Требования к современному уроку биологии в соответствии ФГОС


Современный урок биологии в реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ, который устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Становиться понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Ведущие ориентиры современного урока:
от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;
от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;
от традиционной отметки – к современной оценке (метапредметные, предметные, личностные результаты).
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Это, в первую очередь, хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете, он должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков:
- Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
- Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Кроме того, педагогическая эффективность обучения во многом зависит от интенсивности учебной деятельности на уроке, познавательной активности учащихся. В связи с этим учителю необходимо продумать создание условий для позитивной мотивации учащихся к успешному изучению учебного материала.
Так как современный урок построен как технология, то он открыт для применения современных образовательных технологий. Технологии, рекомендованные к использованию в школе:
- развивающее обучение
- коллективная система обучения
- исследовательская деятельность
- технология «дебаты»
- технология развития критического мышления
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и др.
- обучение в сотрудничестве
- ИКТ
- технология деятельностного метода.
Технологии различаются по задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий – формирование метапредметных результатов. Метапредметные результаты заявлены в ФГОС, характеристика этих результатов сформулирована в терминах УУД.
Достижение метапредметных результатов предполагает (среди других) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать биологические объекты и явления, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять и доказывать их, защищать свои идеи.
Универсальные навыки и умения исследовательского поведения и исследовательской культуры востребованы от современного человека во всех сферах общественной жизни. Людей, занятых научными поисками решения проблем, насчитывается миллионами и потребность в них в обществе растет. Исследовательское поведение и исследовательская культура рассматриваются не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы работников науки, а неотъемлемая характеристика современной личности, черта, говорящая о его профессионализме.
Поэтому задача учителя заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и навыков через организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время, которая может проходить в двух направлениях:
1) формирование исследовательских навыков при решении познавательных и практических заданий и задач поискового характера на уроках (работа с таблицами и схемами, выполнение практических и лабораторных работ, выполнение эксперимента и проведение наблюдения и др., когда результат исследования (знания, информация) для детей заранее неизвестны);
2) организация целостного исследования, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы учащимися под руководством учителя (исследование документов, фактов, событий, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).
Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких сложных дидактических задач:
Использование учащимися базовых естественно-научных, краеведческих знаний и умений, усвоенных ими на уроках и во внеурочной деятельности, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.
Многоаспектное рассмотрение сложных объектов и явлений с точки зрения нескольких наук: химии, физики, биологии, экологии, истории и т.д.
Повышение общей компетентности учащихся в естественнонаучной области, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время технологий и методик, поиска и использования различных источников информации.
Участие в социально-значимой деятельности, развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности, выполнение социальных проектов.
Освоение начальных понятий об особенностях, структуре, функциональных характеристиках исследовательской и проектной деятельности, формирование исследовательской культуры.
Выполнение всех перечисленных задач невозможно без включения учащихся в учебный поисково-исследовательский процесс с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, уровня развития творческого потенциала личности, сформированности основных учебных умений и навыков.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет решить противоречия между:
недостаточным количеством учебного времени и большим объемом программного материала;
низким качеством окружающей социальной среды и необходимостью достижения высокого уровня научности получаемых знаний;
ориентацией нового содержания образования на развитие творческого потенциала и традиционной методикой обучения.
Таким образом, исследовательская деятельность по биологии включает в себя:
- технологию решения исследовательских задач;
- использование исследовательских и проектные методов.
Если работу по выполнению исследований учитель обычно проводит во внеурочное и внеклассное время, то решение исследовательских задач необходимо организовывать именно на уроке.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок, содержащий разные виды деятельности.
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
современный урок развивает у детей креативное мышление.
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке