Программа факультативного курса по ИЗО


Программа факультатива по изобразительному искусству в 5 классе
«Волшебство палитры»
автор: Куроптева Ирина Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
1 квалификационной категории
г. Архангельск
2016
Пояснительная записка.
Программа факультатива по изобразительному искусству «Волшебство палитры» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ОО, для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Факультативный курс «Волшебство палитры» направлен на формирование культуры творческой личности учащегося. Развитие художественно-творческих способностей через формирование общечеловеческих нравственных качеств.
Можно ли вообразить мир бесцветным? Цвет создает настроение, успокаивает, волнует. Мы не придаем ему особого значения, тем не менее проявлением цвета любуются все, а не только ценители искусства. Цвет – одно из важнейших средств изображения. Прежде, чем использовать цвет, следует понять, что это такое.
Содержание программы расширяет представления учащихся о цвете и цветовом круге, знакомит со структурой цвета и особенностями его действия. Формирует навыки работы с цветом и его сочетаниями. Закрепляет навыки владения живописными материалами. Развивает творческую активность детей, создает условия для ее пробуждения и реализации, превращая в потребность.
Цель программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Овладение средствами художественного изображения;
Планируемые результаты:
Знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет», объяснять их значение.
Иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Иметь представление о воздействии цвета на человека.
Уметь работать с цветовым кругом и цветотональной шкалой.
Приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета.
Различать основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Экспериментировать с вариациями цвета.
Характеризовать цвет как средство выразительности.
Объяснять понятие «колорит».
Овладевать навыками живописного изображения.
Содержание курса.
Знакомьтесь, цвет. Рождение цвета: преломление света и цветовой спектр. Отраженный свет, преломленный свет, пропущенный свет, поглощенный свет. Световые лучи. Свет и красящие свойства.
Структура цвета. Яркость. Теплые и холодные цвета. Светлота – самое важное качество цвета. Гамма. Смешивание красок. Контраст. Цветовой круг. Комплементарные (дополнительные) цвета. Оттенки серого. Близкие цвета. Монохромный колорит. Взаимное влияние цветов.
Игра цвета. Свет и тень. Освещение меняет цвет предмета. Цвет и настроение. Цветовая гармония. Цвет в композиции.
Тематическое планирование.
№ Тема урока часы Содержание Практическая работа
1 Как рождается радуга? 1 Преломление света, цветовой спектр. Рисование радуги.
2 Свет. 1 Отраженный свет.
Преломленный свет.
Пропущенный свет.
Поглощенный свет. Выполнение рисунка на различных поверхностях: прозрачной глянцевой, прозрачной матовой, холсте. Одним цветом на выбор. Сравнение результата.
3 Световые лучи. 1 Поглощение и отражение световых лучей. Рисование зеленой полянки, используя только желтый и синий цвета.
4 Смешанные краски. 1 Отношение света и красящих веществ. Прозрачные и кроющие краски. Рисунок «Какого цвета осенняя листва». Получение составных цветов из основных.
5 Яркость – первое качество цвета. 1 Первичные, вторичные, третичные цвета. Составление цветового круга.
6 Морозные краски. 1 Холодные цвета. Особенности рисования в холодной гамме. Знакомство с видами шрифта. Рисунок «Буква Снежной королевы».
7 Летняя песня. 1 Теплые цвета. Составление композиции в теплой гамме. Стилевое оформление шрифта. Рисунок «Буква царя – Солнца».
8 Светлота – самое важное качество цвета. 1 Осветление, полутон, затемнение. Шкала светосилы. Упражнения по получению светлой, средней и темной гаммы.
9 Разноликая гамма. 3 Картина в светлой, средней, темной гамме. Полный тональный диапазон. Три рисунка в разной гамме. Сравнение и обсуждение результата.
10 Рецепт лучшего цвета. 3 Как сохранить свежесть цветового тона. Понятие контраста. Получение различных оттенков из основных и составных цветов. Рисунки:
Цирковое представление.
Фейерверк.
Праздник воздушного шарика.
11 Насыщенность цвета. 1 Смешивание красок с изменением их насыщенности. Рисунок неба, моря или поля ржи.
12 Комплементарные (дополнительные) цвета. 5 Прямые/истинные комплементарные цвета. Разделенные дополнительные цвета. Двойные комплементарные цвета. Триада. Взаимно комплементарные цвета. Работы в технике аппликации. Рисование с натуры и по представлению.
13 Оттенки серого. 1 Получение оттенков серого. Варианты применения оттенков серого в рисунке. Упражнения на получение оттенков серого.
14 Близкие цвета. 1 Управляющий цвет. Группировка цветов по расположению в цветовом круге. Составление карты близких цветов.
15 Монохромный колорит. 2 Понятие «монохромный колорит». Монохромные семейства цветов. Рисунок в теплой и холодной монохромной гамме.
16 Взаимное влияние цветов. 1 Иллюзия глубины, пространства, объемной формы. Перспективные изображения. Упражнения по созданию иллюзии глубины на рисунке.
17 Свет и тень. 1 Создание объема в рисунке. Изображение тени предмета. Натюрморт.
18 Освещение и цвет. 1 Изменение цвета в зависимости от освещения. Натюрморт днем и вечером.
19 Цветовое настроение. 2 Психологическое воздействие цвета на настроение человека. Рисование шума, тепла, прохлады, спокойствия и т.п.
20 Цветовая гармония. 2 «Объединяющий» цвет. Понятие «гармония» Рисунок по памяти и представлению.
21 Цвет в композиции. 2 Применение цвета для создания композиционного центра. Баланс в выборе цветов. Рисунок по представлению.
22 Рождение картины. 1 Обобщение знаний по курсу. Коллективная работа по созданию рисунка.
Итого 34 Учебно-методическое обеспечение
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Преподавание учебных предметов в 5-х классах общеобразовательных учреждений Архангельской области, реализующих ФГОС ООО – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012.
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО Минобрнауки России, 7 августа 2015г № 08-1228
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 5 – 8 классы. – М.: Просвещение, 2013 – 128 с.
Методический фонд:
репродукции картин художников;
тематические плакаты, таблицы и картинки;
муляжи для рисования;
детские работы, как примеры выполнения работ.
Список литературы
1. Виноградова Г.Н. Уроки рисования с натуры – М.: Просвещение, 1980.
2. Газета «Искусство» (выпуски разных лет издания).
3. Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение, 1987.
4. Каменева Е. Какого цвета радуга? – М.: Детская литература, 1975.
5. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1989.