Урок по математике Сочетательное свойство сложения. Сложение многозначных чисел (2 класс)
Сценарий урока математики, 2 класс.
Тема урока: Сочетательное свойство сложения. Сложение многозначных чисел.
Цель урока: ввести сочетательное свойство сложения; закрепить правило порядка действий в выражениях со скобками; развивать самостоятельность мышления; мыслительные операции; речь, творческие способности; воспитывать саморазвивающуюся личность.
Формируемые УУД
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание роли математических действий в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
использовать рисуночные и символические варианты математической записи
строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся научится:
принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности
Предметные результаты
учащийся научится:
складывать многозначные числа на основе сочетательного свойства сложения
находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия.
Сценарий урока:
Организационное начало.
- Я знаю, вы любите игры, загадки и пляски, но нет ничего интересней, чем наши волшебные сказки. Сегодня у нас необычный урок – урок сказка. Сказка называется «Новогодние приключения Красной Шапочки».
2. Актуализация опорных знаний.
- Чтобы в сказку нам попасть, надо всем до сорока считать, но не просто так считать, а через 2, через 4, через 5. (Ритмический счёт «через 2, 4, 5» до 40)
- Это присказка была, а вот и сказка к нам пришла.
«Жила – была в одной деревне девочка, звали её Красная Шапочка. А почему, вы ответите сами. Красная Шапочка была девочка добрая, послушная. Хорошо училась в школе, любимым её предметом была математика. Но больше всех на свете она любила маму и свою старую бабушку. Однажды, проснулась Красная Шапочка и посмотрела в окно, а там кругом белым – бело. Снег лежал белым ковром. На календаре 31 декабря «Вот и наступил долгожданный день встречи Нового года», - подумала девочка: - «Но ещё столько хлопот, надо успеть всё приготовить к встрече Нового года». Красная Шапочка посмотрела на часы, с часами происходило что-то необычное. «Что такое?» - подумала девочка.
- Часы показывали лишнее число, какое, почему? (10, 20, 40, 59, 60, 100)
- Только догадалась об этом Красная Шапочка, как часы стали показывать следующее: (51, 33, 42, 71, 91, 60, 105)
- Какое число лишнее, объясните закономерность.
- И вот часы стали показывать всё правильно, но что-то было не так. Что здесь не так? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, VI, 9, 10, 11, 12) (Римская цифра).
- И эта римская цифра прыгнула на пол, затем на стол, а затем на поднос с пирожками, которые лежали на столе. И превратились пирожки в римские цифры. Подошла Красная Шапочка к подносу, видит, что пирожки выстроились в выражение из римских цифр.
- Прочитайте пример.
II – I = II
- А правильно ли это? Переложите один пирожок так, чтобы равенство стало верным.
- Прочитайте верный полученный пример разными способами.
- «Вот так чудеса», подумала Красная Шапочка и стала составлять задачу про пирожки.
- Составим задачу.
? пирожков
с мясом с рисом с капустой
15 + 10 15 + (15 + 10) 15
на ? пирожков
? пирожков
- Назовите первый вопрос задачи.
- Чтобы ответить на первый вопрос, что будем находить целое или часть?
- Как найти целое?
- Все ли части известны?
- Как найдём часть с мясом, с рисов? Как теперь ответим на первый вопрос задачи?
- Назовите второй вопрос? Что необходимо узнать сначала, чтобы сравнить пирожки? (Сколько пирожков с мясом и с рисом всего)
- Что надо сделать для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
1) 15+10= 25 (п.) с мясом
2) 15+(15+10)=40 (п.) с рисом
3) 15+25+40= 80 (п.) всего
4) 25+40=65 (п.) с мясом и с рисом
5) 65 – 15=50 (п.)
Ответ: на 50 пирожков меньше.
- «Что-то я совсем ничего не пойму», - подумала Красная Шапочка, - «И мамы нет дома, а ведь так и в школу опоздать можно!»
- Смотрит, а на столе записка лежит, прочитаем: «Доченька, я ушла к бабушке, ты после школы сразу приходи к бабушке, поторопись, ещё надо украсить ёлку. Новый год мы встретим у бабушки. Для того, чтобы всё успеть, составь программу своих действий. Будь осторожна при переходе через реку и лес. Мама».
- Вот и принялась Красная Шапочка составлять программу действий, но чтобы ничего не напутать поможем ей определить порядок действий в программе.
1. Проснуться.
2. Заправить постель.
3. Утренний туалет.
4. Одеться.
5. Зарядка.
6. Идти в школу.
7. Занятия в школе.
8. Идти к бабушке.
9. Наряжать ёлку.
10. Встречать Новый год.
- Какие действия Красная Шапочка уже выполнила?
- Какое действие ей надо выполнить сейчас? (зарядку)
- Сделаем зарядку вместе с Красной Шапочкой.
3. Физкультминутка. («Песня Красной Шапочки»)
4 Постановка проблемы урока.
- Куда должна сейчас отправиться Красная Шапочка? (В школу)
- По дороге в школу, а школа находилась на самом краю деревни, Красная Шапочка обратила внимание на номера домов, они были необычными, но Красная Шапочка не очень удивилась, вспомнив про часы, пирожки, ведь с ними тоже происходили чудеса. «Ничего,- подумала девочка, - такое бывает раз в году, ведь сегодня канун Нового года». Она принялась вычислять номера домов. (Определяем порядок действий и вычисляем устно). Красная Шапочка шла по дороге в школу и вычисляла номера домов. И вот она столкнулась с таким примером, решение которого вызвало у неё затруднение. «А как же его решить», - подумала она, - «Пойду в школу и там справлюсь с этой проблемой».
В школе на уроке математике класс разбирал пример:
(635+198)+2 и 635+(198+2) ?!
Учитель предложил разобрать пример на схеме.
5. «Открытие» нового знания.
d d
(в+с) а а (в+с)
- Что на схеме а, в, с? (части)
- Что такое d? (целое)
- Как найти целое d? (сложить части)
- Посмотрим на выражение, какое действие будем выполнять первым? (в скобках (в+с))
- Отметим дугой, что сделаем дальше? (к сумме (в+с) прибавим а)
- Что получим? (d – целое)
- Назовите значение I выражения, II выражения? (d)
- Значит, теперь мы можем сказать, что выражения равны? (да)
(а+в)+с = а+(в+с)
- Полученное свойство сложения называют: Сочетательным свойством сложения.
- Посмотрите на эти выражения, как вы можете своими словами рассказать это свойство:
«Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего».
«Чтобы к числу прибавить сумму двух чисел, можно сначала прибавить к нему первое слагаемое, а потом второе слагаемое».
- значение суммы чисел не зависит от выбора порядка действий.
- А теперь вернёмся к нашим выражениям
(635+198)+2 и 635+(198+2)
- Можно ли поставить знак «=» между выражениями? (Да)
- В каком выражении было удобнее вычислять результат?
- Прочитаем правило в учебнике на стр. 41
6. Первичное закрепление с комментированием.
- Красная Шапочка поняла, что значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий. А как поняли это свойство ребята в классе? И к доске вызвали. (стр. 42 №4 разбирается у доски с комментированием)
7. Упражнение в вычислении выражений удобным способом.
- Вышла Красная Шапочка из школы и пошла к бабушке, но дорога шла через реку. Через реку надо переправляться на плоте, но ей что-то постоянно мешало, от плота остались одни брёвна, надо было связать каждое брёвнышко, чтобы переправиться на другой берег. У вас таблички – брёвна, если вы в своих табличках вначале, в квадратике, видите ответ на предыдущий пример, выходите к доске и мы будем решать ваш пример.
- Начинаем связывать брёвна, что получился плот.(Устно комментируем).
Примеры из № 5 стр. 42 (работа в парах)
- Получился плот, переправилась Красная Шапочка на другой берег реки и вошла в лес. Идёт лесными тропинками, заснеженными полянами и слышит смех, музыку, пляска во всю идёт, частушки поют. Избушка стоит, да не простая, а на курьих ножках, ножки куриные, чтобы не замёрзнуть тоже пританцовывают. Тут из избушки выбегают Бабки – Ёжки и пускаются в пляс. Холодно в лесу, вот и решила Красная Шапочка с ними потанцевать, чтобы руки, ноги не замёрзли.
8. Физкультминутка. (Частушки Бабок – Ёжек)
- Ох, жарко стало! – говорит Красная Шапочка.
- А самая страшная Баба – Яга увидела девочку и говорит: «Ох, сестрицы, да к нам сама Красная ягодка пожаловала, вот она и поможет нам ёлки наши сравнить, которую к Новому году выбрать. А не разрешит наш спор, так в печь её зажарим и съедим, хорошее блюдо к Новому году будет!»
- Ребята, скорее помогаем Красной Шапочке. Работаем по вариантам.
9. Самостоятельная работа по вариантам.
№ 10, с. 43 I вариант – верхняя строка.
II вариант – нижняя строка
- Какая же ёлка больше? (Проверка).
10. Работа с геометрическим материалом.
- Идёт наша героиня дальше, смотрит на заснеженной поляне кто-то стоит и охает. Подошла поближе, а это Дед Мороз ходит по какому – то треугольнику и всё повторяет: «Периметр, периметр, вот не задача, что такое периметр. А ведь опоздаю всюду, меня дети ждут, Нового года без меня не будет. Вот, периметр».
- Дед Мороз объяснил девочке, что он попал в волшебный треугольник и теперь ему не выбраться, пока периметр не посчитает. А сделать он этого не может.
- Тут Красная Шапочка вспомнила, что такое периметр.
- Дети, что такое периметр и как его вычислить? Помогаем старику и нашей героине.
26 см ? см, на 8 см > , чем I сторона
? см, на 5 см < , чем II сторона
- Что узнаем сначала? ( II сторону)
1) 26+8 =34 (см) II сторона
- Что узнаем потом?
2) 34-5=29 (см) III сторона
3) 34+26+29=89 (см) периметр
- Освободился Дед Мороз из треугольника, был рад и подарил Красной Шапочке сундучок – это подарок на новогоднюю ёлку.
11. Итог урока.
- Дома у бабушки Красную Шапочку ждали мама и её любимая бабушка.
Девочка посмотрела на ёлку, там было мало ёлочных шаров, игрушек. Она открыла сундучок, а там шары ёлочные, такие красивые, вот только времени совсем не остаётся, чтобы их повесить, ведь сейчас раздастся бой курантов и люди встретят Новый год.
- Ребята, поможем девочке повесить шары на ёлку. (Решается пример на нарисованном шаре, дети решают в паре, затем находят ответ на ёлке и прикрепляют шар)
1) 97+(3+95)=195 С
2) 23+(25+27)=75 Н
3) 29+(35+21)=85 О
4) 34+(26+18)=78 В
5) 18+(76+12)=106 Ы
6) 21+(79+8)=108 М
7) 52+(8+200)=260 Г
8) 33+(7+300)=340 О
9) 524+(6+20)=550 Д
10) (16+67)+3=86 О
11) 53+(7+201)=261 М !
- Прочитаем, что у нас получилось? (С Новым годом!)
- Вот и наступил Новый год, Красная Шапочка, бабушка, мама встретили Новый год и были счастливы, чего и вам всем пожелали.
- Тут и сказки конец, а кто слушал, молодец!
- Сказка завершается, книга закрывается.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
- Что было самым интересным? О чём вы можете рассказать дома родителям?
- Кто считает, что тема усвоена на «отлично»? А кому ещё необходимо поработать над данной темой?
12. Домашнее задание.
№ 3, с. 42
Р - ? см
15