Конспект урока русского языка по теме Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне


Урок русского языка во 2 классе («Школа России»)
Тема «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне».
Ход урока
Организационный момент (Самоопределение к деятельности)
-Ребята, что вы ждёте от урока русского языка сегодня?
-хочу узнать что-то новое;
-хочу сделать новое открытие;
- хочу получить новые знания;
-хочу, чтобы урок был мне полезным;
-хочу, чтобы урок был интересным;
-хочу, чтобы урок принёс радость общения;
-хочу,
-И я тоже очень хочу, чтобы урок получился именно таким. -А что для этого нужно делать?
-Вот мы с вами и договорились о дружной внимательной работе. Прошу не забывать о нашем договоре до самого конца урока.
Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и вначале следующей строки наклейте смайлик. Это будет строчка ваших успехов на уроке. Как только вам удастся верно или очень аккуратно, или быстро выполнить задание сразу ставьте на этой строке плюсик.
2.Актуализация знаний (Включение в предметную деятельность)
Минутка чистописания.
-Какую тему мы изучали на прошлой неделе?
-Буквы каких безударных звуков при написании вызывают проблемы? Давайте мы их красиво запишем.
-Если вы написали буквы правильно, аккуратно, не забудьте поставит плюс на строчке успеха.
Орфографическая минутка.
-Что будем делать со словами, записанными на доске?
В..лчонок, з…мляника, цв…ток, гн…здо, м..л..ток, в…да, в…дро, м…лина, с…сна, б…гун, м…рской.
-Что объединяет все эти слова? А можно ли разделить эти слова на группы?
- Сейчас поработаем со словами первой группы-с безударной гласной, проверяемой ударением. Как можно разделить эти слова?
Один ребёнок выполняет работу на компьютере, записывает, слова с безударной гласной о.
1.Волчонок, вода, сосна, морской.
Слова с безударной гласной е записывает другой ученик на доске.
2. Цветок, гнездо, ведро, бегун.
Самопроверка и самооценивание.
Постановка проблемы (Темы урока)
Молодцы! Вы отлично справились! Скажите, почему вам удалось выполнить это задание без ошибок? Да. Конечно, вы знаете способы проверки и умеете их применять! Назовите эти способы. Как это удобно – знаешь способы проверки и пишешь без ошибок! Но у нас осталась ещё одна группа слов: з…мл…ника, м…л…ток, м…лина. Можем мы их правильно записать? Вы сказали, что это словарные слова. Сделайте предположение, в русском языке таких слов много? Как вы думаете, стоит посвятить этим словам урок? А почему? Вот вы и назвали тему нашего урока «Правописание слов с непроверяемым гласным звуком в корне».
Написание словарных слов представляет для учеников и для взрослых настоящую проблему - проверить нельзя, а писать грамотно надо! Может быть у нас получится на уроке решить эту проблему? Давайте попробуем! Это и будет целью нашего урока.
Цель урока-решение проблемы грамотного написания словарных слов.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Ребята, предложите, пожалуйста, свои варианты решения этой проблемы-как научиться грамотно писать словарные слова?
Предполагаемые ответы:
-Выучить их наизусть
-Всегда пользоваться орфографическим словарём
-Придумать слова-запоминалочки (найти ассоциативный образ).
-Воспользуемся вашими предложениями:
-запишите оставшиеся слова, пользуясь орфографическим словарём, придумайте задания. Оцените свою работу.
- найдём ассоциативный образ для этих слов.
- Перед серьёзной работой немного отдохнём. Кто хочет сегодня провести физминутку?
Физминутка (Песня «Барбарики»).
Давайте отберём ещё слова для работы. Обезьянка нам поможет. (Диск к УМК «Школа России». Тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова», упражнение «Непроверяемые орфограммы»).
-Итак, у нас 6 слов и будет 6 рабочих групп. (Распределение групп и инструктирование детей).
Результаты работы каждая группа закрепляет на доске.
-Какие вы молодцы! Ребята, если вам пришлись по душе такие слова – запоминалочки, пользуйтесь ими и пишите словарные слова грамотно.
5. Закрепление новых знаний.
-Придумайте задания, используя свои словарные слова.
Можно предложить детям выполнить следующие задания:
а) Составление и запись словосочетаний с изученными словами.
Первая группа составляет словосочетание со словом 6 группы и записывает его. Вторая группа со словом 5 группы. Третья группа со словом 4 группы.
б) Усложнение задания: нужно подобрать к словарным словам родственное слово и составлять словосочетание уже с родственным словом.
Шестая группа со словом 1 группы, пятая группа со словом 2 группы, 4 группа со словом 3 группы.
в) Словарный диктант с включением изученных на уроке слов. Один человек выполняет его на компьютере (вставляет буквы). Самоконтроль и самооценивание.
г) Работа с заданиями на карточках (Раннее изученные словарные слова) с самооцениванием.
д) Картинный словарь по изученным раннее словарным словам с самооцениванием.
6. Первичный контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
-Ребята, посмотрите на свою строчку успехов и скажите какую бы отметку вы себе за урок поставили? Почему? А кого бы вы хотели похвалить на этом уроке? А я хочу похвалить вас всех, потому что я видела на этом уроке ваше желание учиться, желание придумать что-то новое.
7. Итог урока (рефлексия учебной деятельности на уроке)
-Скажите, какую цель мы ставили в начале урока?
Удалось ли нам решить эту проблему? Придумали ли мы способ запоминания словарных слов? Какой способ? Что на уроке у нас очень хорошо получилось? А над чем ещё необходимо поработать?
Домашнее задание:
1)Упр.165
2) Придумать (по желанию) слова-запоминалочки для словарных слов из упр.165 или для тех, в которых были допущены ошибки в диктанте