Интегрированный урок по чтению в 4 классе Сокровища мудрости народной


Тема: Сокровища мудрости народной.
Задачи: Закрепить и обобщить знания учащихся фольклора марийского народа, умение различать жанры, обогатить словарный запас.
Коррекция мышления на основе упражнений на анализ и синтез, на классификацию по признакам, на умозаключение. Коррекция памяти на основе упражнения на воспроизведения.
Воспитание мотивации к учению и бережному отношению к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим
И всё, что знаем, обобщим.
Закрепление понятия «Устное народное творчество».-Ребята, как вы уже догадались, на уроке мы будем говорить об устном народном творчестве. Давайте вспомним, что значат эти слова.
Устное - означает передачу «из уст в уста», т.е. без записи текста, один человек рассказывал другому. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили.
Народное — это значит, что создал народ, а не кто-то один. Творчество - от слова творить, создавать.
Устное народное творчество можно назвать одним словом - фольклор.
Что ещё относится к фольклору, кроме сказок?
К устному народному творчеству относятся: загадки, пословицы, скороговорки, песни, приметы и т.д.
В каждой сказке, загадке, пословице отражается мудрость народа. Все они имеют глубокий смысл, учат, воспитывают. И не зря тема нашего урока называется «Сокровища мудрости народной».
Постановка цели урока. Актуализация знаний:- Марийский народ сочинил в своё время много сказок, загадок, пословиц на разные темы. Мы же сегодня поговорим о сказках, пословицах, загадках и приметах, посвящённых лесу. Как вы думаете, почему именно лесу?
Наша республика прекрасна своими лесами. Они славятся на всю Россию и составляют главное богатство нашего края. Это родной дом для множества зверей, птиц, кладовая ягод, грибов, лекарственных растений. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это понимали и в старину, и в наше время многие писатели и поэты. Основоположник марийской литературы - С.Г.Чавайн написал красивое стихотворение «Роща». Давайте послушаем его.
Есть в нашем крае роща тихая одна,
На берегу большого озера она.
Деревья там раскидистей раскидистых растут,
Цветы прекраснее прекраснейших цветут.
В густой листве там распевают соловьи,
Там к озеру, журча, ручей стремит струи.
Там и трава любой травы свежее,
Там и цветы любых цветов нежнее.
Показ слайдов.
- А нам на уроке понадобятся знания и смекалка. Мы отправимся в путешествие. А чтобы легче было в пути, возьмем с собой карту.
Пословицы


Фольклор
марийского
народа
Угадай-ка
Сказочная


Отдых
Приметы

IV .Остановка «Пословицы».
- Что такое пословица?
Пословица- это короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Пословица обычно состоит из двух частей.
У марийского народа много пословиц. Объясните смысл следующих:
Лес - здоровья страж.
Лес - свадебный мешок, богат на угощения.
- Перед вами ещё несколько пословиц. Проблема в том, что у них есть начало и нет конца. Ваша задача - найти правильную концовку пословицы. Объясните их смысл.
Лес - наше богатство.
Волков бояться - в лес не ходить.
Лес, хотя и богат, много не бери, оставь своим детям.
Срубил одно дерево - посади два.
Заходи в лес, как гость, а из леса выходи, как добрый хозяин.
- Ребята, скажите, а как нужно вести себя в лесу?
Остановка «Угадай-ка !» (используется компьютерная презентация)
- Уже из названия этой остановки, вы поняли, что надо что-то угадать. Что обычно отгадывают? Как бы вы сказали, что такое загадка?
Загадки - замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность человека.
-На этой остановке мы и проверим вашу смекалку.
Физкультминутка (используется компьютерная заставка)
Остановка «Приметы».
- Из поколения в поколение марийский народ наблюдал за изменениями в природе, погоде. Эти наблюдения живут и сейчас в народных приметах. Люди их помнят и по ним предсказывают погоду.
- Прочитайте несколько примет:
Много желудей, много и брусники.
Есть серёжки на орешниках, будут и плоды.
Летом на деревьях виднеются жёлтые листья - к ранней осени.
- Какое время года сейчас? Знаете ли вы приметы о зиме? Назовите их.
- В некоторых приметах слова поменялись местами. Восстановите порядок в словах и прочитайте.
Гуси, низко, к, зиме, тёплой, летят.
За месяц, медведь, до, укладывается, снега.
Синица, ко, жди, прилетает, двору, холода.
Перед, в, воробьи, потеплением, щебечут, ветвях.
Зная эти приметы, вы сможете сами предсказать погоду.
Остановка «Сказочная».
- А сейчас мы попадём на самую любимую всеми остановку.
- Мы с вами прочитали много марийских народных сказок. А теперь я хочу проверить, как вы их помните. Прочитайте отрывок из сказки и найдите рисунок, который к нему подходит. Вспомните название сказки.
Улеглись звери спать: медведь - широкие штаны - на печи, лиса - хитрая голова - на лавке возле стола. Как только медведь заснул, лиса хвать его пирог и съела.
Выскочил заяц на берег, а в это время выглянуло ясное солнце, распустило свои золотые лучи, растопило лёд, охорашивается. Ну, теперь видишь косой, кто самый сильный?
Жила старуха в лесной деревеньке. Одна жила, без старика, без деток. Однажды щепала она лучину для растопки и отрубила нечаянно палец.
Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками. Построил заяц домик и убежал в гости, а дверь не запер.
Пошла лиса на пригорок, легла на травку, лапки разметала, голову на плечо уронила, хвост в сторону отмахнула, не глядит, не дышит, не шевелится - мёртвой прикинулась.
- Какой урок можно извлечь из этой сказки?
-Эта сказка учит помогать тем, кто попал в беду, быть отзывчивым.
Инсценировка сказки «Лиса, сова и сорока».IX. Домашнее задание.
Ответить на вопросы теста «Устное народное творчество».
Выберите три жанра, которые относятся к устному народному творчеству:
Стихи, загадка, пословица, рассказ, сказка
Определи жанр произведения:
Летит орлица по синему небу Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Загадка, скороговорка, стихотворение, песня
Определи жанр произведения:
Дерево прислоняется к дереву, а человек к человеку.
Скороговорка, пословица, считалка
Какая из этих сказок не является народной?
Сказка о рыбаке и рыбке.
Лиса, сова и сорока.
Любознательный заяц.
Кто помог сове в сказке «Лиса, сова и сорока»?
Ворона, воробей, сорока.
X Итог урока:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Какая остановка вам больше всего понравилась?
А чтобы узнать, какую оценку за урок получили, зачеркните в квадрате повторяющиеся буквы.
Х Т В А
Н Ж З О
З Х Ч И
Л А Ж В