Статья Коррекция деструктивного поведения


Статья: Коррекция деструктивного поведения
Поведение - это деятельность, которая осуществляет связь организма с окружающим миром. В норме - это определенным образом организованная деятельность. При патологии, интеллектуальной неразвитости мы имеем дело с нарушениями поведения, которые принимают самые разнообразные формы.
Мы не будем подробно оговаривать причины нарушений, картины проявлений. Это предмет психолого-клинических исследований, которые очень подробно освещены в работах многих специалистов. Мы поговорим о проблемах нарушения поведения, которые носят такой характер, что не позволяют осуществлять целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Первостепенной становится задача нейтрализации деструктивных форм поведения и усвоение ребенком новых навыков поведения.
Наиболее часто встречаемыми чертами подобного поведения, являются следующие: поведение, приносящее вред самому себе: это кусание себя, постоянное желание взять в рот предметы; - агрессивное поведение: оплевывать, бросать предметы кусать; - прерывание осуществляемой деятельности: крики плач, бросание предметов, вскакивания из-за стола, невозможность самостоятельно переключаться на другое задание, импульсивное, постоянное хватание предметов. Все перечисленные расстройства поведения затрудняют, и часто делают невозможным организацию учебно-воспитательной деятельности.
Мы предлагаем ряд оптимальных рекомендаций, которые уже доказали свою состоятельность на практике. Однако, не один из них не будет полностью подходить к вашим воспитанникам. Эти советы появились из опыта общения с другими детьми, имеющими подобные нарушения. И мы прекрасно понимаем, что все дети - индивидуальны, и у каждого своя специфика.
Постарайтесь воспринимать эти рекомендации как один из вариантов поиска поддержки и помощи вашим воспитанникам. Поведение, приносящее вред самому ребенку - это кусание собственных рук, битье себя по голове, о стол, о стенку, частое засовывание в рот предметов. Все это является способом сообщения взрослым о своих желаниях, настроениях, состоянии. Конечно, сердиться на них не нужно, дети просто не умеют реагировать по-другому. Помочь им одновременно и сложно и просто.
Важно спокойно относиться к их действиям. Повышать голос, сердиться не нужно. Напротив, следует показать, что вы принимаете его сигнал и знаете, что ребенок хочет этим сказать, но вам это не очень нравится, и Вы хотите научить ребенка по-другому сообщать Вам о его настроениях.
Запаситесь терпением, оно потребуется на протяжении длительного времени (от 1,5 месяцев - до 4-5-ти месяцев), за это время Вы многократно будете пресекать нежелательное поведение. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок погасил импульс неадекватной реакции.
Продумайте формы и способы похвалы ребенка, когда он начнет отказываться от деструктивных форм поведения. Хвалить его надо с самых первых шагов, с помощью мимики жестов, голоса. Важно использовать разнообразную лексику, словарь. Музыка новых слов озвученных шепотом или наоборот громко, ритмично-четко или протяжно-напевно довольно часто способствует переключению внимания ребенка.
Старайтесь удалить тот предмет, объект, по которому бьет, или бьется ребенок. Попробуйте, наклонить стул так, чтобы ребенок не доставал головой до стола, держите стул в наклоненном положении. Отодвиньте стул от стены, чтобы ребенок не смог головой биться о стенку. При кусании своих рук предвосхищайте этот акт, опуская руки вниз и тут же вводя новый сигнал: "Смотри, вверху у меня игрушка. Держи ручки внизу, покачай головой." Пожалуй, это и есть советы, которые носят общий характер.
В остальном - это индивидуальный подход на основе поиска оптимальных методов и способов нейтрализации нарушенных форм поведения.