Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.


Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения Какие требования предъявляются к современному уроку? В соответствии с новыми стандартами необходимо:-усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, -продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание- поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.Для создания учебной ситуации я использую приёмы:-предъявить противоречивые факты, теории;-раскрыть житейское представление и предъявить научный факт;-использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность». На какой результат ориентироваться на уроках географии? Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные.Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.Метапредметные:Регулятивные:Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.Познавательные:Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.Учебно – информационные:Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.КоммуникативныеУмение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Личностные:Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат. В целом, мой профессиональный портрет учителя таков: Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлах лет « Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: -  анализировать свои действия;- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;-  быть способны к сотрудничеству;- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.      В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником Какие требования предъявляются к современному уроку: -  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;-  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;-  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;-  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;- вывод делают сами учащиеся;-  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;-  времясбережение и здоровьесбережение;-  в центре внимания урока — дети;-  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;- умение демонстрировать методическое искусство учителя;-  планирование обратной связи;-   урок должен быть добрым. На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники: -    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);-     открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);-   деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);-   идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);-  обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы:- Развивающее обучение;- Личностно-ориентированное обучение;- Рефлексивное обучение;- Проблемное обучение;- Исследовательское обучение;- Проектное обучение;Средства обучения:- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. Результаты обучения - Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно — значимой сфере:- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную Универсальные учебные действия Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)Познавательные — общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении. Групповая форма работы имеет множество плюсов: -работают все и работает каждый;-интересно мнение каждого;-все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям;-ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы;-меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами Особенности организации коллективной работы: - каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»;- ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам;- деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других;- основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех;- каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе;- полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам. Необходимо соблюдать  дидактические  требования   к   современному   уроку: - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:  1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.           Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Организовать деятельность детей:по поиску и обработке информации;обобщению способов действия;постановке учебной задачи и т. д. Успеть выполнить все, что запланировано Главная цель учителя на уроке Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Основные этапы урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Подготовка к уроку Деятельность учителя, работающего по ФГОС Традиционная деятельность учителя Предмет изменений Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных и личностных результатов. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Основная оценка – оценка учителя Создание портфолио Нет портфолио обучающегося Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Предметные результаты Результаты обучения Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Создается учителем. Выставки работ обучающихся Образовательная среда Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Взаимодействие с родителями обучающихся Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся – Нестандартное ведение уроков Преимущественно групповая и/или индивидуальная Преимущественно фронтальная Форма урока