Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: На пути к успеху»
Программа«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: На пути к успеху»
муниципального общеобразовательного учреждениясредняя общеобразовательная школа №52Октябрьского района
города Новосибирска, ул.Воинская, 3.т.2-600-222
Составитель программы
Заместитель директора по воспитательной работыШумская Вероника Александровна
Паспорт программы
Наименование программы Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : На пути к успеху.
Разработчики программы Социально-педагогическая служба
МОБУ СОШ №52
Цели программы обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы 2015-2020 годы
Исполнители программы Социально-педагогическая служба МБОУ СОШ №52
Ожидаемые конечные результаты реализации программы создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
стабилизация числа беспризорных детей подростков;
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России , которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушения прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №52. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков. По данным социального паспорта ОУ уровень правонарушений в нашей школе не снижается, наблюдается, то подъем, то небольшой спад. Данные представлены в таблице:
Графа паспорта 2012-2013 г.г. 2013-2014г.г. 2014-2015 г.г.
Всего учащихся 567 588 546
Семьи с одним отцом 7 10 10
Опекаемые дети 9 8 6
В социально-опасном положении 10 семей 7 семей 4 семьи
Дети, состоящие на учете в ПДН 6 4 4
Многодетные семьи 26 семей 20 семей 23 семьи
В трудной жизненной ситуации 5 семей 16 семей 18 семей
Дети-инвалиды 9 4 4
Учёт соц. защиты 27 семей 33 семьи 15 семей
Учащиеся, уклоняющиеся от учёбы 1 1 1
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование, показывают, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений учащихся в различных формах деятельности: КТД, работа трудовых отрядов с привлечением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организация летнего отдыха учащихся. В школе создан «Совет профилактики», на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности, работающий по плану. На Совет профилактики приглашаются учащиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков
Самовоспитание
Интерес к самовоспитанию
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-организатор, преподаватель ОБЖ.
В целях профилактики безнадзорности правонарушений в школе работают разнообразные кружки и секции.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором по делам несовершеннолетних . Организация работы школьного Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Проведение операций « Подросток» и « Контакт» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с инспектором по делам несовершеннолетних ;классные часы по пожарной безопасности;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период ;Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
Беседы инспектора ;Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Направление ходатайств в КДН;
Проведение тренингов с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
1) Профориентация, её цели и задачи
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
- сформировать у учащихся образ жизни,
-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,
-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
-создание приоритетного родительского воспитания,
-организация педагогического просвещения родителей,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п\п Содержание работы
классы
Сроки
Ответственные
1. Организационные мероприятия
1
Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. 1-11
сент.
Кл. рук. 1-11 кл. Соц. педагог
2
Выявление детей, нуждающихся в помощи 1-11
сент.
Кл. рук.1-11 клСоц. педагог
3
Организация заполнения в классах социальных паспортов
1-11
сент Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог
4
Составление банка данных и социального паспорта школы
1-11
До 01.10
Соц. педагог школы
5
Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 мес. 2012 г.
( по информации ПДН ГОВД) 1-11
окт.
Соц. педагог школы
6
Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы. 1-11
сент.-окт.
Соц. педагог
7
Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)
1-11
1-2 р. в мес-ц Зам.дир.школы по ВР
8
Участие в районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, КДН района ..
1-11
В теч. года
Администрация школы
9
Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям
5-11
сент.
Кл. рук.
10
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.
2-11
сент. –окт Кл. рук.
11
Принятие мер по сигналу. 1-11 По мере Соц. педагог
школы
12
Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.
1-11
1 раз в четверть
Администрация школы
13
Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете. 5-11
По плану КДН р-на
Администрация школы
14
Сверка документации совместно с инспектором 9кл.
сент. Соц. Педагог
2. Работа с учащимися.
1
Оказание помощи учащимся 8-9 кл. 1-11
Пост. Соц. педагог
Зам.. дир-ра по ВР
2
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
1-11
По мере необходимости.
Соц. педагог школы
3
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
5,10 кл.1 кл сент.
окт.
Кл. рук. Соц. педагог
4
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через психологический центр "Алису".
1-11
Пост.
Кл. рук. Администрация Школы, Соц. педагог
5
Организация досуга учащихся
(по плану воспитат. работы школы)
1-11
Пост.
Зам. дир. шк. поВР, кл. рук.
6
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
8-9
Вт еч. уч. года
Зам. Дир-ра по ВР
Соц. Пед.I
7
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов. 7-11
В теч.
года
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
8
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
1-11
В теч. года
Педколлектив школы
9
Контроль за посещаемость уроков
поведением детей "группы риска". - 1-11
Ежедн.
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
10
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению
занятости в свободное время.
2-11
|
По мере необходимости
Кл. рук,
Совет проф-ки
3. Работа с семьей
1
Изучение социальной структуры семей учащихся школы
1-11
сент.
кл. рук. соц. педагог школы
2
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей
1-11
сент.
кл. рук., соц. педагог
1
Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )
1-11
1 раз в четв.
Администрация
кл. рук.
4
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
1-11
пост.
кл. рук.
5
Консультирование родителей : а) педагогами школы; б)соц. педагогом; в) медработником.
род. 1-11
кл.
по мере необходимости
коллектив работников школы
6
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
род. 7-11
кл.
дек.,
февр.
Администрация школы
7
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".
1-11
1 раз в четв.
кл. рук., Администрация школы
4. Правовой всеобуч учащихся.
1
Проведение бесед, кл. часов
1-11
по планам кл. рук.
Кл. рук.
2
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву
8-9 кл.
1 раз в мес-ц Соц. педагог школы
3
Изучение государственных и международных документов по правам человека
5-11
По плану
Кл. рук.
4
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение и т.п.)
1-11
Декада « Здоровый образ жизни»
Администрация школы, соц. педагог
5.Профилактика алкоголизма и наркомании.
1
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
5-11
сент.
Зам. дир. шк. по ВР, соц. педагог
2
Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек.
7-11
1 раз в четв.
Зам. дир.шк. поВР,
соц. педагог
3
Проведение акции "За здоровый образ жизни"
( по отдельному плану)
1-11
Январь, апрель
Зам. дир. шк. поВР, соц. педагог
4
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на лекториях
8-9 кл.
По плану лектория
соц. педагог школы
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы - появление у подростков устойчивых интересов;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ;
-уменьшение количества детей «группы риска»
- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
Используемая литература:
1.Колесникова Г.И., Стародубцев С.В. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006.
2.Степаненко А.П. Психологическая помощь подросткам «группы риска»: Практическое пособие./ По материалам Степаненко А.П., Тайгильдиной Т.А., Коваленко Г.Н., Кириенко Е.В., Степаненко С.Ю. – Омск, 2007
3.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.