Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности в старшей группе В гостях у Фиксиков.
Нетрадиционное занятие по исследовательской
деятельности в старшей группе
«В гостях у фиксиков».
Цель:
Совершенствовать представления детей о различных состояниях воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе;
учить детей работать со схемами.
Оборудование:
конверты,
схемы,
картинка,
кубик,
шарик,
колбы(4шт.),
воронка,
мука,
растительное масло,
мятные капли,
пипетка,
вата,
гуашь,
сода,
лимонная кислота,
соль,
сахар,
жидкое мыло,
молоко.
Методы и приемы:
Организационный момент
Художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
I часть: Вводная
(Воспитатель приветствует детей, представляется.)
Меня зовут Светлана Викторовна. Детский сад – это ваш второй дом. Здесь вы проводите целый день: радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы хорошо знаете друг друга, ваши достоинства и недостатки. Я хочу поинтересоваться, какое у вас настроение? Чтобы начать занятие, я предлагаю вам поднять друг другу настроение с помощью улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу, и я уверена, что мы с вами подружимся и проведем весело и занимательно наше занятие. (Улыбаются). А теперь ваше настроение улучшилось? Это очень хорошо!
Воспитатель:Ребята, когда я спешила к вам детский сад, я встретила почтальона. Он просил передать письмо по адресу : Детский сад №5 «Березка» г. Белогорска группа «Звездочка».
Я правильно доставила письмо? Посмотрите на эту картинку: Кто это? Я вижу вы знакомы с веселой занимательной семейкой Фиксиков. Они приглашают нас к себе в лабораторию. Вы согласны?
А что такое лаборатория?
Вы хотите побыть сегодня в роли ученых? Предлагаю вам надеть фартуки и занять места в нашей лаборатории.
(1).Первое задание от семьи Фиксиков это загадка:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды).
Веселые Фиксики помогут нам узнать для чего нужна вода, кому нужна вода. А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда посмотрите на стол, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
II часть: Опыты
Картинка: Нолик, схемы.
Воспитатель: Нолик приготовил нам картинки-схемы. ( нарисованы сосуды разной формы ) Они помогут нам узнать
(2)Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
О следующем опыте нам расскажет Симка ( картинка)
(3)Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Еще один конверт с вопросом-заданием от Нолика.
(4)(Вода – растворитель)
А есть ли у воды вкус? Дети, попробуйте воду и скажите свое мнение.( Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. )После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Ребята что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные?
Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физминутка.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Слушайте еще одно задание от Симки.
(5) (Фильтрование воды)
Скажите пожалуйста, почему нельзя пить эту воду?(Воспитатель показывает стакан с грязной водой). Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, а нужно глотнуть хотя бы один глоток. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды.( картинка-схема перечисленных предметов) Из этих предметов мы сейчас с вами сделаем фильтр. Вот и готово.Вода у нас чистая.
Воспитатель: Интересные опыты с водой знаю и я.
(«Вулкан»)
Посмотрите на стол, перед нами лежит: поднос, пробирка с водой, краска, сода, лимонная кислота, моющая жидкость. Предлагаю смешать эти компоненты. (Дети помогают, воспитатель завершает эксперимент ).
- Вот такой у нас получился вулкан! К сожалению, рабочий день в лаборатории закончился. Вы очень хорошо справились с заданиями наших друзей. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории?
Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы.
В спокойном состоянии вода отражает предметы.
В воде растворяются некоторые вещества, а некоторые не растворяются.
Вода не имеет формы.
Вода принимает форму предмета, в котором находится .
Вода не имеет вкуса и запаха.
За соблюдение всех правил безопасности при работе в лаборатории и старание, Фиксики передали небольшой подарок для вашей группы. Я отдам его вашему воспитателю, а вы вместе с ней рассмотрите его после занятий.
- Ребята, вам понравилось наше занятие? (Ответы детей). Я предлагаю вам взять в руки солнышко, если у вас хорошее настроение и вам понравилось наше занятие. Если у вас плохое настроение и занятие показалось сложным, возьмите тучку.