Урок русского языка.Тема: Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного слова.


Урок № 2. Тема: Распознавание проверочных слов. Подбор однокоренного слова.
Цели: Продолжить изучение способов проверки слов с безударными гласными в корне, упражняться в применении знаний на практике, развивать коммуникативные способности учащихся.
Задачи: Обучающие: формировать умение подбирать проверочные слова; Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать речь; Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к русскому языку.
Ход урока:
I.Оргмомент.Долгожданный дан звонок Начинаем наш урок.
Эмоциональный настрой.
Ребятам предлагается собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится.
Сегодня у нас всё получится.
Прочитайте это предложение с логическим ударением на разные слова.
-Надеюсь, что у нас сегодня, действительно, всё получится.
II.Мобилизирующий этап.Выполним логическое упражнение. На доске запись:
Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной.
Определите, что нарисовал каждый из мальчиков, используя слова ЕСЛИ, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.
Дети составляют текст – рассуждение: Если Роман нарисовал полянку, а Константин не стал рисовать деревья весной, значит, их нарисовал Николай, следовательно Константин нарисовал детей.
-Мы выстроили логическую цепочку, теперь проверим.
III.Определение темы и целей урока.
Ребята - Николай, Константин и Роман рисовали картину: деревья весной, полянку и детей на ней. Роман нарисовал полянку, Константин не стал рисовать деревья весной
-Что объединяет подчёркнутые слова? (Безударная гласная в корне) -На какие две группы можно поделить слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и непроверяемая безударная гласная) -Что мы можем сказать о словах с непроверяемой безударной гласной в корне? (Это словарные слова, правописание этих слов нужно запомнить) -Как проверить безударную гласную в корне слова? (Безударный гласный в корне проверяется ударным. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное)-Исходя из того, что мы сейчас повторили, вы наверное, догадались, что сегодня мы продолжим работу над темой «Безударные гласные в корне слова». Мы будем упражняться в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Безударный гласный звук Причиняет много мук. Как писать гора, трава И слова моря, дела? Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударение; Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.
IV.Работа по теме урока.-Приведите примеры слов из текста с проверяемой безударной гласной. (Роман, Николай, Константин, весной, полянку, детей ) Устно подберите проверочные слова.
Сделайте вывод: Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях? Вывод: в ударном и безударном положениях гласные в корне пишутся одинаково.
-На какую тему ребята рисовали картину? (Весна)
Игра «Ассоциации». Какие слова вам сразу приходят на ум, когда слышите слово «весна»? -Ребята, давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с весной. (тепло, ручьи, солнце, почки, листочки, тёплый ветер, первые цветы, зелёная травка, скворцы, ласточки)
Сегодня Веснянка (на доску вешается изображение девочка - Веснянки) пришла к нам на урок и принесла с собой задания для нас.
На доске слова: Май. Ул.ца, т.пло, д.ревья, л.сточки, тр.ва, скв.рцыСоставьте, используя эти слова, рассказ на тему «Весна». (Май. На улице тепло. На деревьях молодые листочки. Зеленеет трава. Скворцы вернулись на родину.) Запишем текст, выделяя и объясняя орфограммы. Выделите грамматическую основу в последнем предложении.
V.Минутка красивого письма.Веснянка принесла вам свой весенний подарок, отгадайте, что это?
Цветы лилово – синие, Как капельки чернил. Пришёл из леса с ними я И маме подарил. (Фиалки)
На доске цветы фиалки с буквами о, а, е, и, я.
-Почему Веснянка принесла цветы с этими буквами? (Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными.) Пропишем эти буквы.
VI. Физкультминутка.
Гимнастика для глаз.
VII. Продолжение урока.
А вот следующее задание Веснянки. Упр. 319. Прочитайте. Найдите однокоренные слова.
Каждый год с погодой вешней Все гостей крылатых ждут. Только вынесли скворечник, А скворцы уж тут как тут.
Спишите. Подчеркните гласные, которые нужно проверять. Как сказать иначе: «погода вешняя» (весенняя погода), «крылатые гости» (птицы).
VIII. Самостоятельная работа.
Прочитайте. Найдите лишнее предложение. Сколько предложений в тексте получилось?
Появились стаи грачей зиму птицы провели на юге они очень спешили на родину в пути их настигла метель коньки зовут на каток слабые птицы погибли долетели самые сильные.
Спиши текст, поделив его на предложения. Проверь правильно ли ты списал выделенные слова. 1 уровень: подбери к ним проверочные слова. 2уровень: подбери к ним проверочные слова и синонимы.
Проверка: - Какое предложение лишнее? (Коньки зовут на каток) Почему? (Оно не связано с другими по смыслу) - Сколько предложений получилось в тексте? (6) - Как на письме отделяется одно предложение от другого? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.) - Какие орфограммы в выделенных словах? (Безударные гласные) - Подбери проверочное слово. (спешка, лётчик) Синонимы(спешили – торопились, долетели – домчались.)
IX. Работа с однокоренными словами.
- Ребята, посмотрите сколько цветов принесла нам Веснянка.(На доске цветы разных цветов) Весна полностью вступила в свои права.
- Какая орфограмма в слове весна? (Проверяемая безударная гласная в корне; проверочное слово вёсны) - Подберите однокоренные слова . (Весенний, веснушки, вешняя) - Попробуем объяснить значение этих слов.
Весна – время года, следующее за зимой. Весенний – относящийся к сезону весны. Веснушки – рыжеватые пятнышки на коже, появляющиеся у некоторых людей весной.
X. Домашнее задание:
Веснянка принесла вам домашнее задание (по группам). Задания даются на фоне цветов. 1.Придумать загадку или сочинить стихотворение о весне. 2. Написать мини – сочинение на тему «Весенний день».
XI. Самооценка учащихся своей деятельности на уроке по 3 уровням.
- А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем уроке. Оцените себя по трём уровням: 1) «очень хорошо» - возьмите красные цветы; 2) «хорошо» - синие цветы; 3) «удовлетворительно» - жёлтые цветы;
XII. Итог урока.
Сегодня на уроке я: научился………….. было интересно……………. было трудно……………..
Нам с Веснянкой понравилось, как работали на уроке ………………… (Выставляются и комментируются оценки за урок)