Обобщение опыта работы учителя словесника


Развитие творчества учащихся на уроках русского языка в 5-7, 10-11 классах
(обобщение опыта работы учителя словесника МБОУ-лицея г. Владикавказа Токаевой Людмилы Мурзабековны.)
2014-2015 г.
Обучаясь русскому языку, школьники овладевают минимумом лингвистических знаний и адекватными этим знаниям речевыми умениями. Проблема развития творческих способностей учащихся заключается в том, что большинство детей не имеет развитого творческого воображения, поэтому их читательские интересы неуклонно снижаются.
Необходимость изучения этой проблемы видится в том, что работа над закономерностями функционирования морфологических форм в тексте происходит главным образом, на уроках развития связной речи.
Система речеведческих понятий развёртывается, как правило, на фоне изучаемых на уроках морфологии языковых средств. Эту работу помогает осуществлять пособие Никитиной Е.И. «Русская речь», которое входит в учебный комплекс по русскому языку под руководством профессора Бабаевой В. В. Всестороннее речевое развитие в синтезе со специальной лингвистической подготовкой предусматривают и учебники русского языка 5-9 классов под редакцией Разумовской М.М., входящие в федеральный комплект. «Методические рекомендации » не дают поурочных разработок, а показывают только самые общие направления работы на уроках развития связной речи, что предоставляет учителю возможность учителю в варьировании методики при построении конкретного урока, в актуализации темы или иного аспекта, при изучении темы.
В связи с этим представляется необходимым строить урок родного русского языка так, чтобы он стал уроком речевого творчества. В основе такого урока - интересный текст, способствующий духовному развитию ученика и учителя, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что – то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и, разумеется, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно. Бесспорна роль связного текста и то, что именно в тексте взаимодействуют все языковые средства. Нетекстовая методика отбрасывает назад в речевом и умственном развитии, текстовая – ведет вперёд.
Интересен в этом плане опыт, представленный в учебнике русского языка под редакцией Богдановой Г. А. и методическом пособии «Уроки русского языка» здесь преподавание строится на мотивационной основе – при постоянном поиске ответа на вопрос, как сегодня/ завтра, послезавтра, ежедневно/ вызвать / сохранить/ у учеников желание писать и говорить на родном языке, как стимулировать интерес учителя и ученика к совместной деятельности. Учитывают «болевые точки» сегодняшней школы пособия «Практическая методика русского языка» Т. А. Ладыженской, «Уроки русского языка» Е. И. Никитиной. Они вводят читателя в лабораторию словесника, учат его наблюдать, думать, работать над собой; уделяется внимание созданию живых ситуаций общения нетрадиционной работе с правилами, ролевой игре.
В 10-11 классах знаний лексических, морфологических и синтаксических средств языка уже недостаточно для того, чтобы найти то нужное, подчас единственное слово, помогающее выразить свои чувства и мысли, дающие возможность воздействовать словом на окружающих. Необходимо научить старшеклассников пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка и с их помощью создавать зримые образы, картины, пейзажи, научиться строить текст – художественный, публицистический, научный, деловой, то есть овладеть даром слова. Большую помощь в такой работе оказывает учебное пособие под редакцией Власенкова А. И., Рыбченковой Н. Н. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». Оно помогает строить сочинения, очерки, рефераты, аннотации, рецензии, правильно оформлять деловые бумаги/заявление, автобиографию/. Учебник является и хорошим подспорьем в совершенствовании навыков правописания, практическом повторении всего того что было изучено по русскому языку ранее.
Таким образом, достижения современной методики, личный опыт учителя, позволяют решать следующие задачи развития речи учащихся, определенные в стандарте по русскому языку: государственное обучение обогащении активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка; формирование и совершенствование умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование умений связно излагать мысли в устной и письменной формах.
Внутренняя потребность в творческой деятельность, в творческой самостоятельности рассматривается российскими психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё Потебней А. А. «… язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её…. Он не отражение сложившегося мировоззрения, а слагающая его деятельность». Этот принцип определяет повседневную методическую практику, развивающего обучения с учетом условий, в которых работает наша школа: систему развивающих задач и упражнений, выбор методов, приёмов и методических, технических средств.
Структуру уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Эта деятельность организуется по принципу доступности, но с ориентацией на зону ближайшего развития учеников. Дифференцированный подход помогает реализовать творческие возможности всех учащихся.
На каждом уроке мы должны дать почувствовать детям силу слова, стремится вызвать у них восхищение возможностями языка, показать как «работает» слово, чтобы однажды ученику захотелось бы сказать: «Надо же! А я раньше не замечал этого!» Надо воспитать в ученике чуткое, трепетное отношение ко всему прекрасному на земле. Когда я думаю над уроком, то выбираю то, что прежде всего художественно значимо, тот материал, который будет воздействовать на сердце, ум учащихся, думаю о том, как скажется он на нравственном развитии моих учеников.
Приведу примеры, которые наиболее удачно иллюстрируют данные положения.
5 класс «Имя прилагательное как часть речи»
Выразительно читается стихотворение Афанасия Фета, обращаем внимание, как пользуется поэт прилагательными и существительными.
Чудная картина
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. Учащимся предлагается подумать достаточно ли здесь прилагательных, чтобы действительно представить заснеженное поле, ночь, где-то вдалеке сани с одиноким путником, чтобы они пережили то, что переживает человек в дороге, далеко от дома. Подумать о нем.
Приходим к выводу: так видит человек, когда смотрит на движущиеся в дали сани. А сам он, возможно стоит неподвижно у окна своей комнаты. У Фета нет глаголов. И они здесь не нужны. Почему? Поэту нужно, чтобы мы, его читатели, просто увидели «чудную картину» и пережили не движение не вихрь, а наоборот - покой, сосредоточенность, о чем-то подумали, что-то вспомнили.Как показывает опыт, учащиеся не только 5-го класса, но и более старших затрудняются самостоятельно извлечь необходимую информацию. Поэтому считаю нужной работу с информационными заметками, словарными статьями, вооружая своих учеников необходимыми приёмами осмысления содержания высказывания и добиваясь от них осознанного чтения.
5 класс «Корень слова. Однокоренные слова»
Обращается внимание учащихся на то, что историю каждого слова нельзя узнать, не поняв, как оно образовалось, то есть на какой ветке «выросло» . Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов - это «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова.
-Нарисуйте словесные деревья, корни которых входят в состав слов лес, рука, солнце, друг.
Говорим и о тайнах словаря. Сообщается, что в некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком ~(тильдой). Например, корень лес: ~ок, ~ой, ~ничий ~ничество и тд.
Даётся задание сложного характера. Предлагается найти в толковом словаре слово апо его лексическому значению. Выписать без ошибок целиком словарную статью, составить предложение с найденным словом.
9 класс. Анализ текста (отрывок из повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»)
В ходе выполнения различных заданий обращается внимание на незнакомое слово поддёвка. Задание: найти объяснение в этимологическом словаре. Проверить свои предположения.
10-11 класс. На уроках русского языка в старших классах словарь необходим почти на каждом уроке. Учащиеся уже имеют опыт чтения и понимания лингвистических текстов и статей словаря, поэтому необходимо продолжать накапливать опыт работы с текстами научного стиля. Это позволит постепенно находить нужные сведения: овладеть терминами, освоить образцы научной речи, постичь логику развертывания содержания научного текста. Это кропотливая и сложная работа. Но если её начать с 5 класса, то постепенно обучающихся можно привести к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. На протяжении всего обучения дети знакомятся и работают с разными видами словарей. А это важно. Например, при изучении темы «Лексика» на одном из уроков даю задания группам учащихся: ознакомьтесь со структурой любого энциклопедического словаря
А) с вводной статьёй;
Б) со словарной статьёй ( какие данные содержатся в ней, помимо информации о значении термина);
Найдите в энциклопедическом словаре наименование профессий, связанных с театром. Расскажите о характере их деятельности.
Найдите в словаре ( иностранных слов или толковом) значение интернациональных словообразовательных элементов. Определить, ккаой области знаний или производства относятся незнакомые или малознакомые для вас термины и что они обозначают.
Вид…. отелефон,
к…рдиоскоп,
г…одезия,
пол…фония,
супер…бложка,
ультр….звук,
стере…скоп,
стер…оэкран,
бар…апп..рат.
Определить предмет по его описанию толкованию, записать соответствующий термин.
Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами.
Устройство для непрерывной записи /в виде кривой / и для наблюдения на экране для изменений силы тока, напряжения и др. электрических величин.
Кулачный бой по особым правилам, в специальных мягких перчатках.
Интересны и познавательны для старшеклассников следующие задания:
-Найдите в литературоведческом словаре или в толковом значение указанных тропов и стилистических фигур, запишите их. Постарайтесь подобрать на каждую из них (по возможности) примеры.
Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, риторический вопрос, умолчание, эпифора.
-Сравните текст биографии писателя в учебнике и в энциклопедическом словаре. Что в них общего и чем они различаются.
Практическая работа на уроке организуется таким образом, чтобы поставить учащихся перед необходимостью найти ответы на вопросы, как применить полученные знания, зачем надо знать такое-то понятие, такой-то его признак, зачем надо уметь выполнять такую-то операцию; что известно, а что является новым в рассматриваемом материале, в чем трудности решения задачи, почему они возникают и как их преодолеть. При этом предусматривается работа над такими умениями умственного труда, как сравнение, нахождение сходного и различного в сопоставимых явлениях, вычленение из ряда объектов искомого по определенному признаку, классификация, систематизация, обобщение материала, установление причинно-следственных отношений /почему? Вследствие чего? /, формирование операционных умений /как? в какой последовательности? /
Параллельно с развитием навыков чтения-понимания научной информации идёт работа с художественным текстом. На этих текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, тесно связанные с анализом образно-эстетических особенностей соответствующих отрывков.
Подбирая тексты, учитываются, прежде всего, их художественные достоинства, а также образовательные и воспитательные возможности. Источником служат лучшие произведения русской, национальной, национальной художественной, публицистической и научно-популярной литературы. В качестве дидактического материала на уроках русского языка и домашней работе учащихся активно используется иллюстративный аппарат учебника, фрагменты справочного характера, отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы, статьи из учебников по другим предметам. Например, справки о жизни деятельности отечественных языковедах, имеющихся в учебнике, используются для отработки умений чтения, пересказа, выделения основной мысли текста; толкование слов, подбора синонимических средств языка, уяснение происхождения слова или оборота речи; для тренировки в правописании и произношении отдельных слов, их форм и словосочетаний и т.д.
Понятие и умение связной речи позволяю сделать более осмысленными наблюдения над функционированием изучаемых средств языка, работу над восприятием текста(в том числе - статьи учебника, условия задачи и т. д.).
Однако каждый из видов речевой деятельности на уроках развития речи имеет свою специфику: внимание сосредоточено не только на содержании высказывания, но и на его языковых особенностях.
Языковой анализ текста - один из важных компонентов к устному пересказу и письменному изложению. Учащиеся 5-7 классов совершенствуются в языковом анализе, идущем от конкретного к абстрактному - от материальной оболочке слова к его семантике. К примеру, говорю с учениками о художественном тексте: Его можно по – разному толковать. А толковать - это значит объяснять смысл, а не толкаться, например. Глагол этот образован от слова толк. А толк - это и есть смысл. « Эх, не добиться толку от этого лентяя». А ещё толк- это польза или как раньше говорили прок. Значит у художественного текста не один смысл, как у делового или научного, а как бы много. Художественный текст, как айсберг: то, что видно, только маленькая часть ледяной глыбы, а большая часть прячется под водой. Вот почему хорошие книги можно перечитывать не один раз. И всегда с пользой для себя. С удовольствием.
Далее сообщаю детям о том, что сами слова, их сочетания, целые предложения могут прятать в себе разные смыслы. Ведь у слова есть звуковая оболочка. У фразы есть интонация. В художественном тексте есть ритм. И слова со своими смысловыми /семантическими/ полями тоже по-разному действуют. И всё это тоже информация. Но такая, которую невозможно заранее предсказать. Один извлечет её больше, другой меньше. Значит, художественный текст, состоящий из больших и маленьких тайн, несёт в себе гораздо большую информации, чем тот, у которого как бы есть смысл.
Марина Цветаева говорила о чтении: « А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение – прежде всего, сотворчество». Вслушайтесь в слово сотворчество (оно похоже на со-беседование, со-дружество). Понимаете, каким великим умением можно овладеть? Стать, например, собеседником Пушкина.
А современница Марины Цветаевой Анна Ахматова – тоже великий наш поэт - сказала так: «И каждый читатель тайна». Почему? Как вы думаете? Посмотрите на эту цепочку:


автор текст читатель
Звенья этой цепочки связаны между собой. Читатель зависит от текста, текст от автора. Но ведь и текст зависит от читателя. А значит, и автор: будет ли он понят? Текст – средство общения, а общение невозможно только в одну сторону. Книге важно, чтобы её прочли, поняли. Иначе - зачем она? Значит, текст зависит от читателя, и автор тоже.
Важно, чтобы учащиеся ощутили и пережили необходимость знаний о структуре языка – основном инструменте своего мышления, ибо в начале всех дел человека на земле – хороших и дурных – стояло, стоит и будет стоять способность, или неспособность пользоваться этим инструментом.
Однако, для эффективного языкового развития школьники должны уметь «порождать» свою собственную речь, находить нужные языковые средства для передачи определенного смысла. С этой целью предлагаются упражнения на конструирование отдельных предложений и связных текстов с использованием определенных лексико-тематических групп. Например:
-- Составьте небольшой текст (5-6 предложений) на тему «Лес в феврале», используя слова следующих тематических групп: существительные, называющие а) животных, б) качества и свойства, в) явления природы.
На следующем этапе отрабатывается умения различать смысловые и стилистические оттенки слов, уместно использовать их в речи.
-- Перед вами синонимические ряды существительных. Найдите среди данных синонимов слова устаревшие, книжные, разговорные и просторечные, эмоционально окрашенные слова.
Хитрец – плут, хитрюга, бестия, лиса, лисица, шельма, шельмец, хитрован.
Умница-мудрец, разумник, умник.
Разиня - ротозей, ворона, раззява, растрёпа, голова садовая.
5 класс. Прямое и переносное значение слов.
Вот мы говорим - привычно уже - что время идёт, жизнь идёт. А ведь человек может прожить свою жизнь на одном месте, в одном доме, никуда не уезжая из него, (скучно это, конечно, но вообразить такое вполне можно). Но сама – то жизнь идёт. Человек рождается, растёт, превращается в юношу или девушку, потом во взрослого, потом становится старым… Он ведь перемещается во времени…. Когда человек это заметил, ему нужно было это своё очень важное наблюдение «поймать» : Как? Он нашёл нужные слова. Перенеся старое значение слова на другое слово.
Такое перенесение основного значения слова называли греческим – «метафора». Это слово называет такое умение нашего мозга, без которого не было бы никаких открытий.
Задание. Что удаётся передать с помощью таких метафор- перенесений: потерять голову, тяжелый характер, железная воля, разрываюсь на части, сойти с ума, розовые мечты, висеть на волоске.
Придумайте картинки к этим метафорам и сделайте подпись, или сочините какую-нибудь историю.
Какими словами можно заменить эти метафоры? Великий греческий ученый Аристотель сказал про метафоры: « Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство в природе».
Важно ли это для человека? Можно ли что-нибудь понять в жизни, в природе, не умея подмечать сходство? А можно ли что-то узнать о другом человеке и даже о самом себе? Можно ли думать, не умея смотреть и слушать? А можно ли рассказать о том, что ты переживаешь, обойдясь без метафор? Подумайте. И расскажите, о чем захотите. Поговорите об этом с родителями. Что они думают по этому поводу? Поищите в нашей обычной речи сравнения и метафоры, запишите их в тетрадь, а потом попробуйте ту же самую информацию передать без сравнений и метафор.
7 класс. Лингвистический анализ текста Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто всё — простор везде,-Лишь паутины тонкий волос.Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко ещё до первых зимних бурь —И льётся чистая и тёплая лазурь.На отдыхающее поле…
Чтобы показать как великий лирик Тютчев дает нам возможность услышать звуки осени и увидеть картину «первоначальной осени; почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти, » останавливаю внимание учеников на том, почему из океана слов автор выбирает именно эти. Почему пора названа короткой, но дивной, день хрустальным, вечера -лучезарными, серп - бодрым, почему волос паутины тонкий, почему борозда – праздная, а поле- отдыхающее. Обращаю внимание и на глаголы: они очень многое дают, чтобы читатель представил себе картину и того, что было, и ту, что сейчас предстаёт перед глазами: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, пустеет воздух, льется лазурь. Такое «погружение» в мастерство писателя совершенно необходимо для речевого и интеллектуального воспитания учащихся. Только после такого всматривания в поэтическое слово перехожу к следующим заданиям. На примере слов из стихотворения комплексно повторяются и признаки частей речи, и сведения по словообразованию, и орфограммы, и пунктограммы, повторение причастий.
Затем составляются диктанты из словосочетаний на только что повторенные орфограммы. Желательно, чтобы словосочетания были связаны с темой осени. Домашнее задание: миниатюра « Короткая, но дивная пора»
6 класс.
Составление сценария тем передачи, которую хотелось бы увидеть на экране /закрепляется «Диалог»/. Или составляется диалог для начала телепередачи. Что и как произнесут наши герои.
Фантазия - картина. Опиши словами картину, которую видишь в своём воображении.
Сочинение ассоциация по мотивам ранее написанного диктанта «Можно ли жить по принципу трамвая»? Учащиеся высказывают своё мнение об экологическом состоянии микрорайона, о своём понимании нравственности, морали.
Придумываем новое окончание сказки, истории или свою сказочную версию. Занимательность сюжета, сочетание фантастики и реальности - всё это может быть использовано для развития воображения учащихся. Пусть они пофантазируют. С этой целью можно предложить детям (всем или только желающим).
Попробуйте описать свои ощущения, когда в душе спокойствие, или тревога, грусть или восторг.
Затем миниатюра «Что я делаю, чтобы поднять себе настроение?» Выясняю, что мои ученики помогают маме по дому, просто гладят , что-нибудь читают, погружаясь в жизнь героев, сопереживая им, вместе с ними радуясь, а счастливый конец книги улучшает настроение. А некоторые уединяются , рисуют города, дворцы, придумывая и воображая королевскую жизнь. Рисуют принцев и принцесс, которые живут в этих дворцах. Другие любят играть на фортепьяно.
- Возьмите интервью у человека, которого вы считаете интеллигентным, запишите вопросы и его ответы.
Текст большой воспитательной силы используется даже при объяснении такой темы, как «Междометие» в 7 классе. Речь идёт о «Где живёт совесть?» Салтыкова-Щедрина
-Что такое совесть, о которой идёт речь? Словарь русского языка Ожегова даёт такое определение: чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
- В какую часть повествования можно ввести междометия? Ваши наблюдения, выводы. Да, они помогли ещё более выразить горечь, тоску, боль бедняжки Совести. В процессе работы над текстом выясняется, что не случайно Совесть пишется с заглавной буквы. Создаётся впечатление, что речь идёт о живом существе, которое страдает, чувствует. Действительно, совесть живет в каждом человеке, но иногда она изгоняется из души и тогда…. Об этом и идёт разговор. Постепенно приходим к выводу: совесть живет в чистой, непорочной душе. Только тогда когда все будут жить по совести, поступать по совести, делать по совести, исчезнут, как говорит Салтыков-Щедрин «на веки вечные все неправды и насилия». В заключение урока предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужна ли совесть сегодня?» И высказать своё мнение по этому поводу. Ввести междометия, где это удобно.
В 5-7 классе уместно использовать ролевые игры, когда ученик выступает в роли учителя. При этом идёт более глубокое осмысление знаний, формируются навыки применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.
Это:
Проверка заданий, выполненных учащимися на доске, и рецензирование качества выполнения работ.
Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, имеющих более низкий уровень подготовки.
Выполнение обязанностей консультантов в процессе индивидуально-групповой работы.
Помощь учителю в проверке знаний, умений, навыков учащихся на уроках-зачётах.
Обобщение («что нового узнали на уроке, чему удивились, что поразило») при подведении итогов урока.
Такая работа требует тщательного подбора дидактического материала, оформления карточек с индивидуальными заданиями, чёткого продумывания структуры урока. Но эта работа оказывает благотворное влияние не только на сильных учащихся, но и на класс в целом
Использование тестов на уроках тоже помогает проверить знания.
Лингвист: а) ученый, который изучает, как устроены разные языки; б) человек, хорошо говорящий на каком - нибудь языке; в) человек, знающий много языков.
Билингвизм: а) это когда человек рождается с двумя языками; б) это если в школе, где ты учишься, преподают два языка, а ты не можешь выбрать какой учить; в) если человек думает и говорит на двух языках.
Русская диаспора: а) все, кто говорят по-русски в нашей стране; б) люди, говорящие по-русски, но живущие в другой стране; в) название клуба по интересам.
Обращение к индивидуальному речевому опыту позволят широко вводить в обучение коммуникативные ситуации, раскрывающие коммуникативные особенности изучаемых языковых единиц: обращение, простые предложения, синонимы и антонимы, речевая функция словосочетаний, сложные предложения и т. д. Подобная работа даёт простор для проявления творческой инициативы учащихся в учебной и внеучебной деятельности.
Речевую направленность предлагаю применять при переходе в среднее звено классов, занимающихся по системе Занкова.
Обучение русскому языку в 10-11 классах включает в себя всё, чему учащиеся научились в предыдущих классах. На этом этапе осуществляется закрепление, совершенствование орфографической, пунктуационной, речевой грамотности учащихся и создаётся база для овладения богатствами языка, сосредоточенными в художественной научно-популярной литературе для дальнейшего развития речи учащихся. Узконаправленные, сугубо тренировочные занятия грамматикой и правописанием в старших классах, на мой взгляд, не оправдывают себя. Главным должно стать понимание текстов разных стилей и жанров, умение их анализировать, видеть использование автором изобразительно-выразительных средств языка. Работу по совершенствованию речи учащихся связываю с изучением литературы, учитывая формирование личности старшеклассников и развитие мышления. При этом задача повышения письменной грамотности не снимается, но становится вспомогательной. Разумеется, подобная методика применяется в большей степени в сильном классе, классах гуманитарной направленности.
Во всех видах работы использую приобретенные ранее знания языке. Они служат обоснованием трудных случаев правописания и постановки знаков препинания, теоретической базой при овладении культурой речи, обеспечивают осознанное восприятие элементов текста. Регулярное обращение к грамматической теории, к лексико-фразеологическим, стилистическим, речеведческим понятиям даст возможность практическим путём в процессе лингвистического и литературоведческого анализа углублять и расширять знания учащихся о системе языка, обогащать их некоторыми фактами, связанными с процессами развития как системы с историей языка, с индивидуально-авторскими особенностями языка писателей, получившими отражение в их произведениях. При подборе заданий, упражнений исхожу из особенностей класса и учащихся. Какие-то упражнения даю для всех, какеи-то для отдельных учеников или группы учащихся(тех, кто склонен к языковому творчеству, кто проявляет интерес к слову в художественном произведении, увлекается русским языком, его научной, лингвистической стороной).
При обобщении и повторении сведений о лексике и фразеологии, например, ввожу новые для учащихся понятия. Это сведения о разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Это способствует лучшему осмыслению грамматике, фонетике русского языка, взаимосвязи между фонетикой и лексикой, грамматикой и лексикой. Детализируется и понятие синонимии, сто позволяет с большим пониманием использовать их в собственной речи. Материал подбираю такой, который позволяет развивать у учащихся чутьё к синонимии, выполняющей стилистическую функцию.
Группа сильных учеников в 10 классе может получить задание:- Найдите и охарактеризуйте все разновидночти омонимов.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла,-
Зависело б от мыла
Веснушки я б отмыла.
А. Шибаев
Учащиеся доказывают что слова сноса, с носа, мыло(сущ.), мыло(глаг), отмыла-являются омофонами,так как в них наблюдаются совпадения отдельной формы слов:сноса(от сносить), с носа(сущ. в родительном падеже), мыла(сущ. в родит. падеже), мыла (от мыть)

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки:- Где вы были? - У лисички!- Что вы ели там? - Лисички.
А. Шибаев
Здесь уже может включится в работу класс. приходим к выводу, что слова из норки, у норки, у лисички, лисички так же являются омоформами.
Вы, щенки, за мной ступайте!Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте,А не то поколочу.
А. Пушкин.
Учащиеся, уже имея некоторый опыт, легко определяет: слова поколочу, по калачу совпадают только по звучанию, но различны по написанию и значению. Они относят их к омофонам. Можно попытаться подобрать подобные примеры из художественной литературы.
Детализируется в старших классах понятие синонимики. Теоретическое упорядочиние явлений синонимики позволяет более точно дифференцировать и с большим пониманием использовать их в собственной речи. Материал этот подкрепляется упражнениями, позволяющими развить у учащихся чутьё к синонимике, выполняющей стилистическую функцию. Считаю, что принципиальное значение для развития речи учащихся и навыков восприятия содержания, оттенков текста имеют упражнения по использованию синонимов в речи: анализ синонимов в художественном и публицистичкском тксте, составление синонимических рядов, использован ие стилистического приёма градации. Например, дается задание:
Подберите синонимические ряды к словам мужество (смелость, отвага, храбрость), родина (отечество, отчизна), родник (ключ, источник), страна (государство, держава, и край).Учащиеся с каждым из слов синонимического ряда составляют словосочетание(прилагательное и существительное). Анализируется, всегда ли возможно сочетание одного и того же прилагательного со всеми словами синонимического ряда.
Найти в предложении синонимы. Отличаются ли они по значению? Какие дополнительные оттенки вы обнаруживаете в каждом из них? Какие виды синонимов встретились в предложении.
Как ни старайся отличить,Бульвар и сквер — одна натура,И может только скверной бытьБульварная литература.
И. А. Козловский.
Учащиеся выделяют бульвар и сквер, отличают, что это лексические синонимы, так как относятся к одной части речи, выражают одно и то же понятие, но различаются оттенками значения.
К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
Выделяем стилистические синонимы близкий - свойский, отличающийся стилистической окраской.
«Василиса Егоровна прехрабрая дама, - заметил важно Швабрин.- Иван Кузмич может это засвидетельствовать». « Ды слышь ты, сказал Иван Кузмич, - баба-то неробкого десятка».
Выделяются лексические и стилистические синонимы.
С синонимами связана антонимия, которая тоже служит точному выражению мысли, авторской позиции, обогащению речи.
Даётся задание выписать из текста антонимические ряды. Проверить по словарю антонимов, какие из них зафиксированы в словаре, а какие - нет. Чем это объяснить?
Слова бывают разные –То дельные, то праздные.То честные, правдивые.То льстивые, фальшивые.Есть слово – утешениеИ слово – удушение.Есть трезвые и пьяныеЛукавые, туманные.Есть чистые, алмазные,А есть бесстыдно – грязные…
Можно дать задание найти синонимы в тексте. Объяснить смысл выражения, на которое обращается внимание. Есть речь огнём горящая, есть тлением смердящая.
С большим интересом учащиеся выполняют задание найти в произведениях художественной литературы (стихи, проза) примеры использования антонимов, антитезы, оксюмороны. Отвечают на вопрос: что хотел подчеркнуть автор, используя выразительные средства языка. Подобная работа является составной частью работы над стилями речи, комплексным анализом текста, художественно-стилистическим анализом фрагментов художественных и публицистических произведений.
Особое внимание в 10-11 классах уделяю работе с текстом (независимо от изучаемой в данный момент темы)
Такая работа ведётся в чоответствии с программой в четырёх направлениях: а) чтение, работа с готовым текстом; б) литературное творчество учащихся, конструирование текстов; в) работа с языковыми и художественными средствами; г) публичная речь. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы. Задания носят комплексный характер, то есть наряду с освоением материала очередной темы учащиеся анализируют стилевые особенности текста, содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, пунктуацию и её стилистическую роль в данном тексте и так далее. Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Например, читается отрывок из рассказа А. П. Чехова « Толстый и тонкий». ЗАДАНИЕ: проведите наблюдения над знаками препинания в диалоге. Какова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе?
Обратите внимание, как меняется поведение Нафанаила во время диалога толстого и тонкого. Выпишите эти предложения, сделайте вывод. Сравните описание тонкого в начале и в конце встречи с толстым: его речь, поведение. Выпишите глаголы, характеризующие эти изменения.
В предыдущих классах дети знакомились с «Письмами о доброми прекрасном » академика Д. С. Лихачева поэтому в 11 классе можно предложить «Письмо шестое. Цель и самооценка» .Предлагается назвать тему этого письма. Что выражено в заглавии – тема или идея? Показать какую роль в тексте-рассуждении играет противопоставление. Что противопоставлено? Какую роль в аргументации играют сложноподчиненные предложения? Какую роль в тексте играют восклицательные и вопросительные предложения? Какова рольповторов в тексте? Найдите эти повторы.
Одновременно с осмыслением понятия «текст» определением его темы, основной мысли, выявлением средств связи между его частями и нахождением ключевых слов – понятий проводится работа по разделению текста на части, выделение микротем, работа по обучению учащихся сокращению, сжатию текста, составлению простого и сложного плана. Для такой работы можно использовать главу XVI из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (отрывок из четвёртого сна Веры Павловны).
Задания: озаглавить текст. Определить какой тип речи. Что в этом отрывке главное? Разделите текст на более мелкие смысловые части. Найдите в них ключевые слова.
В ходе анализа текста учащиеся определяют, что здесь используется описание. Главное в тексте – здание, ключевое слово-«будущее». Выделяются слова, говорящие о будущем: нивы, поля, рощи, луга, оранжереи, архитектура, южные деревья, цветы, зимний сад. В соответствии с ключевыми словами подбирается заголовок «Прекрасное будущее». Делается вывод, что основная тема текста – тема будущего .Об этом сообщают существительное будущее и заменяющее его личное местоимение его .
Текст делится на шесть частей, помогают это сделать ключевые слова. Подбираются заголовки к каждой части. Запись приобретает форму простого плана. Выясняется можно ли выделить подпункты.Это помогает составить сложный план.
Сопоставляются авторские знаки препинания с действующими сегодня правилами пунктуации. Каково значение авторской постановки знаков препинания? Каков дополнительный смысл?
По сокращенному плану готовится сжатый устный пересказ текста. При этом обращается внимание на соблюдение следующих условий: каждая часть должна содержать общее для текста (основное) понятие; основное понятие в разных предложениях должно быть выражено по-разному; в каждом новом предложении должны содержаться новые признаки, всё более полно раскрывающие основное понятие.
Как уже отмечалось выше, основными особенностями развития творчества учащихся на уроках русского языка считаю сосредоточение внимания на речевой деятельности во всех её видах, на текстах разных стилей, осуществляя тесную взаимосвязь с курсом литературы, интенсивное развитие творческого начала в деятельности учащихся, связь с жизнью.
Таким образом, развитие творческой самостоятельности всех учащихся в условиях развивающего обучения русскому языку интенсифицирует процесс развития и общих (интеллектуальных), и специальных (лингвистических) способностей и повышает качество знаний, умений и навыков.