Открытый урок по русскому языку на тему Образование сложных слов с двумя корнями


Урок-путешествие
Русский язык 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в речи
Задачи.
Урок-путешествие
Русский язык 3 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: Учимся писать слова с двумя корнями.
Цель урока: формирование умения правильно писать и употреблять в ре
Русский язык на тему: «Образование сложных слов с двумя корнями».
Цель: формирование умения правильно писать и употреблять в речи сложные слова.
Задачи:
1.Предметные:
- совершенствование умений: выделять корни в словах;
- умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями.
2.Метапредметные:
- обогащать письменную и устную речь учащихся;
- развитие умения аккуратно писать слова;
3. Регулятивные:
- формируем умение строить свою деятельность: находить нужную информацию на стр. учебника.
- формируем умение оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Коммуникативные:
- формируем умения слушать и понимать учителя и товарищей.
- совершенствуем умение правильно изъяснять свои мысли.
- совершенствуем умение работать в группах, в парах постоянного состава.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование:
- Учебник Русский язык 3 класс Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина ( УМК «Перспектива»)
-Карточки с заданиями (приложение).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности:
- Встаньте, пожалуйста. Присаживайтесь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какой у нас сейчас с вами урок? (русский язык)
- Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность, грамотность …)
- Вспомните правила посадки, запишите в своих тетрадях число, классная работа.
2. Актуализация знаний. 
- Сегодня на уроке мы узнаем с вами еще один секрет русского языка.
- Итак, посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какое задание можно выполнить? (разобрать по составу, выделить корень, составить предложения).
- Хорошо, а почему именно такое задание выполним? (т.к. изучаем раздел «Состав слова»)
Работа на карточках:
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Взаимопроверка. (слайд 1)
Постановка проблемы:
- Хорошо, верно. Раз вы у меня такие молодцы, попробуйте еще разобрать одно слово – СНЕГОПАД (на доске).
- Что вы можете сказать о слове «Снегопад»? (в нем 2 корня).
- Снегопад, что это за природное явление? (когда падает снег). Падает снег, из двух слов получили одно.
Постановка целей  и формулирование темы урока.
- Давайте, поставим задачи на наш урок. Что мы ходим узнать и чему мы хотим научиться? (слайд 2)
Узнать, как называются новые слова и как они образуются.
Научиться узнавать эти слова в тексте.
Научиться употреблять эти слова в речи.
Открытие нового знания.
Работа по теме урока.
- Каким образом и где мы можем узнать, что это за слова и как они образуются? (в учебнике)
- Верно, откройте учебник на стр. 119. Прочитайте правило.
- Каким путем образуется данная группа слов? ( данная группа слов образуется путем соединения двух корней)
- Хорошо. Как называются такие слова? (сложными).
- Почему? (потому что они состоят из 2 корней)
- Какие слова вы сами знаете? (ответы детей)
- С помощью чего соединяются два корня в сложных словах? (с помощью гласных о или е).
- Как называются эти гласные? (соединительными). Почему?
- Замечательно. А, теперь пришло время потренироваться.
- Давайте выполним упражнение 213 в группах.
- Послушайте внимательно задание. Каждой группе достанется по предложению. Задача группы: образовать сложное слово и записать его.
- Проверять будем по следующим критериям.
Правильность составление слова
Орфография
Получившиеся слова: сталевар, мясорубка, книголюб, самолет, силомер.
Группы вывешивают свои работы на доску, затем работы проверяются.
- Хорошо, молодцы, справились с заданием.
- Предлагаю поработать в парах над упражнением 214.
- Внимательно послушайте задание: найдите всевозможные сложные слова в упражнении. ( 9 слов)
- Кто нашел 9 слов? Поднимите руки. Вы сколько нашли, а вы?
- Давайте, их прочитаем по порядку. (Пешеход, самосвал, путешествие, землекоп, огнетушитель, рыболов, мышеловка, теплоход, снегоход).
- Запишите в тетрадь из этого упражнения 5 слов, выделяя соединительную гласную. Соединительная гласная выделяется с помощью вертикальных линий.(слайд 3)
- Проверка друг у друга по эталону.
- Давайте сделайте вывод (корни в сложных словах соединяют гласные о или е). (слайд 4)
Игра - Физкультминутка «Магнит».
- У каждого из вас на партах лежат слова, корни которых могут стать частью сложного слова. Вторая часть этого слова расположена в нашем классе. По моему сигналу вы должны подойти со своим корнем к нужной части, чтобы у вас образовалось сложное слово. На стене: пад, ход, лов, вар.
У детей: снег, лед, рыба, камень, пеший, море, мышь, звезда, зверь, вода, каша, сам, сталь, змея, тепло.- Хорошо, молодцы, присаживайтесь. Слова составлять научились, что еще должны научиться составлять? (предложения).
- А теперь, придумайте предложение со словом, которое вы составили. Запишите одно из сказанных вами предложений в тетрадь.
Самостоятельная работа:
- Какие слова изучаем? (сложные)
- Кто их может узнать в тексте, в задании? (ответы детей)
- На что нужно обратить внимание, когда пишем сложные слова? (на соединительную гласную)
- А, теперь я предлагаю вам выполнить небольшую проверочную работу.
- Внимательно, послушайте задание. Замените словосочетания сложным словом, запишите их в тетрадь. (слайд 5)
Листья падают - листопад
Лес рубит - лесоруб
Пешком ходит - пешеход
Пыль сосёт - пылесос
Лед колет – ледокол
- Проверка по эталону.
- Кто правильно составил все слова?
- А, кто грамотно записал их?
- Хорошо, давайте посмотрим, какие задачи мы ставили с вами в начале урока.
- Глядя на задачи закончите фразу.
Узнать, как называются такие слова и как они образуются.
Научиться узнавать эти слова в тексте.
Научиться употреблять эти слова в речи. (слайд 6)
Рефлексия.
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Было сложно…
Было интересно…
- Встаньте, пожалуйста. Спасибо большое вам за урок. Вы были молодцы, многому научились на уроке, работали все активно. Оценки за урок получают ФИ. Урок окончен!
Домашнее задание:
По выбору: (слайд 7)
Стр. 120 учебника упр. 215
Составьте, 10 сложных слова.
Приложение:
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири
Снег
Снеговик
Снежинки
Снегири