Педагогический совет на тему Профилактика и предупреждение асоциального поведения
Тема педагогического совета:
Профилактика и предупреждение асоциального поведения
Заместитель директора по ВР
Горловской ОШ I-III ступ.№42
Кашлакова Н.В.
При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной (хищения, кражи), агрессивной (побои, хулиганство, изнасилования) ориентации, так и социально-пассивного типа (отклонения от учёбы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсичных средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Часто причиной асоциального поведения детей становится их воспитание в неблагополучной семье. Это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д.
Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:
· привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;
· педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;
· аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;
· асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущие признаки асоциальной семьи: тунеядство; аддиктивность (зависимость); делинквентность (правонарушения); аморальность; социальная деградация; неудовлетворительные бытовые условия; вовлечение детей в противоправную деятельность; конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером; социальная изоляция семьи.
Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Следствие влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.Оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. И все же определённая работа классными руководителями ведётся в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка. За семьей Яковлевых, которая является неблагополучной, пока ведётся наблюдение.
С целью обеспечения социально - правовой защиты детей, случаев жестокого обращения с детьми, предотвращения правонарушений и безнадзорности в школе ведется учет детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Информация относительно выявления и учета детей данной категории направляется к органам местного самоуправления, службы по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел с целью проведения общих профилактических мер. По итогам работы классных руководителей относительно посещения и изучения семей в заведении образования создается общий банк данных детей, которые находятся в неблагополучных семьях; разрабатываются мероприятия относительно работы с данной учетной категорией детей; ведутся учетные карточки на несовершеннолетних, которые воспитываются в неблагополучных семьях; проводятся систематические инспекции семей совместно с работниками органов внутренних дел, медицинскими работниками, работниками службы по делам детей, центра социальных служб для молодежи.
Асоциальное поведение детей и подростков может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений «норм морали», незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений.
Заметное неблагополучие у этих подростков выявляется в системе межличностных отношений в семье, в школе, на улице.
Отклонение подростка от норм общепринятой морали и прав препятствует "врастанию в человеческую культуру". Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных либо преступных индивидов с собственными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер.
К асоциальным в настоящее время относят такие понятия, как «хейзинг» - ритуальное издевательство с целью посвящения или принятия в команду, «мобинг» - когда целый детский коллектив «прессует» одного ребёнка, «дедовщина» - старшие издеваются над младшими, «буллинг» - длительное умышленное психическое или физическое давление, травля одного другого, обзывание, запугивание, изоляция, вымогательство, порча имущества.
Особый пик асоциальных нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый переходный период от детства к зрелости. В этот период происходят серьезные изменения, как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
Это связано с психофизиологическим развитием в подростковом возрасте, которое обусловливает известную трудновоспитуемость подростка. Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Главное, что отличает этих подростков, это затруднение выработки любых тормозов, "бестормозность", поведенческая и эмоциональная неустойчивость.
Особого внимания требует проблема предупреждения асоциального поведения, в основе которого лежит развитие отдельных биологических потребностей. Сюда в первую очередь относят алкоголизм, наркоманию. Формирование потребности в алкоголе подростка побуждает к поискам незаконных средств для приобретения спиртного, приводит к снятию социального контроля, импульсивному, неконтролируемому сознанием асоциальному поведению. Ведь именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит приобщение ребёнка к спиртному, что является одним из решающих условий алкоголизации в зрелом возрасте и впоследствии принимает устойчивый, трудноподдающийся коррекции характер. При этом важно отметить, что причинами, побуждающими молодых людей употреблять различные одурманивающие и разрушающие психику вещества, является пример взрослых в семье и ближайшем окружении, друзей в компаниях. По результатам анкетирования подростков поводами для употребления ими наркотических и алкоголесодержащих веществ являются: разрешение и пример родителей, предложение друзей, бессодержательность досуга, испытание эйфории, проблемы во взаимоотношении с противоположным полом, желание «стать взрослым», что свидетельствует в первую очередь о серьезных дефектах семейного, общественного воспитания, других проблемах социально-педагогического и социально-психологического характера.
Поэтому-то так важно своевременно предостеречь несовершеннолетних от употребления спиртного, наркотиков, других вредных привычек, приводящих к извращению потребностей.
Причины асоциального поведения несовершеннолетних представлены весьма разнообразным кругом явлений, требующих своевременного выявления и диагностики, а также дифференцированного и адекватного применения мер воспитательно-профилактического характера.
Такая работа особенно необходима при организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, а также работы с функционально несостоятельными семьями, которые по разным причинам не справляются с задачами воспитания. В задачи педагога входит изучение ближайшего окружения несовершеннолетних и, прежде всего, условий их семейного, общественного воспитания с целью выявления характера влияний, которые обусловливают социальную дезадаптацию несовершеннолетних.
Так, скажем, гиперактивный, расторможенный подросток требует особых мер педагогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально-организованному выходу неуемной энергии, шумливости, подвижности этих ребят путем вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие повышенного расхода мышечной энергии. Напротив, ребёнок, склонный к депрессии, страдающий коммуникативными расстройствами, затрудняющими его взаимодействие с окружающими, нуждается в расширении системы взаимоотношений со сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности личности детей и подростков, вместо индивидуального подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные проявления.
Превентивное воспитание в школе – это система подготовительных и профилактических действий педагога, направленных на предупреждение формирования у учащихся вредных привычек, черт характера, проявлениям асоциального поведения подростка и организацию соответственного присмотра за деятельностью учащегося. Эта работа поставлена в школе на достаточном уровне.Благодаря превентивному воспитанию, у учащихся вырабатываются навыки и привычки высокоморального поведения. Педагогический коллектив проводит значительную организационно-управленческую, методическую работу по данной проблеме. Характер взаимодействия педработника и трудновоспитуемого учащегося зависит от особенностей профилактической работы. Учащийся, который не видит или не понимает целесообразности и закономерности, комплексности педагогических влияний на него, склонен оценивать такие действия как посягательства на его личность, которая вполне естественно вызывает его протест, оппозицию или раздраженность.Прогулы занятий трудновоспитуемыми отмечаются отрицательными последствиями. Как показывают исследования, в отличие от педагогически запущенных, трудновоспитуемые имеют ярко определенную мотивацию прогулов занятий: это потребность в разрядке, отсутствие интереса к учебе, сниженный познавательный интерес к содержанию учебной программы, неприязнь к классному руководителю, преподавателю, однообразие и монотонность школьной жизни, отсутствие заинтересованности в учебном предмете, подготовка к урокам по другим предметам, пропуски занятий за “компанию”, отсутствие отрицательной оценки прогулов со стороны одноклассников, старание утвердить себя среди ровесников, стремление заниматься любимым делом вместо уроков, занятие личными делами; желание посмотреть интересный фильм; семейные обстоятельства; совпадение во времени с любимым внешкольным занятием; привычка к прогулам; плохое расположение духа; усталость, как психологическое состояние; леность; равнодушие. Главное, что такой подросток осознает свои поступки, имеет соответствующую своему действию мотивацию и постоянный механизм ее решения. Т.е. трудновоспитуемый выступает как носитель оппозиционных к существующей системе учебно-воспитательного процесса качеств.Коррекция поведения трудновоспитуемых учащихся в коллективе и через коллектив происходит как положительно направленное воспроизведение системы гуманных отношений такого учащегося с окружающими его людьми и вместе с тем как процесс духовного становления всех личностей, которые принимают участие в образовательном процессе. Коррекционная работа заключается в разъяснении учащемуся его психических особенностей, привлечении к их самоанализу, наблюдению за собственными действиями, их результатом дальнейшего осмысления и саморегулирование своего поведения. Результат такой работы мы видим в изменении отношения к учёбе, одноклассникам, школе Кондрика Б., учащегося 7 класса.Это дает учащимся свести к минимуму ошибки в собственных реакциях, действиях, поступках, выработать адекватный тип поведения с ровесниками и взрослыми.Данные, которые получил классный руководитель об интересах и наклонностях своих воспитанников, разрешают ему педагогически правильно организовать их активную деятельность (учебную, трудовую, спортивную, художественную, изобразительную) в тех видах, где их результаты будут высочайшими. Что мы видим на примере Долбинцева Б., учащегося 9 класса.При этом необходимо отметить любые успехи учащихся, объявляя о них в групповом коллективе.С целью улучшения работы, для педработников разработаны советы относительно установления доверия между подростком и наставником.1. Внимательно выслушайте подростка. Стремитесь к тому, чтобы подросток понял, что он вам не равнодушный, и вы можете понять и принять его. Не перебивай и не показывай своего страха. Относитесь к нему серьезно, с уважением.2. Предложите свою поддержку и помощь. Постарайтесь убедить, что данное состояние (проблемы) временные и быстро пройдут. Проявите сочувствие и покажите, что вы разделяете и понимаете его чувство.3. Поинтересуйтесь, что более всего в данное время беспокоит подростка.4. Уверенно общайтесь с подростком. Именно это поможет ему поверить в собственные силы. Главное правило в работе с детьми - не навредить.5. Используйте слова - предложение, которые будут оказывать содействие становлению контакта: понимаю, конечно, ощущаю, хочу помочь.6. В разговоре с подростком дайте понять ему, что он необходимый и другим, и уникальный как личность. Каждый человек, независимо от возраста, хочет иметь положительную оценку своей деятельности.7. Недооценка худшая, чем переоценка. Настраивайте подростка на высокую самооценку. Умейте слушать, доверять и вызывать доверие у него.8. Обращайтесь за помощью, консультацией к специалисту, если что-то насторожило вас в поведении подростка.
Основные направления деятельности педколлектива 1. Информационно-консультативная деятельность:
проведение занятий для подростков по вопросам профилактики употребления наркотических веществ, культуры поведения в обществе; информирование о вреде вредных привычек на организм подростка;
психолого-педагогическая коррекционная работа с подростками, которая содействует компенсации девиаций их личностного развития и неадекватных форм поведения;
проведение психолого-педагогических обследований несовершеннолетних, изучение психологического состояния их здоровья, условий жизни и воспитания в семье, индивидуальные особенности развития, личностные качества, интересы;
проведение индивидуальных и групповых воспитательных мероприятий, занятий с несовершеннолетними, обращая особое внимание на развитие положительных наклонностей и интересов, устранение недостатков в поведении, жизненное и профессиональное самоопределение, усовершенствование взаимоотношений со взрослыми, ровесниками;
предоставление несовершеннолетним разносторонних квалифицированных (психологических, педагогических, медицинских, юридических) консультаций;
предоставление родителям (усыновителям) или опекунам, педагогическим работникам лицея рекомендаций относительно профилактики отклонений в интеллектуальном и психическом развитии учащихся; устранение ситуаций, которые приводят к травмированию психики, создание благоприятного микроклимата в семье, в групповом коллективе, в лицее.2. Образовательно-методическая работа: разработка информационных материалов, сценариев, презентаций по тематике профилактики употребления наркотических веществ и алкоголя подростками;
организация деятельности агитбригад, направленных на профилактику ассоциального поведения и на ЗОЖ;
проведение информационной работы, создание банков данных;
организация и проведение выставок, конкурсов;
предоставление подросткам, родителям, педагогам необходимой информации специалистами, которые оказывают специализированную помощь, поддержку, организацию досуга.
Алгоритм деятельности педработников и других участников воспитательного процесса по организации правового и превентивного воспитанияДиректор школы:
обеспечивает реализацию задач по превентивному воспитанию;
издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для всех участников коррекционно-профилактического и учебно-воспитательного процессов; организовывает коррекционно-профилактический и учебно-воспитательный процессы; осуществляет контроль за их реализацией;
изучает особенности контингента учащихся, причины возникновения трудновоспитуемости, передовой опыт работы с этими учащимися определяет пути усовершенствования работы с ними и их семьями.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе:
совместно с психологом и наставниками планирует воспитательную работу с трудновоспитуемыми, семьями, которые оказались в тяжелых жизненных условиях;
координирует и согласовывает план школы по профилактической работе с планами работы классных руководителей;
Психолог:
осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении учащихся;
консультирование;
организация групповой работы; планирование отчетов;
ведение документации;
участие в организации мероприятий школы;
изготовление раздаточного материала для анкетирования и тестирований;
участие в проведении профессиональных встреч, семинаров для классных руководителей.
Нарколог (приглашенный):
проводит лекции для учащихся и родителей о последствиях употребления наркотических веществ;
разрабатывает совместно с другими специалистами буклеты профилактической направленности;
предоставляет консультационные услуги педагогам и администрации школы по вопросам, относящимся к его компетенции.
Классные руководители:
выявляют и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся;
привлекают учащихся к работе в кружках, секциях, клубах, обществах за интересами;
организовывают и проводят совместно с учащимися и их родителями внеурочные мероприятия соответствующей направленности, учитывая все рекомендации психолога;
занимаются самообразованием, наставничеством, разрабатывают сценарии;
ведут наблюдения над учащимися «группы риска», сотрудничают с их родителями;
посещают учащихся на дому.
Преподаватель предоставляет индивидуальную помощь в деятельности ликвидации пробелов в знаниях.Органы ученического самоуправления привлекают к разным видам общественно полезной деятельности, предоставляют им шефскую помощь.Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического всеобуча родителей, заслушивает на своих заседаниях трудновоспитуемых и их родителей.Библиотекарь планирует развитие читательских интересов трудновоспитуемых.Медицинская сестра дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.
Если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения взрослых, учителей, родителей, воспитателей с подростком будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток, то кризисные явления подросткового возраста вполне могут быть успешно преодолены. Хотя, как говорил М. Ю. Лермонтов: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»…
Темы выступлений:
Личностно-ориентированное воспитание учащихся младшего школьного возраста.
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей. (Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи. Жестокое отношение к ребенку. Семья алкоголиков (оба родителя пьют). Семья в состоянии развода или после развода. Неполная семья.)Особенности работы педагога с неблагополучной семьей, из опыта работы.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Педагогическая и психологическая поддержка детей с девиантным поведением.
Личностно-ориентированное воспитание учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Решение:
Заместителю директора по ВР, педагогу – организатору, классным руководителям:
в соответствии со своей компетенцией оперативно реагировать на нарушения прав ребёнка, принимая незамедлительные конкретные меры оказания необходимой помощи;
1.2. уделить особое внимание формированию системы мер по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми;
1.3. продолжить работу по раннему выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и своевременно информировать о них Управление образования администрации города Горловка, отдел по делам семьи и детей администрации города Горловка и отдел по делам несовершеннолетних ГГУ МВД ДНР;
1.4. усилить работу, направленную на профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних: систематически проводить сверки с наркологическим диспансером; провести месячник профилактики вредных привычек;
1.5. усилить правовое воспитание среди несовершеннолетних;
1.6. ежемесячно предоставлять в районные отделы по делам несовершеннолетних списки детей, состоящих на внутришкольном учете;
1.7. рассматривать на заседаниях Советов по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся персональные дела учащихся, пропускающих занятия без уважительной причины; учащихся, склонных к асоциальному поведению, совершению правонарушений, бродяжничеству, употреблению психоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции; учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении и учащихся группы «риска» (постоянно);
1.8. организовывать и проводить индивидуальную профилактическую работу с родителями (законными представителями) в случае неисполнения ими обязанностей по воспитанию своих детей, своевременно информировать об этом отдел по делам семьи и детей администрации города Горловка (постоянно);
1.9. обеспечить максимальную внеурочную занятость учащихся, состоящих на внутришкольном учете во второй половине дня;