РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики
ДядикЮ.В., учитель физики
Сегодня, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Это выражается в многообразных концепциях дифференциации обучения.
При создании своей системы уроков и их разработке я основываюсь на идеях Фирсова В.В., автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения», Дьяченко В.К. автора «Групповые технологии».
По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Из концепции индивидуализации обучения Инге Унт я выделила и применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ и формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества.
По В.К. Дьяченко «Групповые технологии» выделяю: использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса.
Для меня важен опыт и других педагогов, таких как Кирик Л.А., так как, например, в 9 классе я работаю по учебному комплекту из следующих учебных пособий:
учебник «Физика-9» (А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. М: «Дрофа», 2002)«Сборник задач по физике для 9 класса» (Л.А.Кирик. М: «Илекса», 2003)«Самостоятельные и контрольные работы по физике для 9 класса» (Л.А.Кирик. М: «Илекса», 2003)«Физика-9. Методические материалы» (Л.А.Кирик. М: «Илекса» 2003)Эти пособия позволяют проводить внутриклассную дифференциацию, так как я работаю в предпрофильных классах, а также в обычных классах. Кроме этого в 10–х классах (химико-биологическом, филологическом и общеобразовательном) широко применяю пособия того же автора, а также его пособия в соавторстве с Л.Э.Генденштейном, И.М.Гельфгатом.Наиболее значимыми для реализации дифференцированного обучения выступают для меня следующие принципы:
проблемности (получение знаний не в готовом виде, а в результате собственной активной познавательной деятельности);
взаимообучение (мобилизация групповых, парных форм деятельности);
исследование изучаемых проблем и явлений (развитие учебно-познавательной деятельности);
индивидуализация (организация деятельности с учетом индивидуальных способностей);
создание мотивации (активная мыслительная деятельность).
Все вышесказанное составило теоретические предпосылки моей работы, направленной на решение проблемы, как построить дифференцированное обучение на уроках физики, чтобы оно являлось средством формирования учебной мотивации учащихся в классах разного уровня подготовки.
В своей работе я выделяю два варианта дифференцированного обучения:
1. Внутри классная дифференциация.
2. Внешняя дифференциация, или профильное обучение, в старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
Особенность внутриклассной дифференциации состоит в необходимости её применения не только в среднем звене, но и в профильных классах. Нет сомнения, что, даже отобрав группу учащихся с помощью пропедевтических методов, мы через некоторое время обнаружим расслоение, которое необходимо учитывать.
Уроки каждой темы разделяю на несколько основных типов, в зависимости от изучаемой темы, которые следуют друг за другом в определённой последовательности. Это могут быть:
1. Уроки общего разбора темы. ( Уроки – лекции в старших классах)
2. Уроки – комбинированные. (Семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала).
3. Уроки проверки усвоенного материала. (Фронтальный опрос, физический диктант, краткий тест с выбором ответа или другой вид проверки усвоенного материала).
4. Уроки – лабораторные работы.
5. Уроки - решения задач.
6. Уроки – обобщения и систематизации знаний – зачёт.
7. Уроки межпредметного обобщения материала.
8. Уроки контроля знаний учащихся и др.
Важно организовать уровневую дифференциацию на всех этапах: при планировании, изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний.
При составлении тематического планирования учитываю следующее: 1) изучение материала в основном организую крупными блоками; 2) приоритетное внимание уделяю этапам закрепления и отработки материала, т.к. считаю - материал следует изучать таким образом, чтобы на уроки закрепления отводилось как можно больше времени; 3) в планировании выделяю время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала. При изложении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта. В конспект можно включить и образцы решения типичных задач.
Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух, логических операций, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или лабораторной работы. Особое значение здесь и приобретает организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы, рассчитанные обычно на 10-15 минут, предназначенные для текущего оценивания знаний и включают в себя как качественные и экспериментальные, так и расчётные задачи. Все самостоятельные работы состоят из нескольких вариантов четырёх уровней сложности (начальный, средний, достаточный и высокий уровень). Ученик выбирает уровень задач, если он успешно решил задачу, например, среднего уровня, то он может перейти к достаточному уровню и т.д. Самостоятельные работы можно рассматривать и как обратную связь учитель-ученик. Например, если из 24 учащихся 16 выбрали высокий и достаточный уровень и правильно выполнили его задания, то класс хорошо усвоил изученный материал. Если же 2 ученика выбрали высокий уровень, 5- достаточный, а остальные учащиеся – средний и начальный уровни, то учебный материал усвоен слабо. Самостоятельные работы такого плана я использую из пособий Л.А.Кирик.
Обобщение и систематизацию по какой-либо теме провожу или в форме урока-зачета или в форме смотра знаний. Такая форма обобщения нравится учащимся, равнодушных и пассивных нет, она помогает лучше усвоить программный материал, расширяет кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру. В качестве психологической разгрузки использую игры занимательного характера.
Контроль знаний происходит на основе выполнения учащимися зачётных работ, домашних контрольных работ, творческих заданий, а также контрольных работ и тематического тестирования.
Подробно хочу остановиться на организации уровневой дифференциации на этапе контроля знаний.
Диагностика обученностиОбученность – это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе обучения. Показателями обученности, как это принято в современной педагогике (например, Беспалько В.П., Б. Блум, Н.Я.Конфидератов и др.) являются уровни усвоения знаний и умений, которые варьируются у разных авторов. Важно выбрать определённый подход к классификации уровней и методику их измерения, чтобы получить сопоставимые данные и статистически достоверные показатели, которые могут охарактеризовать стандарт образования по физике. Под стандартом понимается, в данном случае, необходимый и достаточный уровень усвоения, его количественное и качественное описание.
Метод поуровневых контрольных работ, применяемых мною для контроля знаний, позволяет оценить развитие интеллектуальных умений и обученность учащихся, обеспечивает необходимую диагностичность, точность и воспроизводимость.
Диагностические контрольные работы проводятся во всех классах. Диагностическая контрольная работа проводится в течение одного-двух уроков, составляется в двух и более вариантах и содержит четыре уровня сложности по три-четыре вопроса (задачи) в каждом:
Характер вопросов, задач Уровень познавательной деятельности
На узнавание, распознавание Уровень распознавания
(начальный уровень)
На запоминание, понимание Репродуктивный
(средний уровень)
На обобщение внутри темы
Конструктивный
(достаточный уровень)
На межтемное, межпредметное обобщение Творческий
(высокий уровень)
Задания творческого уровня познавательной деятельности должны требовать от школьников проявления гибкости, нешаблонности мышления, использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.
Перед изучением каждой новой темы проводится анализ результатов контрольной работы.
Диагностическая контрольная работа проверяется и заполняется таблица «Лист анализа диагностических контрольных работ (ДКР)», составленная в программе Microsoft Office Excel.
Такие листы анализа подвергаются дальнейшей обработке. Таблица интегрируется с помощью диаграмм и графиков.
Тексты контрольных работ составляются с помощью пособий автора: Л.А.Кирик.
Цели исследования:
Определение нормы обученности для классов по ступеням обучения – основная, средняя школа.
Определение нормы обученности для учащихся классов по уровням усвоения учебного материала – начальный. Средний, достаточный, высокий уровень.
Определение соответствия знаний, умений и навыков учащихся стандарту.
Отработка умений учителя работать в режиме экспертной оценки (коммуникативные умения, профессиональная компетентность, организационные умения)
На основе таблицы «Лист анализа диагностических контрольных работ (ДКР)», составленной в программе Microsoft Office Excel результаты контрольной работы можно представить в виде диаграмм, таблиц и графиков, которые будут строиться автоматически в той же программе. Набор диаграмм, таблиц и графиков можно задать такой, что они будут интересны и учителю, и ученикам. Приведу примеры некоторых из них.
044450
Вывод:
Уровневая дифференциация позволяет учащимся реально оценивать возможности. В результате повышается интерес к предмету. Между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках.
Наличие комплекта тестов, карточек, программированных заданий дает возможность учителю проводить объективный текущий контроль и корректировку знаний.
Применение карточек помогает более систематическому и качественному усвоению знаний по физике. Как положительный результат расцениваю и увеличение числа выпускников выбирающих экзамен по физике и подтверждающих качество знаний при поступлении в высшие учебные заведения.
В ходе исследований отмечается удовлетворительное владение учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии со стандартом.