их меняется, и они образуют различные гласные и согласные звуки». [18] Резонирует и носовая полость. Она хотя и не изменяет своего объёма и формы, но способна изменять тембр голоса и даже участвует в образовании гласных и согласных звуков (благодаря мягкому нёбу). Исследователи речи придают большое значение грудной полости, называя её резонирующим ящиком, придающим голосу особую силу. В речи, как и в пении, участвует, таким образом, сложная система голосообразования, управляемая, в конечном счете, деятельность коры головного мозга. Звуковая структура произносимых слов и предложений у разных людей имеет свои особенности, иногда отличается от нормативной. Усваивая язык по подражанию, ребёнок может усвоить и отклонения речи учителя, что, конечно, недопустимо. Надо иметь ввиду, что при слушании дети воспроизводят во внутренней речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе мелодику. Стереотипы мелодики речи запоминаются и легко усваиваются ребёнком.
По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм:
Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение.
Нисходящая форма - с понижением голоса к концу.
Восходящая форма - с повышением голоса к концу.
Монотонная форма - с незначительными повышениями и понижениями голоса (обычно на низком регистре).
В речевой практике мелодика многих синтаксических построений принята как нормативная, например повествовательная, вопросительная, восклицательная, перечислительная, аффективная (эмоциональная) и другие.
Тембр голоса - средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и других голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром. Чем сильнее волнение. Тем сильнее отклонение голоса от обычного звучания.
Причины появления эмоциональной окраски в речи могут возникнуть непосредственно в определённой речевой ситуации. Окраска речи может быть создана по воле говорящего или читающего, по его исполнительскому замыслу. Например, вы читаете вслух басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Словам Лисицы вы придаёте притворно-ласковую окраску: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать так, право, сказки!..»
Окраска речи (чтения) может придавать словам противоположный смысл, например: «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же попляши!» - говорит Муравей легкомысленной Стрекозе: пение он, конечно, не считает делом, а имеет ввиду как раз противоположное понятие; предлагая беззаботной попрыгунье «поплясать». Муравей знает: какие уж тут пляски на голодный желудок! Не плясать, а плакать придётся Стрекозе. Передать противоположный смысл здесь можно лишь тембровой окраской.
Как же определить нужную окраску при передаче содержания текста? Только посредством его анализа. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения. Поставить цель чтения.
Работая с книгой нужно обратить внимание на то, что неправильный выбор языкового средства (слова, буквы, знака препинания, ударения, интонации и др.) может привести к искажению смысла речи, а, следовательно, к неполадкам в речевом общении. А между тем цель нашего общения - передача смысла, значения. При этом говорящий (пишущий) идёт от смысла, т.е. от того, что он хочет передать, к средствам его выражения, т.е. к поискам того, как лучше передать, как точнее сказать. Смысловой путь говорящего (или пишущего) человека можно представить так: от смысла - к языковым средствам (его выражениям в устной или письменной речи). Слушающий (или читающий) идёт обратным путём: через слова, интонацию, знаки препинания и другие языковые средства, которые использует собеседник, он осмысляет чужую речь: от языковых средств в устной и письменной речи - к смыслу высказывания. Русский народ давно подметил особенности общения и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьёзной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с благородным и нелёгким трудом земледельца: Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает.
Взаимосвязь, перечисленных элементов выразительного чтения, осуществляется при выполнении следующих условий работы над выразительностью чтения:
Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Демонстрация образца выразительного чтения имеет цель: такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и, таким образом, помогает его сознательному прочтению; оно служит для «подражательной выразительности» и может сыграть положительную роль.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения.
Работа над языком произведения.
Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор приёмами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.
Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два - три ученика прочитали вслух произведение (или его часть), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. Тон такого обсуждения должен быть деловым и доброжелательным.
Приведу несколько упражнений, которые с одной стороны, помогают ребёнку ориентироваться в тексте и осознавать замысел автора, а с другой, - создают условия для эмоционального интонирования, на основе которого выстраивается работа над отдельными компонентами интонации:
найти в тексте слова-пометы, указывающие на то, как нужно читать, подчеркнуть их и прочитать фразу правильно (например, при чтении сказки «Снегурочка»: запечалилась Снегурочка, спрашивает старуха: что невесёлая стала?);
пометить на полях что выражают слова героя, подумать, как их надо прочитать (например, при чтении произведения М.Горького «Воробьишко»):
Текст: Что? Что?
Ветер дует на тебя - чирк! И сбросит тебя на землю кошке! Примерные пометы детей:
Пудик спрашивает.
Мама предостерегает.
3) определить отношение автора к герою по тому, какие слова использованы в произведении (например, как автор называет своего героя в « Воробьишке» - Пудик, Воробьишко, воробышек).
Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение нескольких направлений:
- технического - включающего тренировку дыхания, совершенствования артикулярного аппарата;
- интонационного - предполагающего специальную работу надкомпонентами интонации;
- смыслового - реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;
- тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Но восприятию речи, как и самой речи, детей надо учить. Младший школьный возраст - оптимальный для усвоения языка. У ребёнка обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. При надлежащем воспитании и обучении дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах: усваивают словарь, звуковой и грамматический строй. Постепенно развивается контекстная связная речь, понятная для окружающих. Происходит процесс, который называется развитием речи. Развитие речи и есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, т.е. через речь. Это значит, что правила языка и речи применяются, но о самих правилах явно не говорится.
К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь ребёнка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.
Развитие речи идёт не только за счёт тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребёнка по отношению к языку. Ребёнок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания. Так, ребёнок говорит: «Ива. Правда, красивое слово?! Оно нежное». В этом возрасте дети достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохие, что их стыдно произносить.
У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребёнка 6-8 лет. К 6 - 7 годам ребёнок уже овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Если ребёнок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Он может производить звуковой анализ слов, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове. Ребёнок легко и с радостью произносит слова таким образом, чтобы интонационно выделить тот звук, с которого начинается слово. Затем он так же хорошо выделяет второй и все последующие звуки. Без специального обучения ребёнок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребёнком задач, в процессе решения которых развивались бы эти специфические формы анализа.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребёнок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.
Ребёнок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.
К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребёнка:
во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме. Сюда включается развитие рефлексии на соотнесение литературного и нелитературного языка. Ребёнок ещё весьма сензитивен к поправкам со стороны взрослого, он легко воспринимает слова учителя, который указывает на то, что данная речь соответствует литературному языку и вульгарно, просторечна, далека от требований речи. «Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляют в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, так что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребёнком походя, в повседневном общении со взрослым и с книгой. Но этого не достаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умение по составлению связного текста»; [13]
во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи в овладении чтением и письмом определяют навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и восприятия чужой речи;
в-третьих, соответствие речи учащихся определённому уровню требований, ниже которого не должен находиться ребёнок, так как он занимает положение ученика.
В условиях школьного урока, когда учитель даёт ребёнку возможность отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работы над словом, над словосочетанием и предложением, а также над связной речью. Как указывает М.Р.Львов, «все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Особое значение имеет правильность речи, т.е. её соответствие литературной норме.
В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребёнка в общем развитии речи. Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчётливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочим. Возможные дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков) - должны вовремя исправляться логопедами. Выразительность и ясность речи предполагают так же её чистоту - избегание просторечивых слов и выражений, слов-паразитов («вот», «значит», «так сказать», «понимаешь», «ну» и пр.). Все эти требования применимы именно к младшим школьникам, когда они входят в учебную деятельность и вмешивания учителя воспринимают как должное». [14]
Выразительность - важное качество речи. Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чём идёт речь, и оказать на другого надлежащее эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой и тонкой культуры. Поэтому для овладения ею нужна большая и тщательная работа, поскольку общаются между собой люди, живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с чувством, насыщенной переживаниями жизнью. Выразительные средства художественной речи складываются из различных компонентов, среди которых С.Л.Рубинштейн называет следующие: выбор слов; сочетания слов и предложений; структура речи и порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы, сочетаясь, позволяют передать не только предметное содержание мысли, но выразить отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику, т.е. эмоциональный подтекст. Как свидетельствует опыт работы с учащимися, весь ход развития понимания эмоционального подтекста с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его «почувствовать», «сопереживать». И вместе с тем, чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко понять.
Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, т.к. связано с буквами и зрительным восприятием. Буквы используются в качестве общепринятых знаков (шифра, кода), посредством которых в одних случаях при (письме) записываются (кодируются, шифруются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении), эти формы восстанавливают, воспроизводят, декодируют. Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук - фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак - буква. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют:
Зрительный.
Речедвигательный.
Речеслуховой.
Смысловой.
Смысловой фактор играет в чтении ключевую и цементирующую роль. Собственно, весь процесс чтения осуществляется, в конечном счете, ради того, чтобы извлечь нужную для читателя информацию, выявить и усвоить содержание, которое кроется в читаемом тексте, дать пищу мысли и чувству, обогатить себя духовно и т.д. Одновременно на смысловой фактор ложится нагрузка по управлению всей технической стороной процесса чтения и контролю за ним. Осмысленность чтения, понимание содержания читаемого текста - это самое основное в процессе чтения, это ради чего оно осуществляется. Среди многих методических способов формирования умения понимать читаемое центральное место принадлежит вопросам учителя. «Преподаватель должен вопросами своими, - писал К.Д.Ушинский, - беспрестанно заставлять читателя вникать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание». Вопросы, направляемая ими беседа, рассматривание иллюстраций, сопоставление их содержания с содержанием читаемого текста, устное рисование - иллюстрирование, подготовка и проведение чтения по ролям, и многое другое - всё это приёмы, направленные на выработку осмысленного чтения.
Ребёнок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в её контексте: улавливать, о чём идёт речь, следить за развёртыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Всё это - желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребёнка.
Однако большое число детей уже находится в зависимости от просторечия, диалектов, жаргонов и др. это обычно дети из малокультурной речевой среды. Малый запас слов, примитивная лексика уже сформировали определённые стереотипы ребёнка. Такие дети «не слышат» культурной речи, указания учителя проходят мимо, если специально не строить условий, психологически погружающих ребёнка в ситуацию освоения правильной речи. Речевые упражнения такими детьми, как правило, не дают заметного продвижения в овладении правильной речью за короткий срок. Здесь дело в том, что ребёнок уже говорит и его понимают, так что коммуникативная функция речи уже исполняет своё назначение. Кроме того, уже сформировались речевые стереотипы, которые действуют автоматически. Отрефлексировать их - большая работа, требующая колоссальных усилий по отслеживанию и блокированию сложившейся нелитературной речи.
Речевые стереотипы столь сильны, что даже в речи человека, выбравшего во взрослом возрасте своей профессией языки, освоившего не один иностранный и родной язык, нет-нет, да и проскакивают просторечия, усвоенные в детстве. Однако это обстоятельство не должно быть оправданием ни для учителя, ни для ученика. Овладение культурной речью - норма умственного развития современного человека. Сформированный мотив усвоения речи будет понуждать ребёнка к овладению литературным языком. Вслед за программой ребёнок должен стремиться правильно произносить слова, отслеживать морфологический, синтаксический уровень связной речи, стремиться контролировать свою речь.
Развитию речи содействует умственное развитие - способность полно и правильно оценить ситуацию, проанализировать происходящее, а также умение определить проблему. Сюда же относится способность логически верно описать обсуждаемую ситуацию (последовательно, чётко выделяя главное). Ребёнок должен уметь не пропустить чего-либо значимого, не повторять одно и тоже, не включать в рассказ того, что не имеет непосредственного отношения к данному рассказу важно также контролировать точность речи. Сюда относится не просто умение передать факты, наблюдения и чувства, но умение выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - слова, словесные обороты, передающие именно те значения и смыслы, которые уместны именно в данном контексте. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения пользоваться синонимами, антонимами, фразеологией, наиболее точно выражающими то, что хочет сказать говорящий.
Сказки, мифы, пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки -исключительно богатый материал не только для развития речи ребёнка, но и для его психического развития.
Народные произведения служат образцами краткой и глубокой мысли, их синтаксическая структура ясна, отчётлива, а лексика всегда разнообразна и образна. Антонимы, синонимы, фразеологизмы имеют специфически психологические содержание, установки и оценки. Собственно, эти явления речевой культуры дают установки на определённого рода социальные ожидания, обращенные к каждому человеку. Именно в этих перлах речевой культуры формируются национальный характер, национальная ментальность, именно через контекст речевых нюансов складываются система ценностей ориентации и притязаний на признание.
Многообразный родной язык не только предмет изучения, он - источник формирования качеств личности. Живая культура языка при всём его формирующем начале и организации некой типологии сознания через единую систему значений и смыслов, стоящих за языковыми понятиями, приводит к выраженной индивидуализации человека как личности, если он обращен на индивидуальное использование языковых традиций.
Ребёнку, учащемуся в начальной школе, ещё предстоит пройти путь восхождения к овладению речью как общенациональным культурным достоянием, к новым высотам индивидуализации своей речевой культуры.
На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребёнка, но и формируют его личность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. А также способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства!
Выразительное чтение содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся, а также развивает их художественные способности.
Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и средствах речевой выразительности. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Главное средство речевой выразительности – интонация. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.
Роль выразительного чтения состоит в том, что оно позволяет почувствовать особенности речевого выражения (стилистические, жанровые, изобразительные), что особенно важно для младших школьников.
Использование разнообразных форм работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении данной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА.
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: 1972.
Алфёров А.Д. Психология развития школьников: Учебноепособие по психологии. - Ростов на Дону :изд-во «Феникс», 2000.
Байкова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки политературному чтению: 3 класс. - М.: ВАКО, 2004.
Волина В.В. Русский язык. Переиздание - Екатеринбург:Издательство АРД ЛТД, 1997 г.
Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. - М.:Учпедгиз, 1961, ч. I.
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям.-М.: Просвещение, 1985 г.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младшихшкольников. - М.: 1981.
Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствамиречи. // Начальная школа, № 2, 2001 г. с.22.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речиучащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1981 г.
Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельностимладших школьников на основе дидактических принциповК.Д.Ушинского. // Начальная школа, №10, 2001 г. с. 27.
Лапишин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.-М.:Просвещение, 1986 г.
Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскороговоришь.// Начальная школа, №6, 1997 г. с.69.
Львова СИ. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение,1992 г.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методикапреподавания русского языка в начальных классах.- М.:Академия, 2002 г.
Львов М.Р. Методики развития речи младших школьников. -М.: 1985.
Макеева С.Г. Выразительное чтение на уроках русскогоязыка. //Начальная школа, №6, 1994 г. с.11.
Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирическихстихотворений. // Начальная школа, №7, 1990 г. с.ЗО.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. -Л.: 1974 г.
Мухина B.C. Возрастная психология: феноменологияразвития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. -5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.
Найдёнов Б.С., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение.-М.:1974.
Неусыпова Н.М. Развитие речи младших школьников вусловиях сельской малокомплектной школы.
Персидская И.В. Литературное чтение. 3 класс (по учебнику«Родная речь» Головановой, Горецкого, Климановой). -Волгоград: Издательство «Учитель» - ACT, 2002 г.
Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классовна уроках русского языка. - М.: 1984.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс: книга для учителя. - 6-еиздание, стереотипное - М.: Дрофа, 2003 г.
Pay Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи.-М.:Просвещение, 1968.
Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильнойречи. М.: Просвещение, 1968.
Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и еёособенности. М.: 1974.
Уварова Т.В. Говорить правильно и выразительно - эторадость общения друг с другом.//Начальная школа, №10 ,2001 г. с. 23.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильногопроизношения. - М.: Просвещение, 1981 г.
Фомичева М.Ф. Учите детей говорить правильно. - М.:Издатбюро треста Медучпособие, 19687.
31. Черноморов Л., Шустова А. Практикум по выразительномучтению. - М.: 1970.
Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительностиустной речи на уроках русского языка. //Начальная школа//, №4, 1991 г.,
33. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя / под ред. Т.А.Ладыженской. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Просвещение , 1991 г.
34. Хрипкова А.Г. Младший школьник. - М.: Педагогика, 1981 г.
13PAGE 15
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215
33