Статья Развитие творческих способностей учащихся при использовании нестандартных форм работы на уроке физики
Развитие творческих способностей учащихся при использовании
нестандартных форм работы на уроке физики
Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к предмету, организации учебной деятельности на уроке так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, направляет учителя на настойчивые поиски новых форм организации уроков. Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.
Новые методы и средства обучения не только способствуют развитию интереса у учащихся к предмету, но и значительно расширяют и обогащают методический арсенал учителя.
Для более глубокого усвоения учащимися знаний, предусмотренных программой, и в целях активизации творческой деятельности учеников использую на уроке некоторые нестандартные формы работы.
Важнейшая задача школьного курса физики – в максимальной мере способствовать становлению научного мировоззрения учеников, формированию в их сознании единой физической картины мира. Как известно, с физической точки зрения все объекты окружающего мира можно объединить в два основных вида – вещество и поле. В школе учащиеся знакомятся с их главными свойствами, а также с законами, которым они подчиняются. Для правильного миропонимания этих законов необходимо рассматривать разные аспекты соотношения между двумя основными видами материи.
Свое знакомство с материей ученики начинают с первых шагов обучения физике.
Один из первых уроков начинается с поэтического вступления:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
«Море» примеров, каскад опытов помогают ученику знакомиться с веществами с разных сторон.
При изучении темы «Плотность» использую такую форму урока, как игра. Класс делится на три команды: опыты, эстафета вопросов и ответов, отгадывание кроссвордов, решение качественных задач, командное решение количественных задач – «костяк» такого урока.
В 8 классе учащиеся знакомятся с понятием электромагнитного поля. Изучение физического поля должно быть основательным, но при этом простым и доступным пониманию учащихся. После изучения электромагнитного поля провожу урок-обобщение.
В данном случае учащиеся работают как в командах, так и парами: все они участвуют в эстафете формул, в эстафете расчетных задач (каждый за урок решает по 5-6 задач на соединение проводников), в эстафете качественных задач, ученики решают кроссворды, работают с приборами, собирают электрические цепи.
Изучение электромагнитных волн – последний этап формирования понятия поля. В 11 классе при изучении темы «Рентгеновское излучение» учащи
·еся предложили провести урок в виде пресс-конференции. Класс разделился на две группы: одна из них представляла ученых-специалистов, другая – журналистов, были подобраны и сформированы вопросы. Было использовано большое количество дополнительной литературы. В результате
проведённого урока учащиеся успели прямо на уроке выпустить газеты «Излучение и здоровье», «В мире криминалистики», «Наука и техника».
Изучение элементарных частиц – заключительный шаг в формировании понятия вещества. Данный вопрос изучается в 11 классе, в конце учебного года. По теме «Элементарные частицы» проведен урок-диспут на тему «Использование изотопов. Полезно или вредно?». Учащиеся говорили об отраслях экономики, в которых используются изотопы, о том, какое воздействие они оказывают на человека и на окружающий нас мир, выяснили, в каких случаях использование служит пользе дела, а в каких случаях их применение может представлять опасность.
Нестандартные форм работы при формировании научных представлений об окружающем мире содействует пробуждению у учащихся устойчивого интереса к изучаемому материалу. Такие уроки побуждают учащихся к самостоятельному поиску, выявляют их склонности, развивают инициативу, воспитывают чувство ответственности перед коллективом, позволяют развивать творческие способности.
К числу нестандартных форм работы на уроке относится сочинение сказок. Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из учеников не раз слушал сказки и любил их.
Сказки могут использоваться для достижения, по меньшей мере, трех целей – получить средство связи физики с жизнью, задать вопросы о физических явлениях в интересной форме, написать творческую работу, что будет способом углубить связь физики с литературой. Сочиняя сказку, дети развивают творческие способности, воображения. На уроках физики использую примеры из сказок, иллюстрирующих то или иное физическое явление. Ребята учатся с точки зрения физики оценивать их, разбирать научную достоверность и правильность описания в этих сказках тех или иных физических явлений.
Прекрасным средством для реализации творческих возможностей является компьютер. Внедрение компьютеров в учебный процесс, в особенности на урок физики, позволяет использовать его как инструмент для исследования физических явлений. Но самое главное с появлением компьютеров в школе то, что школьники получают возможность не только строить идеальные модели и изучать их свойства, но и работать с этими моделями, экспериментально проверять правильность как теоретических выкладок, так и собственных предположений. Это существенно расширяет возможности методики развития творческих способностей школьников в процессе обучения.
15