Конспект урока по обучению грамоте на тему Старинные азбуки и буквари по Развивающей системе Л.В.Занкова
Технологическая карта.
Учитель: Морозова Аделя ШамилевнаКласс: 1
Предмет: литературное чтение
Тема: Старинные азбуки и буквари.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре
Задачи:
Образовательные: сформировать представления об азбуке.
Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитывающие: воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.
для обучающихся: учебники.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 ОргмоментС добрым утром!
Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А активно отвечать! 2 Актуализация опорных знаний. Кроссворд.
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит с подарком …
Рвом глубоким огорожен
Этот хищник от прохожих.
Кто в охоте знает толк?
Это страшный серый …
Самый рослый из зверей –
Африканский длинношей –
Ходит гордо, словно граф,
Называется …
Этот серенький грызун –
Вислоухий топотун.
От беды в кустах скрываясь,
Задремал трусишка …
Вот еще гигантский кот –
Полосатый обормот.
С ним водить не стоит игр,
Он опасен, этот …
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче …
Какое слово вы можете прочитать?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
А что такое алфавит?
Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?
А вы знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.
А кто мне может перечислить буквы алфавита? Аист, волк, заяц, жираф, лев, тигр
Алфавит
Об алфавите
Алфавит – это порядок постановки букв.
Мы узнаем об алфавите.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
3 Формирование новых знаний. Как называется наша первая учебная книга?
Попробуйте объяснить, почему её так назвали?
А теперь ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72
Что вы узнали нового?
Прочитайте пословицу «Сначала Аз и буки- потом все науки»
Почему так говорят?
Как появилась слово азбука?
Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз, Б-буки.
Из этих названий появилось слово азбука. (слайд презентации)
Давайте рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их.
Что вы можете сказать о них? Азбука
Ответы детей
Чтение статьи учебника
Ответы детей
В современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 42. Дети анализируют и делают выводы (работа в парах) Познавательные: умение добывать информацию из учебника.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4 Первичное закрепление А где используется алфавит?
С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?
А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен, В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.
Поставьте фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке.
Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок. (слайды презентации)
Кто считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил ошибки?
Прочитайте фамилию последнего автора!
Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека?
Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились. Мы сейчас прочитаем один из рассказов этой книги.(с 73) «Таня»
Чему учит букварь? Одинаковы ли по смыслу слова «азбука» и «букварь»?
Ребята, посмотрите раньше ваши родители учились по букварям (показ учебника)
А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь?
Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд)
Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги.
Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?
А можно ли эти поучения применять в наше время? Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке.
Для удобства поиска нужного слова.
Работа в парах
Самооценка.
Толстой
Ответы детей
Ответы детей
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.
5 Итог Что нового вы узнали на уроке?
Что вас заинтересовало на нашем уроке?
Что понравилось больше всего?
Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока? Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.