Технологические карты по грамоте кпп


Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: Знакомство с буквами Б, В, Г,ДЦели: познакомить детей с печатным образом букв Б, В, Г, Д русского языка. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слова различной звуковой структуры. Рисование узоров, штрихов.
Билингвальный компонент: мысық-кот
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Приглашаю в гости к АБВГДейке . слушаем песню
дети концентрируют внимание
Организационно- поисковый АБВГДейка показывает картинки. Назвать первый звук, показать соответствующую букву
Д/И «Придумай слова на заданный звук»
Разбор слова «КОТ»
Д/И «Буква поменялась»
Физ. Минутка
Поможем АБВГДейке нарисовать узор (в тетрадке) Дети называют картинку и первый звук, запоминают буквы
Придумывают слова
Разбирают слово «КОТ»
Развивают слух восприятия
Исполняют упражнения
Рисуют узор в тетрадке
Рефлексивно- корригирующий Рассматриваем узоры, делаем выводы о том , чему научились Вспоминаем о пройденной работе
Ожидаемый результат:
Знать: буквы Б, В, Г, Д
Иметь: представление о работе в тетради
Уметь: проводить звуковой анализ, давать характеристику звукам
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: согласный звук и буква - Б
Цели: познакомить детей со звуками (Б) (Б') и буквами Б,б; упражнять в звуковом анализе, составление звукобуквенных схем, учить читать слоги, слова с буквой – и другими пройденными буквами; учить согласовывать сущ с прилагательным, упражнять в изменении глагола «хочу» по родам.
Словарная работа: твердый согласный звук, мягкий согласный звук
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Послушайте и определите какой звук чаще встречается в стихотворении : барабан боднул баран, бух!- и лопнул барабан. Находят звук , произносят , придумывают слова.
Организационно- поисковый Фонетическая зарядка- часики
Артикуляция звуков-б-бь«Доскажи словечко»
Физминутка-если нравится тебе, делай так…
Знакомство с буквами- Б-б
Звукобуквенный анализ в тетради
Чтение слогов и слов с буквой б
Выполняют , делают вывод.
Выполняют движения
Делают звуковой анализ.
Читают фронтально, индивидуально
Рефлексивно- корригирующий Подведение итога. Дети гладят бельчонка передают друг другу
Ожидаемый результат:
Знать: печатную букву- БбИметь: понятие об использовании заглавных букв
Уметь: читать слоги, печатать
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: согласный звук и буква - Б
Цели: познакомить детей со звуками (Б) (Б') и буквами Б,б; упражнять в звуковом анализе, составление звукобуквенных схем, учить читать слоги, слова с буквой – и другими пройденными буквами; учить согласовывать сущ с прилагательным, упражнять в изменении глагола «хочу» по родам.
Словарная работа: твердый согласный звук, мягкий согласный звук
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Послушайте и определите какой звук чаще встречается в стихотворении : барабан боднул баран, бух!- и лопнул барабан. Находят звук , произносят , придумывают слова.
Организационно- поисковый Фонетическая зарядка- часики
Артикуляция звуков-б-бь«Доскажи словечко»
Физминутка-если нравится тебе, делай так…
Знакомство с буквами- Б-б
Звукобуквенный анализ в тетради
Чтение слогов и слов с буквой б
Выполняют , делают вывод.
Выполняют движения
Делают звуковой анализ.
Читают фронтально, индивидуально
Рефлексивно- корригирующий Подведение итога. Дети гладят бельчонка передают друг другу
Ожидаемый результат:
Знать: печатную букву- БбИметь: понятие об использовании заглавных букв
Уметь: читать слоги, печатать
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы.
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте.
Тема: гласный звук «у», буква У, у
Цель: познакомить с буквой У, у учить выделять звук у из речи. Развивать фонематический слух детей, речь, мелкие мышцы рук
Словарная работа: звук, звуковой анализ
Билингвальный компонент: гусь - қаз
Этапы деятельности Действия воспитателя. Деятельность детей.
Мотивационно -побудительный Предлагаю отправить с в гости в страну гласных звуков и погостить у нового звука Дети проявляют интерес?
Организационно –поисковый. Угадайтеэтот звук.
Как воет волк?
Артикуляция звука
Игра «Угадай звук»
Предложить придумать слова со звуком «у».
Познакомить детей с буквой «У, у»
Показываю картинки «утка, гусь»
Читаю стихи.
На что похожа У.
«у – сучок в любом лесу ты увидишь букву У »
Предложить прочитать Уа! Ау!
Фозминутка.
Предложить сделать звуковой анализ слова «усы»
Сколько гласных?
Сколько согласных?
Дети (у – у - у)
Дети проговаривают звук, рассказывают какое положение губ зубов, языка.
Говорят, что он поётся, это гласный звук.
Хлопают в ладоши, если звук «у» есть в слове.
Называют слова со звуком, говорят его расположение.
Рассматривают, рисуют в воздухе, проговаривают слова, называют расположение.
Слушают, договаривают.
Называют на что похоже.
Дети читают хором, индивидуально.
делают зв анализ слова, проговаривают каждый звук, характеризуют.
Называю 2 гласных, 1 согласная.
Рефлексивно – корригирующий. Предложить детям заштриховать силуэт утки и отправиться назад в группу Дети заштриховывают, учатся правильно держать карандаш, тетрадь.
Ожидаемый результат:
Знать: гласный звук «у», букву У, у
Иметь: представление об артикуляции
Уметь: находить звук, читать слоги Уа. Ау
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква ПпЦели: уточнить артикуляцию звуков (п-пь) , закрепить умения определять место звука в слове, составлять предложения с предлогами – по, под, перед, познакомить с образом буквы ПпСловарная работа: попугай, пуговица, петух
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Игровой момент-гость Попугап проверяет как дети отличают твердые и мягкие звуки Дети называют первый звук в слове
Организационно- поисковый Знакомство с печатным образом буквы, артикуляция , характеристика звуков , чтение слогов
Физминутка « что любит делать Попугап»
Аналитико – синтетическая деятельность
Слово-палка
Печатание в тетрадях под диктовку слогов
Д/и « Где Попугап?» (на столе, под цветком перед Сашей и т.д.)
Читают слоги, печатают в воздухе букву-п, на что похожа сравнивают
Выполняют движения
Звукобуквенный анализ
Называют где попугай
Рефлексивно- корригирующий Придумайте как зовут птенцов Попугапа, их клички начинаются со звуков-п пь и состоят из двух звуков Придумывают клички- Пи, Па, Пу и т.д.
Ожидаемый результат:
Знать: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук
Иметь: представление о составе слова- звуки. слоги
Уметь: печатать под диктовку слоги, читать короткие слова
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква Ж жЦели: познакомить детей со звуком [ Ж], дать представление , что он всегда твердый; упражнять в звуковом анализе; познакомить с буквами Ж ж; учить читать слоги и слова с буквой –ж; закрепить понятия «слог» , «слово», «предложение».
Словарная работа: жужжащий,
Билингвальный компонент :
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Повторяем все изученные буквы Читают предлагаемые буквы, называют гласные, согласные твердые и мягкие
Организационно- поисковый Работа по теме . выделение звука [ж]:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-жАртикуляция звука [ж].
Характеристика : согласный, звонкий, всегда твердый.
Игра «Доскажи словечко»
Анализ слова- жираф.
Физминутка «Жук» «на лужайке , на ромашке, жук летал в цветной рубашке, жу-жу-жу-, 2р. – я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь , низко , низко наклоняюсь.»
Знакомство с буквой –Ж ж. чтение слогов, слов, предложений; составление схем к ним, печатание элементов в тетради.
Придумывают слова со звуком –ж, определяют его место в слове.
Произношение звука . артикуляция , индивидуально с логопедическими детьми.
Выполнение движений с проговариванием.
Работа детей , ответы на вопросы.
Рефлексивно- корригирующий Подведение итога занятия. Отвечают, выражают эмоции.
Ожидаемый результат: Знать: что звук [ж] всегда твердый. Иметь: представление о том что такое артикуляция. Уметь: проводить звуковой анализ.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: Звуковой анализ слова
Цели: Учить проводить звуковой анализ слова. Помочь осознать что слово звучит.
Билингвальный компонент: сѳз- слово,
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Предлагаю послушать звуки: в записи шум воды, ветра, колокольчик, крики птиц и т.д. Дети слушают, узнают, называют, пробуют повторить.
Организационно- поисковый Игра « Узнай звук»
Игровая ситуация « Секреты слов»
Чтение А.Барто «Гром»
Игровое упражнение « Буквы заблудились»
Физ минутка «Снегопад»
Разбор слова «сани» Делятся на две команды- одна воспроизводит звукоподражание, другая догадывается, затем меняются заданиями.
Определяют шуршащие и грохочущие звуки.
Отвечают на вопросы , находят звуковую ошибку.
Дети проговаривают слова, выполняют движения
Дети проводят звуковой анализ слова, называют и обозначают фишками звуки.
Рефлексивно- корригирующий Предлагаю игру «Какой, какая, какие» Дети участвуют в игре, подбирают слова прилагательные
Ожидаемый результат: Знать: слова состоят из звуков
Иметь: понятие о гласных и согласных звуках
Уметь: проводить звуковой анализ
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звук и буква Ф фЦели: познакомить детей с буквами и звуками [ф, ф' ], учить читать слоги, слова, предложения; упражнять в звукобуквенном анализе, делении слов на слоги, выделении ударного звука; развивать внимание, мышление, память , мелкую моторику.
Словарная работа: филин, фазан, фыркает.
Билингвальный компонент: час- сагатЭтапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Чтение слогов, слов, предложений.
Загадка «Днем спит, ночью летает, прохожих пугает» Читают, отгадывают загадку.
Организационно- поисковый Придумывают слова на звук -[Ф ]
Предлагает взять картинку где ударение падает на первый слог; второй
Физминутка «Часы»
Артикуляция звука -[Ф ]
Знакомство с буквой –ФфВыделение элементов написания.
Чтение слогов, слов, предложений.
Печатание в тетради, выполнение графического задания. Определяют ударный звук, делят на слоги
Опрос по желанию детей
Говорят и выполняют движения
Отвечают на вопросы, читают
Работа в тетрадях
Рефлексивно- корригирующий Подведение итога Высказывают мнение
Ожидаемый результат:
Знать: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук
Иметь: представление о составе слова- звуки. слоги
Уметь: читать слоги, слова.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: деление на слоги, определение ударного слога, звуковой анализ.
Цели: продолжать развивать фонематическое восприятие, закреплять умение выделять ударный звук. Продолжать учить проводить звуковой анализ.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Д/и «Придумай слово» придумывание слов на заданное кол-во звуков Называют слова, проверяют, исправляют ошибки
Организационно- поисковый Д/и «Найди ударный слог»
Работа по карточкам
Физминутка
Д/и « Поймай звук» читаю короткие четверостишия, предлагаю выделить звуки-[ т], -[ д],
Чтение слогов с ранее выученными буквами Определяют ударный звук, вспоминают , что ударение падает на гласный звук, неправильно поставленное ударение искажает слово. Индивидуальная работа по карточкам, делают звуковой анализ, делят слово на слоги, определяют ударение.
Хлопают в ладоши услышав в словах заданный звук.
Читают слоги, придумывают слова на заданный слог.
Рефлексивно- корригирующий Игра – инсценировка: « Чики-чики-чики-чок» стр. 303 «риторика» Изображают героев стихотворения, передают звуки, жесты , мимику,
Ожидаемый результат:
Знать: слова произносятся с ударением, ударение падает на гласный звук
Иметь: представление о составе слова- звуки. слоги
Уметь: делать звуковой анализ ,эмоционально вести диалог,
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: Знакомство с буквами К, Л, М русского языка
Цели: познакомить детей с печатным образом букв К, Л, М русского языка. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком; закреплять умение проводить звуковой анализ слова различной звуковой структуры. Рисование узоров, штрихов.
Билингвальный компонент: тулкi- лиса,
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Приглашаю в гости к АБВГДейке . вспоминаем гласные и согласные звуки, чем отличаются звук от буквы. дети концентрируют внимание, отвечают на вопросы.
Организационно- поисковый АБВГДейка показывает картинки. Назвать первый звук, показать соответствующую букву, повторение знакомых букв.
Знакомство с новыми буквами.
Д/И «Придумай слова на заданный звук»
Разбор слова «лиса»
Д/И «Буква поменялась»
Физ. Минутка
Чтение слогов
Поможем АБВГДейке нарисовать узор (в тетради) Дети называют картинку и первый звук, запоминают буквы.
Говорят на что похожа буква, запоминают, лепят буквы.
Придумывают слова
Разбирают слово «лиса»
Развивают слух восприятия
Исполняют упражнения
Хоровое и индивидуальное чтение.
Рисуют узор в тетради по клеточкам. Правильно кладут тетрадь, держат ручку, сохраняют позу спины, положение рук.
Рефлексивно- корригирующий Рассматриваем узоры, делаем выводы о том , чему научились Вспоминают о пройденной работе, какие буквы знают.
Ожидаемый результат: Знать: буквы К Л М.
Иметь: представление о работе в тетради. Уметь: проводить звуковой анализ, давать характеристику звукам, читать слоги.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: звуковой анализ.
Цели: закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры, умение читать слоги, делить слова на слоги. Рисование по клеткам, штриховка
Билингвальный компонент: сѳз- слово
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Д/и «Придумай слово» придумывание слов на заданный звук Называют слова, проверяют, исправляют ошибки
Организационно- поисковый Д/и «сколько слогов?»
Работа по карточкам «Цветок»
Физминутка
Д/и « Поймай звук» читаю короткие четверостишия, предлагаю выделить звуки-[ к], -[ г],
Работа т тетради-
Определяют хлопками количество звуков.
Индивидуальная работа по карточкам, делают звуковой анализ, делят слово на слоги,
Хлопками выделяют слова , придумывают слова на заданный слог.
Штриховка , рисование по клеткам.
Рефлексивно- корригирующий Игра – инсценировка: « Чики-чики-чики-чок» стр. 303 «риторика» Изображают героев стихотворения, передают звуки, жесты , мимику,
Ожидаемый результат:
Знать: как правильно держать ручку, сохранять осанку.
Иметь: представление о составе слова- звуки. слоги
Уметь: делать звуковой анализ ,эмоционально вести диалог,
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: познакомить с понятием – предложение.
Цели: Дать первоначальное представление о предложении . Научить составлять не распространенные и распространенные предложения с помощью звуковых схем . Обучать умению проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры . Графический диктант « Машинки»
Билингвальный компонент: неше? Дурыс.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Д/и «Придумай предложение с заданным словом» придумывание предложений. Называют предложения, проверяют, исправляют ошибки, считают сколько слов.
Организационно- поисковый Работа со схемами предложений.
Чтение предложений, что прочитали?
Как записываются предложения?

Работа по карточкам
Физминутка « Вороны»
Д/и « Поймай звук»
Чтение слогов с ранее выученными буквами
Графический диктант Составляют по картинкам предложения,
Определяют ударный звук, вспоминают , что ударение падает на гласный звук, неправильно поставленное ударение искажает слово. Индивидуальная работа по карточкам, делают звуковой анализ, делят слово на слоги, определяют ударение.
Бегают , размахивают руками, повторяют слова стихотворения.
Читают слоги, придумывают слова на заданный слог.
Считают клетки , вырисовывают фигуру.
Рефлексивно- корригирующий « Какая буква лишняя?»
Игра : доскажи рифму- ла-ла-ла-
Ло-ло-ло-
Решают логическое задание, придумывают продолжение.
Ожидаемый результат: Знать: правила написания предложений- с большой буквы, в конце ставим точку. Иметь: представление о составе предложения.
Уметь: делать звуковой анализ, выполнять графический диктант .Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: Знакомство с С, Т, Ф русского языка
Цели: Знакомить с печатными образами букв С, Т , Ф русского языка . Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком. Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры. Учить читать слоги и слова. Штриховка.
Билингвальный компонент: орындық- стул
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Приглашаю в гости к АБВГДейке . вспоминаем гласные и согласные звуки, чем отличаются звук от буквы. дети концентрируют внимание, отвечают на вопросы.
Организационно- поисковый АБВГДейка показывает картинки. Назвать первый звук, показать соответствующую букву, повторение знакомых букв.
Знакомство с новыми буквами.
Д/И «Придумай слова на заданный звук»
Разбор слова «стул»
Д/И «Буква поменялась»
Физ. Минутка
Чтение слогов
Поможем АБВГДейке нарисовать узор (в тетради) Дети называют картинку и первый звук, запоминают буквы.
Говорят на что похожа буква, запоминают, выкладывают из счетных палочек буквы.
Придумывают слова
Разбирают слово «стул»
Развивают слух восприятия
Исполняют упражнения
Хоровое и индивидуальное чтение.
Рисуют узор в тетради по клеточкам. Правильно кладут тетрадь, держат ручку, сохраняют позу спины, положение рук.
Рефлексивно- корригирующий Рассматриваем узоры, делаем выводы о том , чему научились Вспоминают о пройденной работе, какие буквы знают.
Ожидаемый результат: Знать: буквы С, Т, Ф,
Иметь: представление о работе в тетради. Уметь: проводить звуковой анализ, давать характеристику звукам, читать слоги.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: закрепить понятие – предложение.
Цели: Закрепить понятие детей о предложении. Закрепить умение составлять схемы нераспространенных , распространенных предложений. Учить «читать» предложения. Закрепить умение рисовать по клеткам.
Билингвальный компонент: неше? Дурыс, сѳз- слово.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Д/и «Придумай предложение с заданным словом» придумывание предложений. Называют предложения, проверяют, исправляют ошибки, считают сколько слов.
Организационно- поисковый Работа со схемами предложений.
Чтение предложений, что прочитали?
Как записываются предложения?

Работа по карточкам
Физминутка « Вороны»
Д/и « Поймай звук»
Чтение слогов с ранее выученными буквами
Графический диктант Составляют по картинкам предложения,
Определяют ударный звук, вспоминают , что ударение падает на гласный звук, неправильно поставленное ударение искажает слово. Индивидуальная работа по карточкам, делают звуковой анализ, делят слово на слоги, определяют ударение.
Бегают , изображают полет птицы, повторяют слова стихотворения.
Читают слоги, придумывают слова на заданный слог.
Считают клетки , вырисовывают фигуру.
Рефлексивно- корригирующий « Какая буква лишняя?»
Игра : доскажи рифму- ра-ра-ра-
ро-ро-ро- ; и т.п. Решают логическое задание, придумывают продолжение.
Ожидаемый результат: Знать: правила написания предложений- с большой буквы, в конце ставим точку. Иметь: представление о составе предложения.
Уметь: делать звуковой анализ, выполнять графический диктант .Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: обучение грамоте
Тема: познакомить детей со звуком Й, дать представление о том, что он всегда мягкий; познакомить с буквами Й й; развивать фонематический слух, внимание, память; воспитывать самостоятельность.
Цели:
Билингвальный компонент: неше? сѳз- слово.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
Игра «доскажи словечко»
-Что мы ели , угадай!
-Кара… (вай)
-Что нам пели угадай!
-Баю- (бай)
-Что за месяц угадай!
-Месяц… (май)
-Что в стакане, угадай!
-Сладкий …(чай)
- Какой звук повторяется в конце каждой строки?
Сюрпризный момент
К нам на урок пришел один сказочный герой, послушайте про него:Он не знает, отчего
Так огромен небосвод,Зачем на небе звезды Водят звёздный хоровод. Он не знает почему
Солнце прячется во тьму,
Но все маленькие дети улыбаются ему.
И в его имени тоже есть звук Й Дети досказывают
Звук Й
Проявляют интерес
Незнайка
Организационно- поисковый Игра «Узнай звук»
Если есть в слове звук Й, хлопайте в ладоши, если нет руки кладите перед собой.
Слова: лиса, чайник, лицо, соловей,автобус,хитрый, майка,машина,змей, йогурт.
Незнайка спрашивает
-Есть звук в слове чайка? На каком месте он стоит в этом слове?
Найдите на рисунке слова, в названии которых звук й слышится в начале слова, в середине, в конце слова? Соедините со схемами.
Произнесите несколько раз звук Й.
Что происходит с губами и языком при его произношении?
Характеристика звука
При произнесении звука Й губы раскрыты не широко,м\у зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба, воздух встречает преграду, препятствие. Значит он ..(согласный).При его произнесении слышится голос и шум. Голос спит или звенит? Значит он ..(звонкий), произносится мягко, значит, он (мягкий)
Звук Й согласный, звонкий, мягкий. Каким цветом будем обозначать?
Незнайка запомни что звук Й всегда согласный, звонкий, мягкий.
Физминутка-загадкаПогляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для строики.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей-
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы , хоть убей,
Жить не может …(муравей)
Наклеите отгадку.
Звуковой анализ слова муравей(3 слога,7 звуков,3-й слог ударный, М-согл.тв., у,а,е –глас.,Й-согл.мяг.)
Знакомство с буквой Й й.
На что похожа буква Й?
В чём разница?
Стих-ие заучивание
Буква Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Чтение слогов, слов
Выполнение упражнений по подготовке детей к письму
Дети играют
Отвечают
Выполняют
Отвечают
Зелёным
Дети отвечают муравей
Выполняют
Заучивают
Читают
пишут
Рефлексивно- корригирующий Повторите для Незнайки, что он должен знать о звуке и букве Й. Повторяют.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: правила написания буквы Й.
Понимают: Звук Й.
Применяют: делать звуковой анализ .Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: развитие речи
Тема: звуки й а. Кругом вода.
Цели: Познакомить детей со звукосочетанием й,а, дать понятие, что сочетание звуков й а слышится в начале слова и после гласного звука и образует слог; развивать слух, внимание, память; воспитывать усидчивость, ответственность, любовь к природе.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
Что мы изучали на прошлом занятии?
Вы можете изменить слово так, чтобы хорошо был слышен этот звук?
Я вам говорю –трамваи
Сюрпризный момент На прошлом занятии мы изучали звук й.
Дети отвечают трамвай
Организационно- поисковый Я вам расскажу сейчас историю про звук й.
Звук й пришёл в гости к звуку а. У звука а играла весёлая музыка, и но пел замечательную песню: «А а а».Звуку й тоже захотелось спеть. Но он пел только в хоре. Звук й, начинал, а звук а продолжал. И так у них дружно получалось! Слышат друзья что стала появляться новая песенка: й-а. Потом звуки взяли раскраски и начали раскрашивать картинки со звуковым сочетанием й а.
Ребята посмотрите в свои тетради и скажите какие картинки раскрасили эти звуки.?
Составление предложения по картинке.
Словарная работа:
Вода какая?
Река какая?
Озеро какое?
Море какое?
Рыба какая?
ФизминуткаОт зеленого причала
Наша яхта отплыла.
Она назад пошла сначала,
А потом вперед пошла
Друг на друга посмотрите,
Руки в стороны держите.
Даже качки не боимся,
На свои места садимся.
Работа в тетрадях

Слушают внимательно
Составление предложении.
Солёная
Широкая
Глубокое, мелкое
Теплое, холодное
Речная, озерная,морскаяПовторяют движения
Рефлексивно- корригирующий Какие два звука подружились сегодня на занятии?.Какую песенку поют они вместе? рассказывают
Ожидаемый результат: Воспроизводят: правила написания звуки й а. Понимают: представление о составе предложения.
Применяют: делать звуковой анализ.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: звуки й а. Буква Я я.
Цели: познакомить с гласной Я, учить читать слоги, слова.; развивать слух, внимание, память; воспитывать самостоятельность, активность, ответственность. Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
Сюрпризный момент
На прошлом занятии мы с вами познакомились с сочетанием каких звуков?
А сегодня узнаем букву которая обозначает это сочетание звуков Внимательно слушают
На прошлом занятии мы познакомились с сочетанием звуков й а
Организационно- поисковый Нас ждут с нетерпением Яша и Рая. Они не могут отыскать схемы своих имен . Давайте мы им поможем.
Где слышится сочетание звуков й а в имени Яша?
Правильно, проведите линию к схеме где звук й а в начале слова.
Найдите предметы с сочетанием звуков й а в начале и соедините с Яшей.
А в имени Рая, где слышится сочетание звуков й а. Найдите и соедините предметы с Раи.
Знакомство с буквой Я
Двойной звук й а обозначает букву Я.
Работа в тетрадях
Физминутка Вот так яблоко
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Чтение слогов, слов
Соедините предметы с подходящим словом.
Чтение предложенииВыполняют письмо Слушают внимательно
В начале слова
Ящерица, ягненок, яблоко
После гласного.
Фея, баян, рояль
Дети имитируют движения
Повторяют, читают
Рефлексивно- корригирующий Что мы узнали о букве Я? Какие два звука у буквы я? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения звука й а. Понимают: звуковой анализ.
Применяют: Букву я в предложениях.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: Закрепление. Буквы А а Я я.
Цели: познакомить с буквой я как показатель мягкости предыдущего согласного, закрепить буквы А Я; учить читать слоги; развивать интонационную выразительность речи; развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику; воспитывать умение слушать товарища, дополнять.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
Сюрпризный момент
(пришёл в гости Вини пух) Давайте ему поможем
Он не знает на какие группы делятся звуки и буквы?
Чем они отличаются?
Внимательно слушают
На гласные и согласные
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем
Организационно- поисковый Игра «Назови звук»
Обозначьте первые два звука соответствующим цветом. Разделите слова на слоги.
Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме.?Загадки
Длинный тонкий стебелёк,
Сверху алый огонёк.
Не растенье, а маяк-
Это ярко-красный …
Я скачу и молчу.
Упаду не закричу.
Мне не нужен даже врач.
Угадайте, кто я ?Скажите а в слове мяч есть звук а? какой это звук 1,2,или3
Кто может сказать в слове мяч есть буква А?
Подпишите букву Я в своих буквенных схемах под знаком гласного звука а.
Посмотрите внимательно на схемы слов мак, мяч. В слове мяч, какой согласный стоит перед звуком а, мягкий или твёрдый?
А в слове мак после какого согласного звука идёт звук а?
Запомните правило
Буквы А и Я обозначают гласный звук а. Буква А обозначает звук а после твердого согласного (твёрдый командир)
Буква Я обозначает звук а после мягкого согласного (мягкий командир)
Назовите предметы, какая буква пишется в слове А или Я? Соедините слово с соответствующей буквой.
Чтение слов, слогов
Задание в тетради
Преврати твёрдые звуки в мягкие.
Слушают внимательно
Выполняют задание
отгадывают
Мак
мяч
да
второй
нет, в слове мяч звук а обозначается буквой Я
мягкий
твёрдый
Называют
Соединяют
читают
Рефлексивно- корригирующий О каких гласных буквах мы говорили? Какую работу они выполняют? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения букв А Я.
Понимают: Правила написание их после согласных.
Применяют: в определении звукового состава слова.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: развитие речи
Тема: звуки й у. Юрта.
Цели: познакомить детей со звукосочетанием й у, показать что в начале слова произносится два звука; развивать связную речь,внимание , память, воспитывать любовь к родному краю.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Сюрпризный момент
(в гости пришел Вини) он хочет поиграть с вами в игру «Договори слово» я начну а вы продолжите ,хором отвечайте:Ра.., Ма..,чешу.., Зо…,фе..,ше..,сем.., змее..,станции…,ста..,гость…,шве..,стру..,судь…,
Вспомните какие звуки обозначает буква Я проявляют интерес
Дети отвечают я я я я я я я я я я
Й а
Организационно- поисковый Я вам расскажу сейчас историю про звук й.
Звук й пришёл в гости к звуку у. Он вежливо постучал в дверь и представился, что он звук й. Они понравились друг другу, ведь вместе они получили двойное сочетание й у. Их дружба началась с первых минут знакомства.Они дружно запели песенку. Звук й начал, а звук у продолжал.
Загадка
Была степь кругом пуста,
Появился в степи дом.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Не единого угла.
Составление звуковой схемы слова юрта.
Чтение стихотворения и беседа по тексту.
- Почему поэт сравнивает юрту с облаком?
- Что больше всего привлекает в юрте ребенка?
- Серьёзно автор пишет об этом или с улыбкой?
Посмотрите на рисунок . Кто в юрте?
Чем они занимаются?
Бабушка научила Гаухар шить. Гаухар шьёт и рассказывает о том что она делает. Она говорит а вы продолжите предложение
Я пуговицы к платью…
Я вышивку на платье…
Я подол у платья …
Платье кукле широко, я его …
Рукав в платье..Детали платья я …
Из платья кофту я …
Дырку на брюках я …
Чем заканчиваются все добавленные вами слова?
Где можно услышать сочетание звуков й у?
Игра «Один много»
Скажите правильно
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы:
Кто стоит? Что стоит?
Кто идет? Что идёт?
Кто бежит? Что бежит7

Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.
Слушают внимательно
Дети отгадывают Юрта
Составляют схему
Ответы детей
Бабушка и внучка
Пришиваю
Вышиваю
Подшиваю
Ушиваю
Вшиваю
Сшиваю
Перешиваю
Зашиваю
Сочетанием звуков йуВ начале слова и после гласного.
Девочка юрта
Бабушка дождь
Мальчик река
Рефлексивно- корригирующий О чём мы сегодня говорили? Какие два звука подружились? Когда можно услышать сочетание звуков? О юрте, йу, в начале слова и после гласного.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: правила написания звуков й у.
Понимают: мягкость звука.
Применяют: делать звуковой анализ.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: звуки й у. Буква Ю ю.
Цели: познакомить с гласной двузвучной буквой Ю,показать что вначале слова и после гласной она обозначает два звука, учить читать слоги, слова.; развивать слух, внимание, память; воспитывать навыки коллективной работы.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
С каким двойным звуком мы познакомились на прошлом занятии?
Когда можно услышать сочетание звуков йуНа прошлом занятии мы познакомились с сочетанием звуков й у
В начале слова и после гласного
Организационно- поисковый Звуковички просят нас найти в названныиях предметов их любимые звуки йу и соединить их со схемами. (каюта. юнга)
Гостеприимный звук у пригласил звук й поиграть. А с какой игрушкой играли они? Отгадайте
Загадка пляшет крошка,
А всего одна ножка.
На ножке я кружусь одной,
Ребятам весело со мной.
Сколько слогов в слове юла?
Какой слог ударный?
Назовите первый слог.
Знакомство с буквой.
Двойной звук й у обозначают одной буквой Ю. Посмотрите на букву.
Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю.
На что похожа буква Ю?
Как вы думаете буква Ю одна или две?
Почему?
Работа в тетрадях
Чтение слогов, слов
Соедините предметы с подходящим словом.
Чтение предложенииВыполняют письмо Слушают внимательно
да
Юла
Два
Лайурассматривают
две
одна большая и маленькая
Повторяют, читают
Рефлексивно- корригирующий Что мы узнали о букве ю? Какие два звука у буквы ю? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения звука й у. Понимают: звуковой анализ.Применяют: Букву ю в предложениях.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: Закрепление. Буквы У-Ю .Цели: продолжать знакомить с буквой ю, как показатель мягкости предыдущего согласного, закрепить буквы У Ю; учить читать слоги; развивать интонационную выразительность речи; развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику; воспитывать умение слушать товарища, дополнять.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
на какие группы делятся звуки и буквы?
Чем они отличаются?
На гласные и согласные
Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем
Организационно- поисковый Игра «Назови звук»
Произношу слоги ла, мя, ня, мА, на, ля, луК какой схеме подходит слог Лу к первой или ко второй?
Запишите в своих тетрадях букву У в первой схеме.
Загадка
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Составьте схему к слову.
А теперь замените букву У на букву Ю. Какой теперь это согласный твердый или мягкий?
Наклейте картинку и закрасьте в соответствующий цвет.
Назовите предметы какая буква пишется в слове У или Ю? Соедините слово с соответствующей буквой.
Чтение слов, слогов, предложенииВыполняют упражнение по подготовке детей к письму. Слушают внимательно
Дети показывают схемы
К первой
Отгадывают лук
составляют

мягкий
выполняют
выполняют
читают
Рефлексивно- корригирующий О каких гласных буквах мы говорили? Какую работу они выполняют? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения букв У Ю.
Понимают: Правила написание их после согласных.
Применяют: в определении звукового состава слова.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Развитие речи
Тема: Моя семья.
Цели: закрепить представление детей что такое семья,развивать связную речь, внимание, память;воспитывать умение правильно строить взаимоотношения с членами семьи, любовь и заботливое отношение к ним.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте.
Яяяяяяя правильно семья
Представьте что все ваши родственники сидят с нами на занятии.
Давайте проведем гимнастику для пальчиков «Семья» Семья
Делают гимнастику
Организационно- поисковый Работа по картине
Кого вы видите на картине?
Как назвать людей одним словом?
Чем они отличаются друг от друга?
Кто старше, а кто младше?
Почему вы так думаете?
Дайте имена детям по первым буквам. Кто из детей старше?
Расставьте детей по возрасту.Впишите буквы на их одежде в клетки по порядку, и вы узнаете, как зовут маму.
Дидактическая игра «Назови ласково»
(Дети стоят вокруг педагога. Педагог бросает мяч ребенку, называя одного из членов семьи. Ребенок возращает мяч, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова)Мам а-мамочка и т.д.
Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Загадки
Кто встает раным -рано, в доме с ней добро, тепло. Дочку сына одевает, в детский садик, школу провожает?
Он машину ловко водит, в стенку гвоздик заколотит. Маме дома помогает и с детишками играет?
Кто, ребята отвечайте, вкусно стряпает всегда? Вяжет нам носки и кофты, брюки, кофты, свитера? Кот –мурлыка под столом поиграл с её клубком?
Носит он медали на груди, всем он на помощь стремится прийти. Бабушка кличет его молодцом, стар он годами , но молод умом.
Молодцы! Наклейте предметы.
Кому они принадлежат? Называя соедините предмет с владельцем.
Игра волшебные слова
Если у кого то плохое настроение, с помощью волшебных слов можно его исправить. Я начну а вы продолжайте, дружно хором отвечайте.
Растает ледяная глыба от слова теплого –
Зазеленеет старый пень, года услышит ----
Когда бранят за шалости, мы говорим------
Если больше есть не в силах , скажем маме мы ------
Если словом или делом вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко смело говорить ----
Выполняют письмо в тетрадях Рассматривают
Рассказывают
Семья
Работают в тетрадях
Играют
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Спасибо
Добрый день
Прости, пожалуйста
Спасибо
спасибо
Рефлексивно- корригирующий Итог. Продолжи фразы.
Семья состоит из близкихБлизкие родственники это-
Родные сестра-
Бабушки –
Дальние родственники это тети-
Родственников
Папа, мама
Братья
Дедушки
дяди
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: слова семья.
Понимают: смысл поговорки
Применяют: взаимоотношения с членами семьи.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: звуки й э. Буква Е е.
Цели: познакомить с сочетанием звуков «й э» и буквами Е е,показать что вначале слова и после гласной она обозначает два звука, учить читать слоги, слова.; развивать слух, внимание, память; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
С какими двойными звуками мы познакомились ?Когда можно услышать сочетание звуков йу йаНа прошлом занятии мы познакомились с сочетанием звуков й у, й а
В начале слова и после гласного
Организационно- поисковый Сегодня звук й пошёл в гости к звуку э. У них получилась новая песенка: йэ, йэ. Звук э пригласил звук й проити в комнатуи посмотреть телевизор. В передаче показывали предметы только со звуковым сочетанием «йэ». Назовите слова, в которых слышите звуки «йэ».Раскрасьте их.
Отгадайте загадку
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот,
А чистюля тот- …( енот)
Какой первый слог в слове Енот?
Из каких звуков состоит слог?
Звуки «й э» внимательно посмотрели телепередачу. Они задумались: их песенка жила в каждом слове, но в одних словах она была в начале, в других в середине. Слова эти были различные по длине одни длинные другие короткие. Решили звуки определить, где, в каком по счёту слоге слышится их песенка.
Сочетание звуков «йэ» обозначается буквой Е.
Посмотрите на букву Е.
Когда можно услышать сочетание звуков «йэ»
Произнесите название картинок где слышится звукосочетание «йэ».
Если в начале то соедините с первой схемой, если после гласного то со второй.
Скороговорка.
Ель в дупле скрывает что-то.
Есть там домик для енота.
Словарная работа.
Многозначность слов: ели-деревья, ели –кушали еду.
Сравните слова по смыслу. Какие бывают лапы?
Чем различаются по смыслу лапы и лапки?
У кого лапы, а у кого лапки?
Работа в тетрадях
Чтение слогов, слов
письмо Слушают внимательно
Называют, раскрашивают
Енот
Е
Из сочетания звуков «йэ»
Дети делят слова на слоге
Рассматривают
В начале слова и после гласного звука.
Произносят
Соединяют
Проговаривают
Еловые ветки и лапы у животных
Лапы большие, а лапки маленькие
У ели лапы, у кота лапки
Рефлексивно- корригирующий Что мы узнали о букве е? Какие два звука у буквы е? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения звука й э. Понимают: звуковой анализ. Применяют: Букву е в словах.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: коммуникация
Раздел: Грамота
Тема: звуки йо. Буква Ё ё.
Цели: познакомить со звукосочетанием «йо» и буквами Ё ё как гласной двухзвучной буквой , учить читать слоги, слова.; развивать слух, внимание, память; воспитывать усидчивость,активность, самостоятельность.
Билингвальный компонент:
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно- побудительный Психологический настрой
На прошлых занятиях мы знакомились с буквами Я, Ю,ЕКакие звуки их образуют? На прошлом занятии мы познакомились с сочетанием звуков й а, й у, йэОрганизационно- поисковый Сегодня звук й пошёл в гости к звуку о. тот предложил звуку й поиграть в оркестр.Звук й взял свисток , а звук о- свою любимую дудочку. И у них получилась очень красивая музыка:
Й-О Ё(длительное произношение)
А теперь поиграем в игру: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда когда услышите сочетание звуков йо. Приготовились! Начали: Ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, съёжился, яркий, водоём, юла, яблоко Молодцы! А кто прячется под лапами ели?
Отгадайте загадку
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель ….
А вам нравится ёжик?
Давайте опишем его.
В слове ёжик, где мы слышим сочетание звуков йо?
Давайте сделаем звуковую схему этого слова.
Что это у ёжика в руках?
Есть в этом слове сочетание йо?
В начале?
А после какого звука?
Можно сделать вывод что звукосочетание можно услышать в начале слова и после гласного звука.
Послушайте загадку
Её в лесу всегда найдёшь-
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем.
Клеем наклейку и делаем звуковой анализ и схему.
Почему ёлку сравнивают с ёжиком?
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
Знакомство с буквой ЁСочетание звуков йо обозначаются буквой ….
Правильно. На какую букву похожа буква Ё?
Е иЁ- родные сёстры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Будто в лесенки гвоздочки.
Буква Ё гласная она всегда ударная.
ФизминуткаЁжик Ерофей проснулся,
Потянулся , улыбнулся.
Лапки вверх он поднимает,
А потом их опускает,
И ещё раз поднимает,
И опять их опускает.
Наклоняется вперёд,
Выпрямляется , встаёт.
Продолжает ёж зарядку,
Начинает он присядку.
Вот клубочком он свернулся,
А теперь он развернулся.
Ах, какой чудесный день,
Прыгать ёжику не лень.
Работа в тетрадях
Чтение слогов, слов
письмо Слушают внимательно
Играют в игру, хлопают в ладоши
Ёжик
В начале слова
Делают схему
Приёмник
Да
Нет В середине
После гласного и
Рассматривают
В начале слова и после гласного звука.
ёлка
оба колючие
Ё
Ответы детей
Рефлексивно- корригирующий Что мы узнали о букве ё? Какие два звука у буквы ё? Звук гласный или согласный? Рассказывают, называют
Ожидаемый результат: Воспроизводят: значения звука й о. Понимают: звуковой анализ. Применяют: Букву ё в словах.

Цели:
1) познакомить со звуками [йо] и обозначением их на письме буквой ё;
2) формировать понятие о йотированной гласной ё;
3) формировать понятие о пересказе по картинному плану;
4) воспитывать любовь к природе и животному миру.
Оборудование: иллюстрации леса, грибов, ежика, избушки лесника, карточки к игре “Живые слова”, индивидуальные карточки к заданию “Малыши”, карточки с рисунками к тексту “Ежик”.Ход урока
I. Организационный момент.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Отгадайте загадку.
Богатырь стоит богат,Угощает всех ребят.Ваню – земляничкой,Танечку – брусничкой. - Что это за богатырь?
- Сегодня мы ребята отправляемся на экскурсию в лес. А как нужно вести себя в лесу? - Лес.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
- не шуметь,
- не ломать ветки, не рвать цветы,
- не оставлять мусор.
II. Актуализация знаний.
Деятельность учителя Деятельность учеников
На доске: карточки со съедобными и несъедобными грибами.
- На какие группы можно разделить все грибы?
- В лесу растет множество грибов. Мы с вами должны собрать только съедобные грибы в подарок для жителей леса. Какие грибы можно срывать и как?
- А какой из этих грибов может послужить пищей одному из животных леса?
- Грибы в нашем лесу волшебные, и мы можем их положить в корзину, если правильно выполним звукобуквенный анализ слова “грибы”.
- Вы правильно разобрали слово “грибы”, значит, гостинцы у нас есть. - Грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.
- Срезать ножом, не повреждая грибницу.
- Мухомор служит едой для животного леса – лося.
Дети выполняют звукобуквенный анализ слова “грибы”.
III. Открытие нового знания.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Вы не слышите, что-то шуршит? Интересно, кто это?
Добродушен, деловит,Весь иголками покрыт.Слышишь, топот быстрых ножек?Это наш приятель…
(На доске появляется картинка ежика, он несет гриб)
- Посмотрите, ежик не сидит без дела. Он тоже собирает грибы. Но гриб у него непростой.
- Звукобуквенный анализ слова “ежик”.
- Сколько звуков слышим в 1 слоге? Какие?
- Запишем слово “ежик” так, как слышим.
- Каким одним значком (буквой) можно обозначить звуки [йо] на письме?
Учитель переворачивает гриб у ежика, на котором написана буква Ёё.
- Придумайте слова с буквой ё в начале слова.
- Сколько звуков обозначает буква ё в начале слова?
(на доске – первая схема опора)
- Ежик.
Дети произносят слово по слогам. Называют 1 слог, 2 слог.
В 1 слоге слышим два звука [йо].
Дети записывают “йожик”.
Дети предлагают разные варианты обозначения звуков [йо] на письме.
Звуки [йо] обозначаются на письме буквой Ёё.
Дети называют слова с буквой ё в начале слова.
Дети делают вывод о том, что в начале слова буква ё обозначает два звука.
IV. Физкультурная минутка.
Елочки зеленыеНа ветру качаются,На ветру качаются,Низко наклоняются.Много елочек зеленых, Много сделаем наклонов.
V. Первичное закрепление.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Ветер в лесу дует очень сильно и может наделать много бед. Вот какая история случилась с буквой Е.
- О какой особенности буквы ё вы узнали из этой сказки?
(На доске вторая схема опора)
буква Ё всегда ударная.
- Чтение слогов с буквой ё.
Нё сё лё рё зё тё пё дё
- Печатание под диктовку: нё – но, сё – со, рё – ро, лё – ло.
- Сравните слоги, которые вы напечатали.
(На доске третья схема опора)

Вывод: что мы узнали о букве ё? Ученик рассказывает сказку “Почему Ё всегда ударная”.
Однажды буква е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове буквы Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот поэтому буква Ё всегда ударная.
Дети читают слоги с буквой ё и несколько слогов печатают под диктовку .Слоги с буквой ё звучат мягко. Буква ё показывает на мягкость согласного звука.
VI. Повторение и закрепление нового материала.
Деятельность учителя Деятельность учеников
(На доске: карточки со словами из игры “Живые слова”)
несёт Ёжик гриб большой.
растут Зелёные в лесу ёлочки.
- Поднялся сильный ветер и перепутал в предложениях слова. Поставьте слова в нужном порядке.
- Назовите слова с новой буквой.
- Во всех ли словах буква ё обозначает два звука? Назовите эти слова.
- А в словах “несёт”, “зелёные” на что указывает буква Ё?
В лесу можно заблудиться. Малыши – звери без нашей помощи не найдут своих родителей.
Слон тигрёнок
Тигр утёнок
Лось слонёнок
Утка лосёнок
- Какая пара лишняя и почему? Фронтальная работа. Дети по очереди выходят к доске и расставляют слова в нужном порядке.
Ёжик, несёт, зелёные, ёлочки.
Ёжик, ёлочки
Дети получают индивидуальные карточки с названиями животных и их детенышами и соединяют “родителя” и “малыша”. Подчеркивают слог с буквой Ё.
Лишняя пар “утка-утёнок”, так как слова начинаются с гласного звука. Либо утка – это птица, а остальные животные – звери.
VII. Физкультурная минутка.
VIII. Работа с текстом.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Работа с текстом из букваря “Ёжик”.
Вот виднеется избушка лесника. Лесник приглашает нас отдохнуть, попить чай. И хочет рассказать историю о том, что однажды произошло в лесу.
Доска: шуршит, однажды, пригляделась, уколола.
Учитель вывешивает на доске картинки к тексту.
- Подберите предложения из текста к картинкам. Дети объясняют значение слов, записанных на доске.
Чтение текста в букваре.
Дети подбирают предложения из текста к картинкам.
Составляют рассказ по картинному плану.
Пересказ текста по плану.
IX. Итог урока.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- С какой новой буквой познакомились?
- Почему буква Ё хитрая?
- В каких случаях она обозначает два звука? Обобщение по опорным схемам.