Конспект урока по изобразительному искусству на тему Рисование свечкой. Зимний лес (1 класс)
1 класс Изобразительное искусство
Тема: Цвет и ощущения. Рисование свечкой. «Зимний лес»
Цели:
Ознакомить учащихся со способом рисования свечкой;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, активизировать творческое воображение учащихся;
Развивать у детей образное мышление, эмоциональную отзывчивость, умение видеть в окружающем мире «холодные цвета», посредством комплексного воздействия музыки, изобразительного искусства, чтения, природоведения
Оборудование: акварель, альбом, кисточка, баночка с водой, парафиновая свеча, образцы детских работ, изображения холодных красок, репродукции картин с изображениями зимней природы.
Тип урока: получение новых знаний
Ход урока
Организация урока
Все готовы к полёту,
В страну белоснежную и очень полезную.
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
Мотивация обучения учащихся (на доске вывешены иллюстрации с зимними пейзажами)
а) Чтение учителем стихотворения
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга:
У осин заснеженных ветки как рога...
У второго — синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть...
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды...
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам,
Кто же те художники? Догадайся сам.
Е. Трутнева
б) Беседа
-Кто же эти художники?
-Сколько красок у зимы? Почему?
-Какое время года самое холодное, самое тёплое?
-Какие цвета нам кажутся холодными, тёплыми?
-Посмотрите на иллюстрации на доске. Какие цвета присутствуют на них?
в) Слово учителя
Сегодня к нам на урок пришли наши помощники – холодные краски: зелёная, синяя, фиолетовая. Они знают одну удивительную историю и хотят её рассказать (вывешиваются изображения холодных красок)
г) Чтение сказки учителем
Неудачная затея
Захотелось Морозу завести у себя, на далеком севере, красивые цветы да деревья. Не снежные, не ледяные — живые. Дождался Мороз поздней осени и пошел на юг.
А в лесах Березки, Осинки да Рябинки уже без листьев стоят. На земле снег лежит. Старый Лес дремлет. Расшевелил, разбудил его Мороз и говорит:
—Здравствуй, старина! Будь другом: подари мне красивых цветов. Да таких, чтобы меня, Мороза, не боялись. Возьму их к себе на далекий север.
—Так и быть, — ответил Лес, — уступлю тебе два любимых цветочка: Ландыш и Любку. Оба белые, душистые. У Ландыша цветки шапочками, у Любки — рогатенькие.
—А ну, покажи, — попросил Мороз.
—Погоди, — сказал Лес, — сейчас-то, на зиму, от них осталось немного: Ландыш — весь в ползучих стеблях, Любка — в хвостатых клубеньках.
—Ну, так хоть это покажи, — сказал Мороз.
—Раскроешь их — заморозишь, — ответил Лес. — Они у меня глубоко спрятались: под пушистым снегом, под прелой листвой да под черной землей лежат. Ты уж так их со всей покрышкой и бери.
—Да ты что же, смеешься надо мною? — рассердился Мороз. — На что мне твои Ландыш и Любка, если я на них взглянуть не смею? Нет, Лес, ты мне дай такие цветы, чтобы я их видел, чтобы они прямо мне в лицо смотрели.
—Нет у меня таких цветов, — ответил Лес. — Все мои цветы от Мороза прячутся. На зиму укроются, кто как сумеет, вот Мороз им и не страшен.
Тут Мороз с досады плюнул. Но с пустыми руками ему возвращаться не хотелось.
—А ты, старина, подумай,— сказал он Лесу. — Может, найдешь для меня что-нибудь другое? Пусть — без душистых цветов, да лишь бы красиво и не боялось бы меня.
—Подарю тебе тогда два любимых деревца,— решил Лес: — Елочку да Сосенку.
—А ну, покажи, — попросил Мороз.
Выбрал Мороз себе Елочку и Сосенку, со всех сторон ими любуется. До последней иголочки все рассмотрел, да вдруг и спрашивает:
—А зачем это, красавицы, у вас концы веточек сухой чешуей закутаны, наглухо запечатаны?
—А как же? Ведь это у нас почки: молоденькие стебельки, мягкие иголочки, — ответили Елочка и Сосенка. — Как же почки от Мороза не поберечь? Вот мы их и закутали.
Помрачнел Мороз, нахмурился. Повернулся к своим красавицам спиною и сказал:
—Не надо мне, Лес, такого подарка! Ты мне дай такие деревья, чтобы, ничего не таили, на меня смотрели бы да радовались.
—Нет у меня таких деревьев, — ответил Лес.— Все мои деревья берегут свои почки от Мороза. Хорошенько их чешуями обвернут, да еще чешуи-то смолой заклеят, воском замажут, пухом оденут, кто как сумеет. Вот Мороз им тогда и не страшен.
Тут Мороз ногою топнул. Собрался уходить. Но очень не хотелось возвращаться с пустыми руками.
—А ты, старина, подумай, — сказал он Лесу. — Может, найдешь для меня что-нибудь другое? Пусть — не дерево, пусть без веток, да лишь бы красиво и не боялось бы меня. Подумал Лес, подумал и говорит:
—Ну, тогда не взыщи, подарю тебе Мох да Лишайник. У обоих душа нараспашку: ничего в себе не таят. Мох мягкой зеленой подушечкой растет. Лишайник — кудреватой лепешечкой. Оба на дерево забрались, там и живут, на север смотрят.
Подошел Мороз к дереву. А с широкого ствола смотрят на него низенький ровный Мох и сероватый Лишайник. Смотрят и весело подмигивают. Улыбнулся им Мороз как знакомым ребятам и сказал:
—Ишь, куда забрались, проказники! Видно, неохота вам зимою под снегом-то париться! Но не взял себе Мороз ни того, ни другого.
—Этих молодцов у меня и у самого сколько хочешь; все скалы облепили, — сказал он Лесу. — Нет, вижу, старина, что я сглупил: не надо мне было гнаться за чужими цветами. Зачем мне невольники? Буду жить с теми, кто сам со мною жить захотел.
Н. Павлова
д) Беседа по тексту сказки
-Как вы думаете, почему Мороз захотел, чтобы у него на севере жили красивые деревья и цветы?
-Как разные растения защищаются от мороза? Какую пользу приносит лесу снег?
Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы поможем Морозу «вырастить лес», который не боится холода. Для этого нам понадобятся холодные краски и свечка.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика (выполняется под плавную музыку)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Объяснение учебного задания. Практическая работа учащихся.
Мы приступаем к рисованию свечкой. Этот способ издавна использовался мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть метода заключается в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели свечой.
На бумаге свечкой наносится «рисунок-невидимка». Кистью с краской проводим по листу и на цветном фоне появляется рисунок (демонстрация рисования сопровождается чтением стихотворения).
Свечкой парафиновой
По бумаге белой
Никому не видимый
Я рисунок сделаю.
Вот вам фокус: этот лист
С виду совершенно чист.
Крашу лист я синей краской,
И тот час же, словно в сказке
На листочке сам собой
Появился лес зимой,
С белой крышею избушка,
Белый зайчик на опушке.
Самостоятельная работа учащихся (музыкальное сопровождение)
Рефлексия
–Оцените своё настроение на уроке
Подведение итогов. Выставка рисунков.
–Какие краски помогали нам сегодня в работе? С помощью чего мы создавали зимний лес?