Кружковая работа, как форма повышения интереса обучающихся к дисциплине Химия

Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»



УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника
______________Л.В.Волкова
« ______» __________ 2017 г.






ПЛАН
Работы химического кружка «Химия воды»







Руководитель кружка Л.Н. Шмелёва















Пенза, 2017 г.
Цель кружковой работы со студентами: закрепление полученных начальных знаний в области химии; развитие познавательного интереса к дисциплине химия; воспитание бережного отношения к природным невосполнимым ресурсам; привитие навыков экологического пользования водой.


Задачи кружковой работы:
Привитие интереса к химическими знаниям;
Развитие химического кругозора;
Привитие навыков самостоятельной работы;
Развитие навыков экспериментальной работы;
Формирование экологических знаний;
Показать практическую значимость химии.


Планирование работы кружка составлено на 17 занятий. В основу планирования работы химического кружка положены следующие принципы:
Углубление знаний учебного материала по узкой тематике дисциплины.
Развитие у студентов навыков практической экспериментальной работы.
Сообщение исторического материала.


Планируемые результаты.
Научиться работать с дополнительной и специальной литературой по химии.
Работать в коллективе, по группам и самостоятельно.
Расширить свой кругозор в области естествознания.
Научиться элементам качественного и количественного анализа.
Пополнить свои знания о нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования.


Основные формы проведения кружковой работы:
Комбинированное тематическое занятие.
Заслушивание рефератов студентов.
3.Разбор олимпиадных заданий по химии с сайта инетурок.
4.Коллективный выпуск тематической газеты на недели цикловой комиссии.
5.Лабораторные работы.
Учебно-тематический план работы кружка.


п/п

Тема занятия
Дата проведения
Отметка об исполнении


1
Организационное занятие: определение целей и задач кружковой работы, определение сроков проведения занятий, формирование актива кружка, составление плана работы и тематики рефератов.

сентябрь


2
Вода вокруг нас: вода в масштабах планеты, вода в организме человека.
сентябрь


3
Пресная вода и её запасы. Экологическая проблема пресной воды. Способы очистки пресной воды.
октябрь


4
Жесткость воды и способы её устранения.
октябрь


5
Вода как растворитель. Свойства воды.
ноябрь


6
Методы анализа природных вод. Понятие о качественном и количественном анализе

ноябрь


7
Формы выражения результатов анализа воды.
декабрь


8
Лабораторная работа.
«Определение физических показателей качества воды».

декабрь


9
Лабораторная работа.
«Определение кислотности воды».
январь


10
Лабораторная работа.
«Определение рН воды»
январь


11
Лабораторная работа.
«Определение содержания катионов кальция, магния и железа в воде»

февраль


12
Лабораторная работа.
«Определение содержания карбонат, нитрат и хлорид анионов в воде».

февраль


13
Лабораторная работа.
«Определение качества водопроводной воды.».

март


14
Лабораторная работа.
«Сравнительный анализ качества питьевой воды по ГОСТу».
март


15
Решение задач на определение кислотности и щелочности воды.
апрель


16
Подготовка презентаций и творческих отчетов студентов.
апрель


17
Заключительное занятие: подведение итогов работы кружка.
май




Преподаватель Л.Н. Шмелёва






































Программа кружка. "Чудеса химии в повседневной жизни человека".
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.  В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению. Содержание занятий подбиралось следующим образом:  интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз); использование самых разнообразных организационных форм; акцент на практические виды деятельности; отказ от обязательных домашних заданий; обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности. Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 1 часу, всего 34 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности. Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.  1 Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком  2 Вода  3 Смеси в жизни человека  4 Поваренная соль  5 Химия пищи  6 Спички  7 Бумага  8 В мире красок и карандашей  9 Стекло  10 Керамика  11 Химия стирает, чистит и убирает  12 Химия – хозяйка домашней аптечки  13 Химия – помощница садовода  14 Химия и ювелирные украшения  15 Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии 
рограмма Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч). Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.  Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса. Тема 2. Вода (3 ч). Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.  Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.  Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч). Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.  Практическая работа № 3: Самодельные духи.  Тема 4. Поваренная соль (4 ч). Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.  Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.  Тема 5. Химия пищи (12 ч). Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.  Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы. Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.  Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.  Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.  Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.  Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.  Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.  Тема 6. Спички (3ч). Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.  Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).  Экскурсия-лекция на спичечное производство.  Тема 7. Бумага (4ч). От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.  Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги. Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч). Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.  Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.  Экскурсия-лекция в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.  Тема 9. Стекло (4 ч). История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.  Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.  Тема 10. Керамика (4 ч). Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.  Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.  Экскурсия-лекция на майоликовый завод в Гжель.  Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч). Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.  Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях. Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды. Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани. Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч). Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч). 
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.  Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.  Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).  Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.  Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв. Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).  Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.  Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов. Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).  Требования к усвоению учебного материала В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:  составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни; нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования; составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека; составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли; видах спичек и ОВР, протекающих при их горении; видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов; видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи; составе стекла, видах стекол и способах их получения; истории возникновения керамики и ее видов; составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС; видах и назначении некоторых лекарственных препаратов; видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением. В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:  применять методы качественного и количественного анализа; самостоятельно осуществлять химические эксперименты; соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента; составлять отчет о проделанном эксперименте.  Примерные темы для подготовки сообщений учащимися Имеет ли вода память.  Влажность воздуха и самочувствие человека.  Физиологический раствор в медицинской практике.  БАД. Минералы, необходимые человеку.  Особенности приготовления пищи в микроволновой печи. Продукты, старящие организм.  Отравление препаратами бытовой химии.  “Соляные бунты” в России.  Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной. История бумажных денег. История спичек.  Реставрация знаменитых картин.  Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу). Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.  Выращивание растений на питательных растворах.  Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.  История ювелирных украшений: от древности до наших дней.  Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. 
Литература Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.  Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.  Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г. Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г. Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г. Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г. Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г. Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г. Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г. Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г. Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.






Пояснительная записка
Программа кружка по химии “Чудеса химии в повседневной жизни человека” предназначена для учащихся 9-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 5 раз);
использование самых разнообразных организационных форм;
акцент на практические виды деятельности;
отказ от обязательных домашних заданий;
обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Занятия рассчитаны для проведения 2 раза в неделю по 1 часу, всего 68 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
Всего
В том числе




Лекции
Семинарские занятия
Практические занятия

1
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
4
2
1
1

2
Вода
3
1
1
1

3
Смеси в жизни человека
4
2
1
1

4
Поваренная соль
4
1
2
1

5
Химия пищи
12
3
2
7

6
Спички
3
1
1
1

7
Бумага
4
2
1
1

8
В мире красок и карандашей
4
2
1
1

9
Стекло
4
2
1
1

10
Керамика
4
2
1
1

11
Химия стирает, чистит и убирает
8
3
2
3

12
Химия – хозяйка домашней аптечки
4
2
1
1

13
Химия – помощница садовода
4
2
1
1

14
Химия и ювелирные украшения
4
2
1
1

15
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
2
_
_
_

16
Итого
68
27
17
22

Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Экскурсия-лекция в политехнический музей.
Тема 2. Вода (3 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (4 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (12 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 10: Качественные реакции на присутствие углеводов.
Практическая работа № 11: Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 6. Спички (3ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 12: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Экскурсия-лекция на спичечное производство.
Тема 7. Бумага (4ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 13: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 14: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Экскурсия-лекция в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Тема 9. Стекло (4 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 15: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (4 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 16: Исследование физико-химических свойств глины.
Экскурсия-лекция на майоликовый завод в Гжель.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 17: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 18: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 19: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 20: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 21: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 22: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны расширить свои знания о:
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
нахождении воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
истории возникновения керамики и ее видов;
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
применять методы качественного и количественного анализа;
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися
Имеет ли вода память.
Влажность воздуха и самочувствие человека.
Физиологический раствор в медицинской практике.
БАД. Минералы, необходимые человеку.
Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
Продукты, старящие организм.
Отравление препаратами бытовой химии.
“Соляные бунты” в России.
Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
История бумажных денег.
История спичек.
Реставрация знаменитых картин.
Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
Выращивание растений на питательных растворах.
Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
ЛитератураХимическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992 г.
Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.: “Педагогика”, 1985 г.
Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
Быстров Г.П. “Технология спичечного производства”. М.: “Гослесбумиздат”, 1981 г.
Розен Б.Л. “Чудесный мир бумаги”. М.: “Химия”, 1991 г.
Титова И.М. “Вещества и материалы в руках художника”. М.: “Мирос”, 1994 г.
Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая школа”, 1982 г.
Дудоров И.Г. “Общая технология силикатов”. М.: “Стройиздат”, 1987 г.
Владимиров Л.И. “Всеобщая история”. М.: “Книга”, 1988 г.
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ХИМИЯ», 9-11 КЛАССЫ.
 УЧИТЕЛЬ:ДОКШИНА А.П.
 
 
Пояснительная записка.
                                                                                                                                                                                                                                  Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок “Занимательной химии” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, в институты, чтение рефератов с проведением эксперимента.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 9 -11 классов (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа).
Тематика занятий
Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.
Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.
Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.
Фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Растворы. Кристаллогидраты.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».
Химия и человек.
Химия и медицина.
Профориентация.
Химия в быту.
Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?».
 
 
Основные цели кружка:
Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры
 
 
 
Основные методы:
Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.
Тематическое и поурочное планирование
 
 №
Тема занятия
Кол. часов

1
Вводное занятие.
1

2
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
1

3
Знакомство с лабораторным оборудованием.
1

4
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
1

5
Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание.
1

6-7
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
1

8
Выпаривание и кристаллизация.
1

9-10
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
3

11-12
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.
1

13-14
Кристаллогидраты.
2

15-16
Химия и медицина.
1

17-18
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
2

19-20
Подготовка к декаде естественных наук. Игра «Счастливый случай».
3

21
Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.
2

20-21
Химия в природе.
2

  22-23
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
1

  24-25
Проведение дидактических игр:
кто внимательнее
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление
4

26
Профориентационная лекция.
1

27-28
Химия в быту.
2

 29
30
31-33
 
 
 
34
Общий смотр знаний.
Игра “Что? Где? Когда?”
Экскурсия
1) в химическую лабораторию
2) в аптеку
3)в ТНГУ
Резервное время
3

 
Программа
1. Вводное занятие.Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок “Занимательной химии”). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности.[4] ,[13]
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).[9], [13]
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8],[13],[14]
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]
Экскурсия в химическую лабораторию ТГУ
5. Нагревательные приборы и пользование ими.Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. [13].
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
6. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки.Очистка веществ от примесей
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды. [11]
7. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли . [11]
8. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
 
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.
9. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]
10. Кристаллогидраты.Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).[3]
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.[12]
11. Химия и медицина.Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему химия и медицина.[1]
Экскурсия в аптеку.
12. Занимательные опыты по теме: Химические реакции вокруг нас.Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе, [5]
“Зелёный огонь”, [5]
“Вода-катализатор”, [5]
«Звездный дождь» [4]
Разноцветное пламя [4]
Вода зажигает бумагу [4]
13. Подготовка к декаде естественных наук Игра «Счастливый случай».
Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]
Игра. «Счастливый случай»
14. Проведение игр и конкурсов среди учащихся 8-9 классов членами кружка.Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
“Химическая эстафета”[4]
“Третий лишний”. [4]
15. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
Демонстрация опытов:
Химические водоросли [5]
Тёмно-серая змея. [5]
Оригинальное яйцо [6]
Минеральный «хамелеон» [4]
16. Химия и человек.Чтение докладов и рефератов.
-Ваше питание и здоровье [9]
-Химические реакции внутри нас [3]
17. Проведение дидактических игр
Проведение конкурсов и дидактических игр:
кто внимательнее [1]
кто быстрее и лучше
узнай вещество
узнай явление [1]
18. Занятие по профориентации.
Экскурсия в ТНГУ
19. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]
Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.
20. Общий смотр знаний. Игра “Что? Где? Когда?”
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.
Игра. « Что? Где? Когда?»
Ожидаемые результаты
На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
 
Литература
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

Заголовок 115