Обучение ребенка с кохлеарным имплантом


Малюзенко Людмила Ефимовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 268
Невского района г. Санкт-Петербурга
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: lusyamaluz@yandex.ruФролова Татьяна Геннадьевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 268
Невского района г. Санкт-Петербурга
Россия, г. Санкт-Петербург
E-mail: frolov-cergej@mail.ru
Из опыта работы. Обучение ребенка с кохлеарным имплантом в условиях общеобразовательной школы.
Аннотация. В статье авторы описывают опыт работы учителя-логопеда и учителя начальных классов с ребенком с кохлеарным имплантом в условиях общеобразовательной школы. Раскрывают основные направления работы по формированию устной речи имплантированного обучающегося.
Ключевые слова: дети с ОВЗ; нарушение слуха; кохлеарная имплантация; коррекционная помощь; речевая среда; речевая коммуникация; развитие речи; особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование в настоящее время считается одним из приоритетов государственной образовательной политики. По желанию родителей дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) могут с сентября 2016 года обучаться в общеобразовательных школах вместе с нормально развивающимися сверстниками. Для психологической адаптации, а также с целью успешного освоения общеобразовательной программы, детям с особыми потребностями должны быть созданы специальные условия и медико-социальное сопровождение.
Однако на практике при появлении особого ребенка в общеобразовательной школе возникает множество вопросов. Как работать с ребенком с ОВЗ? Как обеспечить ему необходимые условия? Как подготовить учителя к работе в инклюзивном классе при отсутствии грамотных курсов повышения квалификации? Кто должен разработать адаптированную программу и индивидуальный маршрут обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей? Нахождение ответов на все эти вопросы, зачастую, ложиться на плечи учителя начальных классов, к которому приходит ребенок с ОВЗ, и учителя-логопеда, как единственного специалиста службы сопровождения, имеющегося в общеобразовательном учреждении. Особые затруднения вызывает определенный дефицит методических рекомендаций по разработке коррекционных программ и недостаточность методического и дидактического обеспечения.
В сентябре 2012 года в 1 класс нашей общеобразовательной школы поступил мальчик с кохлеарным имплантом. Ребенок был прооперирован в возрасте трех лет и до поступления в школу получал коррекционную помощь, занимался с сурдопедагогом и логопедом. К моменту поступления в школу его речь, на первый взгляд, не многим отличалась от речи нормально развивающихся сверстников, поэтому родители решили, что ребенок будет учиться в массовой школе по основной общеобразовательной программе.
Проведенное логопедическое обследование показало, что устная речь обучающегося с КИ (кохлеарным имплантом) затруднена, словарный запас беден. Ребенок часто использует слова «ну, как это, вот, так» и другие. Также отмечались нарушения слухового восприятия, звукопроизношения, фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.
Наблюдая за его работой в классе, мы отметили, что обучающийся с КИ испытывает большие трудности при понимании нового материала по окружающему миру и литературному чтению, употреблении грамматических форм речи. Он не умеет определять допущенные им в процессе воспроизведения материала ошибки и исправлять их, контролировать свою речь. Ребенку трудно справляться с волнением при ответе у доски, поэтому чаще всего он отвечает индивидуально. На переменах не проявляет речевой активности, предпочитая наблюдать за игрой одноклассников.
Проанализировав полученные результаты, учитель-логопед совместно с классным руководителем определили следующие направления работы по формированию устной речи имплантированного обучающегося:
работа над развитием слухового восприятия;
коррекция звукопроизношения;
формирование звуко-слоговой структуры слова;
развитие импрессивного и экспрессивного словаря;
развитие слухоречевой памяти;
овладение грамматической стороной речи.
Слабый слух – это большая проблема для общения, поэтому первоочередной нашей задачей на начальном этапе обучения школьника с КИ было важно наладить его контакт с детьми, помочь ему в общении с окружающими.
На фронтальных уроках для формирования различных речевых умений учитель использовал следующие формы работы: работа в парах, работа в группах, работа под руководством маленького учителя. Специфика применения данных форм работы заключается в том, что обучающийся с КИ ставится в такие условия, в которых ему приходится взаимодействовать со слышащими сверстниками. Таким образом, формировались коммуникативные универсальные учебные действия: умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности; умение строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, умение оценивать правильность выполнения заданий. Кроме того, немаловажным для накопления социального опыта является включение школьника с КИ во внеурочную деятельность.
Одним из важных средств развития речи обучающегося с КИ служит игра. Игровая деятельность вызывает большой интерес и повышает мотивацию к обучению. Используя игровые приемы в разных режимных моментах, учитель стимулирует речевую активность всех обучающихся и побуждает ребенка с КИ к речевому взаимодействию со слышащими сверстниками. В игровой форме ученик с КИ относительно легко, усваивает не только названия предметов, признаков, действий, но и овладевает значением слов, обозначающих некоторые абстрактные понятия: пространства (вверху, справа, близко и т.д.), времени (сегодня, вечер, четверг и т.д.) и многие другие. Словесные игры учат самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и отличия, группировать предметы по различным свойствам, признакам. Немаловажную роль во время прогулки и на переменах играет организация подвижных игр с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и т.д.
Еще один важный фактор успешного обучения ребенка с КИ в условиях общеобразовательной школы – тесное сотрудничество классного руководителя, учителя-логопеда и родителей, как самых заинтересованных в положительном результате. Для облегчения восприятия программного материала, обучающийся с КИ три раза в неделю занимался с учителем-логопедом. Поначалу это были в основном индивидуальные занятия, а затем ребенок был включен в группу хорошо слышащих сверстников для формирования связной, диалогической речи. Регулярное выполнение коррекционных заданий, соблюдение всех рекомендаций учителя-логопеда и тщательный контроль за речью ребенка со стороны родителей, способствовали успешной коррекции звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.
Дома родители просматривали предстоящие трудные для восприятия темы совместно с ребенком, объясняли значение непонятных ему слов, выделяли главное, а после урока повторяли и закрепляли пройденный материал.
Также в индивидуальной и фронтальной работе с имплантированным обучающимся нами применялись современные информационно-коммуникационные технологии электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски), позволяющие расширять кругозор всех обучающихся. Администрацией школы была установлена аппаратура для дистанционного обучения обучающегося с КИ. Возможность пообщаться во внеурочной деятельности, задать вопросы, которые возникли при выполнении домашнего задания, отправить дополнительный материал (в виде презентаций, тестов) положительно сказалось на успеваемости и мотивации к учебному процессу.Надо отметить некоторые особенности, которые необходимо учитывать при обучении ребенка с КИ:
посадить за первую парту;
четко задавать вопросы, обращаясь к ребенку;
не поворачиваться к нему спиной;
разрешать оборачиваться, чтобы он мог видеть лицо говорящего;
широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.
Проанализировав проведенную работу, мы можем сказать, что наш опыт по включению ребенка с КИ в общеобразовательную школу оказался успешным. Обучение в классе со слышащими сверстниками, где созданы необходимые условия для развития речевого слуха и формирования устной речи, а также есть практика речевого общения, дает положительную динамику в формировании устной речи имплантированного обучающегося.
Список литературы
Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. Учебно-методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2013.
Кузьмина О.С., Чекалёва Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2014.
Русинова Ю.А. Инклюзия:особенности обучения детей с кохлеарными имплантами в условиях общеобразовательного учреждения // Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение: Сборник статей по материалам II международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 26 ноября 2016 г. – Спб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ – СИЛА», 2016