Проект по физической культуре Веселая переменка
ПРОЕКТ
«веселая переменка»,
разработан, учителем физической культуры
МБОУ ООШ № 89 ст. Григорьевская,
Винк Т.Е.
Ведение.
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее, в связи с тенденцией к ухудшению здоровья детского населения. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в школьных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья школьников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни.
Учёные доказали, что успеваемость зависит от состояния здоровья. А здоровье, в свою очередь, находиться в зависимости от соблюдения каждым школьником оптимального двигательного режима.
Проект предлагает оптимизировать следующие элементы двигательного режима школьника.
Зарядка до учебных занятий. Способствует расширению оздоровительных задач, даёт возможность настроиться на активное начало учебного дня, мобилизует ребят на продуктивную работу на уроках.
Комплексы зарядок (приложение № 1).
Физкультминутки на уроках, или во время приготовления Д/З помогают преодолеть утомляемость, проявляющуюся в результате напряжённого умственного труда. Как хорошо выполнить физминутку после долгого выполнения заданий письменного характера. Если ребенок делает домашнее задание дома, то ему просто необходимы такие минутки, они помогут активировать работу мозга с большей силой.
Комплексы физкультминуток (приложение № 2).
Подвижные игры во время длительных перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху в середине рабочего дня.
Игры малой подвижности (приложение № 3).
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: обучающиеся с 1 – 9 классов, классные руководители, учитель физической культуры, физорги классов.
По времени проведения: краткосрочный.
По характеру контактов: в рамках школы.
Краткое описание проекта:
Под присмотром учителей начальных классов, учителя физкультуры, старшеклассники (выбираются ответственные, либо физорги классов) на переменах проводят малоподвижные игры с учащимися 1 - 4 классов.
До уроков классные руководители (или физорги классов) проводят зарядку, во время уроков организовываются физкультминутки. Таким образом, у «валантеров-старшеклассников» повышается ответственность, развиваются организаторские навыки, повышается дисциплина.
Для обучающихся 5 - 9 классов так же предлагаются игры малой подвижности - шахматный и шашечный турниры.
Ожидаемые результаты: У учеников школы заметно снижается плохое поведение на переменах, дети 1 и 5 классов легче адаптируются к школьной жизни, возрастает желание идти в школу и не пропускать уроки, развивается чувство коллективизма.
Цель проекта:
Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Организовать веселые переменки, зарядки и физкультминутки в школе.
Приобщить всех детей к занятию спортом.
Сделать жизнь в школе еще более интересной, веселой.
Актуальность проекта:
Зарядка, перемены, физкультминутки - являются обязательными элементами режима дня школьников. Утром для концентрации внимания, перед занятиями выполняется зарядка. Во время любого урока, где дети сидят без движений, возрастает необходимость в физкультминутках. Во время перемен многие ребята выходят в коридор и начинают бегать, особенно ученики начальной школы. Дежурные и учителя пытаются остановить их, делают замечания, но это мало эффективно. Отдохнуть, активно подвигаться на перемене, просто необходимо для успешной учебы, а также благоприятно влияет на состояние нашего здоровья.
Реализация проекта:
Позволит увеличить время двигательной активности.
Организованная двигательная активность на уроках, переменах и перед уроками будет способствовать росту ежедневной двигательной активности и созданию условий для максимального восстановления работоспособности учеников.
Механизм реализации проекта:
Старшеклассники каждый учебный день на больших переменах (15 минут) проводят подвижные игры с учащимися:1 – 2 класс курируют ребята 5 - 6 классы, 3 класс – ученики 7 – 8 класса и 4 класс – ученики 9 класса. Среди школьников среднего звена, можно провести шашечный или шахматный турнир. (Приложение № 4).
Предварительно (в течение недели) все физорги и их помощники обучаются навыкам проведения подвижных и развивающих игр, на семинаре под руководством учителей физкультуры. Игры проводятся в школьных коридорах. За каждым классом закреплено по два ученика (в случае болезни одного или отсутствия по уважительной причине его может заменить второй или же они вдвоем играют с детьми).
Игры прекращают за 3 минуты до окончания перемены, чтобы дать возможность учащимся организованно войти в класс и своевременно подготовиться к уроку.
Необходимо помнить:
При организации подвижных игр на переменах важны доброжелательность, желание детей участвовать в игре, обязательное соблюдение правил техники безопасности.
Поэтому физорги и их помощники в своей деятельности должны руководствоваться следующими принципами:
Приходить с хорошим настроением, играя с детьми, самим проявлять активное участие.
Тех, кто не хочет играть, насильно не заставлять: дети должны сами захотеть вступить в игру;
Проводящие игру должны сами хорошо знать игру, уметь правильно ее проводить;
При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.
Считаем целесообразным проведение подвижных игр на перемене после второго, третьего урока так как: после первого урока дети недавно пришли в школу и не успели устать и они посещают школьную столовую к концу третьего урока ученики устают больше всего и им необходима двигательная активность.
Среди школьников среднего звена в условиях малокомплектной школы, предложено провести шашечный и шахматный турнир
Эффективность проекта:
При работе этого проекта предполагается:
Исключение травматизма на переменах.
Учащиеся приобретут знания и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни.
Овладеют навыками самостоятельного проведения подвижных игр без руководства старших.
Улучшение психологического климата в коллективах.
Уменьшится количество пропущенных уроков.
Старшеклассники выберут в дальнейшем профессию учителя физкультуры (в случае успешной реализации проекта)!!!!
Стоимость реализации проекта:В случае организации просто игр на перемене – проект совершенно бесплатен.
Приложение № 3.
Младшим школьникам
«Мама, ниточку распутай».
: с помощью считалки назначают ведущего игры – «маму». Остальные дети становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, а дети начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого дети хором произносят: – Мама, ниточку распутай, только не порви. Задача ведущего – распутать детей обратно в кружок, постараясь не расцеплять их рук.
В игре «Жмурки»
также считалкой выбирают ведущего, ему завязывают платком глаза и ставят посередине школьного коридора. Дети спрашивают: – На чем стоишь? Ведущий отвечает: – на мосту. Дети: – Что ешь? Ведущий: – Колбасу. Дети: – Что пьешь? Ведущий: – Квас. Дети: – Ищи мышей, а не нас. При этих словах дети разбегаются по коридору. Ведущий должен не только поймать какого-нибудь ребенка, но и угадать его имя.
Веселая игра «Хвост и голова»
интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.
Игра «Море волнуется»
также способна заинтересовать школьников, количество участников в ней должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура замри! После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.
«Ловишки вприпрыжку».
Один ребенок стоит посередине, остальные (может быть всего лишь 3 игрока, но чем больше, тем веселее) – вокруг него, держатся одной рукой за плечо водящего. Ведущий закрывает глаза и считает до 15. Когда отсчет заканчивается, игроки должны быстро отдернуть руку и отпрыгнуть как можно дальше и как можно быстрее от водящего. Прыжок должен быть один! После него дети замирают.
Водящий, не открывая глаз должен по окончании счета поймать одного из игроков, который и будет ловить в следующий раз. «Ловишки вприпрыжку» помогут детям восстановить внимание, зарядиться хорошим настроением и размяться.
«Лев – гиена».
Дети сидят в кругу, один (водящий) ходит вокруг. У водящего – игрушечный хвост (его можно сделать из веревочки, куска ткани, гирлянды или просто полоски бумаги).
Водящий ходит вокруг игроков, дотрагиваясь до каждого и произнося: «Лев». В определенный момент водящий дотрагивается до игрока и произносит: «Гиена!». После этого водящий должен начать убегать от гиены и попыиаться занять его место(гиена в свою очередь должна вскочить и попытаться догнать льва, схватить его за хвост).
Лев убегает от гиены (бежит вокруг сидящих игроков), его задача: не потерять хвост и сесть на место гиены.
Если гиене удалось отобрать хвост, лев остается водящим. Если лев усаживается (встает) на место гиены с целый, невредимый хвостом, то водить начинает ребенок, выполнявший роль гиены.
«Воздушный футбол».
Что необходимо для игры: парта, пластиковое яйцо из-под киндер-сюрприза (или мячик от пинг-понга), две полоски бумаги.
В игру могут играть два игрока, остальные – зрители. В этот футбол можно играть на выбывание. То есть зрители по очереди могут становиться игроками.
На разных концах парты положите полоски бумаги (их можно закрепить скотчем). Положите яйцо посередине и дайте команду. По команде игроки начинают дуть на яйцо. Они могут двигаться вокруг парты, но не могут толкать или оттеснять друг друга. Задача игроков – забить (точнее, ЗАДУТЬ) гол противнику. Гол засчитывается, если яйцо пересекло полосу бумаги. Играть можно до первого гола или до трех очков.
«Совушки»
В углу площадки (зала) очерчивают круг диаметром 1-2 м – «гнездо» совушки. Из играющих выбирается водящий «совушка» остальные «полевые мыши». Совушка становится в свое гнездо, а мышки размещаются по всему залу у стен – в «норках». Учитель говорит «День!», все мышки выбегают из своих нор на середину зала, свободно бегают и прыгают. Совушка спит в гнезде. Учитель произнести «Ночь!», все мышки замирают на месте. Совушка выходит на охоту. Всех, кто пошевелится, она уводит к себе в гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока учитель не подаст команду «День!». Совушка улетает к себе в гнездо, а не пойманные мыши начинают бегать, резвятся до сигнала «Ночь!». Выигрывают те, кто не попался совушке.
«Отгадай, чей голосок»
В центре круга водящий с закрытыми глазами. Все играющие идут по кругу вправо и поют или говорят: «Мы составили все круг, повернемся разом вдруг! «Все поворачиваются на 360 0 и продолжают: «А как скажем скок, скок, скок (слова «скок - поет или говорит кто то один.). Все останавливают песню- речитатив словами; «Отгадай, чей голосок». Стоящий в центре открывает глаза, называет того, кто сказал слова (скок, скок, скок.) и меняется с ним местами.
«К своим флажкам»
Играющие, разделившись на несколько групп (5-6 человек в каждой группе), становятся в кружки. В центре каждого кружка – дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других. По сигналу учителя играющие, кроме стоящих с флажками, разбегаются по площадке. В это время дежурные с флажками меняются местами. После слов учителя: «Все к своим флажкам!» играющие быстро бегут к флажку своего цвета и образуют круг.
Побеждает группа, построившаяся в круг первой.
«Пустое место»
Играющие становятся в круг на расстоянии пол шага один от другого, руки за спину, лицом в круг. Водящий бежит за кругом, дотрагивается рукой до кого – либо и бежит в обратную сторону. Тот до кого дотронулся водящий, бежит ему на встречу, стремясь быстрее занять пустое место. Встречаясь на пути, играющие приветствуют друг друга. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
«Прыгающие воробушки»
Чертится круг диаметром 4-6 м. Выбирается водящий – «кошка», который встает или приседает в середине круга. Остальные играющие «воробьи» - находятся вне круга. По сигналу учителя воробьи начинают впрыгивать в круги и выпрыгивать из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Когда кошка поймает трех-четырех воробьев, выбирается новая кошка из пойманных. Кошка, сумевшая быстрее других поймать установленное число воробьев, побеждает.
«Зайцы в огород»
Чертятся два круга: наружный диаметром 6-8м, внутренний 3-4м. Водящий – «сторож» встает в малый круг – «огород». Остальные играющие «зайцы» - размещаются вне большого круга. По сигналу зайцы начинают прыгать на двух ногах то в огород, то обратно. Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев коснуться рукой. Пойманные зайцы отходят в сторону. После того как будут пойманы несколько зайцев, выбирается новый сторож и игра начинается снова.
Игры для среднего звена.
«Быстро по местам»
Играющие строятся в колону, вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих. По команде «Убежали!» все разбегаются в разные стороны. По команде «быстро по местам!» все должны занять исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Проигрывает тот, кто занял место последним.
«Космонавты»
На площадке чертят 5-8 больших кругов – «ракетодромов». Внутри каждого ракетодрома рисуют 2-5 кружков – «ракет». Общее количество ракет должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Играющие становятся в круг в центре зала. По сигналу играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет: «Опоздавшим места нет». После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой ракете. Оставшиеся без места идут в центр зала.
«Крокодил».
Играющие делятся на две команды, в каждой – не менее 2-3 человек. По жребию одна из команд становится “водящей”. Игроки этой команды задумывают одно слово или фразу, вызывают к себе одного человека из другой команды – “крокодила” – и шёпотом сообщают ему задуманное. После этого “крокодил” должен, не произнося ни одного слова, мимикой, жестами и знаками постараться сообщить задуманное членам своей команды, которые могут задавать “крокодилу” вопросы, на которые он также должен отвечать только жестами. Если “крокодил” произнесёт хотя бы одно слово, его команде засчитывается поражение. Если игрокам команды “крокодила” удаётся отгадать задуманное, то они становятся “водящими”. Если отгадать задуманное не удаётся, то игрок, которому загадывали, переходит в другую команду, и эта команда снова становится “водящей”. Проигрывает та команда, в которой остался один игрок.
«Веселая история».
В эту игру можно играть как на уроках, так и на переменах. Суть игры заключается в том, что играющие по очереди письменно отвечают на определенные вопросы, не видя при этом ответов предыдущих. В итоге получается смешная история. Играть могут группы, состоящие от 2 до 9 человек. I. Первый игрок записывает на листок вопрос «Кто?» и передает листок второму игроку. II. Второй игрок отвечает на этот вопрос, заворачивает ответ и пишет второй вопрос «С кем?». Передает листок третьему игроку. III. Третий игрок отвечает на второй вопрос, заворачивает ответ и пишет третий вопрос «Когда?». И т.д. IV. «Где?» V. «Что делали?» VI. «Кто пришел?» (Ответ: «И пришел (имя)) VII. «Что сказал?» VIII. «Что ответили?» IX. «Чем все закончилось?» Затем листок разворачивают и читают получившуюся историю.
Игра «Веселые гуси бабы Маруси »
1 этап: ребята встают в круг, руки соседей расположены друг на друге (правая у каждого снизу , а левая с верху); 2 этап: ребята произносят следующие слова «Летели гуси к бабе Маруси их было ровно» - при этом ударяют при каждом слове правой своей рукой левую руку одноклассника, последний называет любую цифру, продолжается счет с передачей другому; 3 этап: цель быстрее называть и предавать слабый удар о ладошку, если загадано число 8 , то тот кто произносит 8 обязан поймать руку соседа, а стоящему следом ее (руку) вовремя убрать; 4 этап: если поймана рука то выходит из игры пойманный, если не поймана, следовательно, выходит не с умевший это выполнить.
«Игры с веревочкой».
Веревочные игры – это составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций, полезны для развития мелкой моторики рук и пальцев, развития пространственного воображения и памяти. Многим детям и взрослым известно любопытное развлечение с веревочкой. Она связывается длинной петлей, которая одевается на руки. Затем с помощью несложных манипуляций в воздухе возникает нечто вроде гамачка. Второй партнер снимает его с рук, и между его ладонями возникает уже другая композиция линий.
«Колечко».
Колечко. Категория Игра. Цель Развлечение. Возраст 8-16. Количество участников 4-20 Материальное обеспечение Колечко или монетка. Правила. Все игроки садятся в ряд и складывают руки " лодочкой ". Водящий так же складывает руки " лодочкой ", зажимая между ладонями колечко или монетку. После этого водящий, по очереди, подходит к каждому игроку и опускает свои сжатые ладони между его ладонями. В этот момент он кладет одному из игроков колечко (монетку). После этого он говорит: «Колечко, колечко выйди на крылечко”. Игрок, который получил колечко, должен выбежать к водящему, другие игроки пытаются удержать его. Если игроку удалось вырваться и добежать до водящего он становится новым водящим, если нет – игра продолжается с прежним водящим.
Толкучки
Игра состоит в том, что бы одна команда перетолкала другую относительно разделительной линии. Правила игры: 1. Желающие делятся на равное количество человек и равные силы. 2. Команды выстраиваются вдоль стены, располагаясь спиной к стене и плечом к плечу. 3. Толкаются только плечом, а не другими частями тела. 4. Требуется, чтобы никто не выходил из своей строя и прикасались постоянно к стене. 5. Игра заканчивается, если кто-то перетолкал, или нарушил правила. 6. Звонок на урок служит сигналом окончания игры и назначается ничья.
Для игры в «футбол»
нужен листок в клетку, который будет служить полем. Играют двое человек. Ворота размером в шесть клеток. Игра начинается в центральной точке поля (листка). Первый ход разыгрывается жребием. Ход ломаная, состоящая из трех отрезков, каждый из которых диагональ или сторона клетки. Пересекать линии и касаться их нельзя. Если игрок не может сделать очередной ход, то противник пробивает штрафной: прямую линию в шесть клеток (по вертикали, горизонтали или диагонали). Если после штрафного мяч остановился на уже проведенной линии, или игрок не может сделать ход, то пробивается еще один штрафной.
Арифмометр.
Данную игру мы играли, когда были маленькие. Дети встают в круг. Первый называет число от 1 до 9, второй знак действия (+, -, * , /), третий число, четвертый «равно», пятый ответ. Если число получилось отрицательное, тот игрок, чья в этом вина, выбывает, и кто назвал неверный ответ – тоже выбывает. Игра на победителя! Очень хорошо тренирует память и умению считать «в уме».
«Стихоплёт»
Игра заключается в том, что ученики за одной партой на уроке пишут стихотворение. Первый ученик пишет первую строчку, второй ученик – вторую, первый – третью и т. д. Вот результаты игры Кати и Лены: Немыслимо стою я возле цели, (Катя) А ты тихонько открываешь дверь, (Лена) Люблю тебя, ты слышишь, мой Евгений, (Катя) Никуда не денешься теперь!!! (Лена) Закончила Сотникова Лена, ученицы 11”А” класса. Ты не смотришь на меня, (Катя) С ней идешь, тихонько обнимая, (Лена) Не заметишь никогда меня, (Катя) Она лучше, я все понимаю. (Лена) Ты так глупо смотришь на неё, (Катя) Как собачка на преданную хозяйку, (Лена) Так будь же злой собакой для неё, (Катя) А для других будь просто пустолайкой! (Лена) Закончила Сотникова Лена, ученицы 11”А” класса.
Игра показалась очень оригинальной. Обычно ведь игры для того чтоб расслабиться, а эта игра на то, чтоб подумать, попасть в рифму! Вообще сама игра мне понравилась! Но еще больше мне понравились стихи которые сочинили девочки!
Ручеёк
Категория Игра, развлечение. Цель Развлечение Возраст 8-16 Количество участников 6-40 Правила. Все участники становятся парами друг за другом. Игроки каждой пары берутся за руки "домиком", так, чтобы между всеми парами образовался коридор. Водящий, не имеющий пары, проходит по этому коридору, выбирает любого игрока и становиться с ним последней парой. Игрок оставшийся без пары, становится водящим.
Шарж в два этапа
Игра №1: Итак, альбомный лист: с одной стороны пишут имя человека (учителя или одноклассника) и пишут желание. На обратной стороне рисуют дружеский шарж на загаданного человека, причем каждый ученик рисует любую часть рисунка на свой выбор. Так листик переходит с парты на парту. Когда шарж попадает на последнюю парту, он должен быть уже дорисован. Детям, сидящим на последней парте запрещается переворачивать лист, они должны угадать, на кого нарисован данный шарж. Если они угадывают, то игра заканчивается, а если нет, то они выполняют желание, написанное на обратной стороне листа (но это надо сделать обязательно во время урока). Желания, конечно должны быть в пределах разумного. Как известно, дети часто меняются местами (сидят на разных уроках в разных кабинетах на разных партах), что позволяет всем побыть и в роли художника – карикатуриста , и в роли угадывающего. Игра хороша тем, что, поиграв в неё некоторое время у вас соберется альбом дружеских шаржей на ваших знакомых, которые потом будет приятно просмотреть. Игра №2: На перемене эта игра видоизменяется. Она становиться более подвижной и шумной. И теперь уже не надо сидеть за партами и рисовать, теперь нужно показывать того или иного человека. Можно изображать его привычки, манеру поведения, походку и многое другое. Конечно, это не должно обижать человека которого вы показываете. Последняя парта или же просто желающие люди, отгадывают этого человека. Если они отгадывают, то игра заканчивается, если нет, то эти люди опять же выполняют желание, но оно уже может быть более свободным.
Толкни «ядро»
В несколько воздушных шариков наливается пол стакана (Насыпается песок заранее) воды. Затем шары надуваются до одинакового размера. В комнате мелом вычерчиваются круги диаметром 1,5 метра. Воздушный шар – «ядро» участник должен толкнуть как можно дальше, как это делается в легкой атлетике. Побеждает тот, кто толкнул его дальше всех.
Игра «Делай так»
В эту игру можно играть на переменах с учащимися 1-4 классов. Игра развивает внимание и дает учащимся возможность активного отдыха на перемене после утомительного урока. Для игры требуется 8-10 человек. Учитель или кто-то из более старших детей становиться лицом к группе и дает указание: «Делай так», и начинает движение. Это могут быть прыжки на одной ноге, различного рода приседания и т.д. И все должны выполнять это движение. Если учитель сказал «Делай вместе со мной», «Повторяй за мной», т.е. любую команду в отличие от «Делай так» и кто-то последовал его примеру, тот выбывает из игры.
«Змейка»
Прозвенел долгожданный звонок с урока на перемену все вышли в коридор отдохнуть. Наша команда предлагает поиграть в игру «змейка». Ребята решившие поиграть становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку. Но встать надо одинаково, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят. Впереди, в голову змейки, становится, кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собою всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» «Готовы!» отвечают ему. «Ну, держитесь!» говорит вожак и начинает двигаться вперед, сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку. На ходу, он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то двигается зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже вести змейку по кругу или резко поворачивать назад. А если вожак крикнет последнему, чтобы тот остановился, а сам подбежит к нему и пойдет от него расширяющимися кругами, то вся змейка завьется клубком, а когда движение дойдет до последнего и он потянется за змейкой она сама собою раскрутится. Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и повернувшись назад, нагибается и проходит под руками кого-то из середины змейки, которые для этого должны поднять руки, конечно не расцепляя их. За вожаком в эти ворота пробегает вся змейка, включая и того, кто сам был этими воротами. Но для этого ему придется вывернуться, опять же не разнимая рук с соседями. Вот еще одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали все уменьшать круги. А, дойдя до центра, поворачивает назад и идет между витками спирали обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти,
никого не задевая.
«Испорченный телефон»
на перемене Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее - по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.
«Мафия»
Мы предлагаем вам игру, которая называется «Мафия». После длинного урока нет ничего лучше, чем собраться с одноклассниками в каком-нибудь классе и поиграть в увлекательную игру. Так как подвижные игры не соответствуют техники безопасности в школе, поэтому мы их предлагать не будем. Игра «Мафия» полностью соответствует технике безопасности и в то же время является весьма занимательной. Требуется лишь приготовить бумажки с буквами: на одной должна быть написана буква «м» (мафия), на остальных «ж» (житель). 1. Ведущий, который может быть выбран любым известным способом, раздает бумажки так, чтобы играющие не видели, что написано на бумажке соседа. 2. Затем ведущий говорит следующие слова: «Город засыпает (все закрывают глаза), только мафия не спит ( человек, которому попалась буква «м» открывает глаза), мафия выбирает жертву ( мафия показывает на какого-либо человека, который, по условиям игры, является местным жителем, так, чтобы другие не услышали и не заметили), город просыпается, только не просыпается( ведущий называет имя человека, которого выбрала мафия , и тот выбывает из игры).». 3. Затем начинается дискуссия на тему: «Кто является мафией?». Далее голосованием выбирают кандидатуру мафии и этот человек выбывает из игры. Если он действительно является мафией, то на этот раз город победил.
Повтори-ка
(Игра на тренировку памяти). В игре могут принять участие 10 - 15 человек. Один из играющих называет какого-либо зверя, например льва. Следующий повторяет: "Лев" - и от себя прибавляет название другого животного: "Тигр". Третий повторяет: "Лев, тигр" - и добавляет: "Носорог". И так каждый игрок, перечислив всех названных животных, прибавляет от себя еще одно. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит судья), он выбывает из игры. Список зверей растет, запомнить его все труднее и труднее. Один за другим выбывают ребята из игры. Побеждает тот, у кого лучше память. Вместо названий животных можно использовать названия цветов и т. п.
Платочек
Игроки встают в круг лицом друг к другу. Водящий с платком в руках ходит за кругом, чтобы уронить у кого-нибудь за спиной платок и убежать (по кругу). Тот, возле кого упал платок, должен это заметить, поднять платок и догонять водящего. Водящий старается пробежать круг и успеть встать на освободившееся место до того, как его догнали. Если его догнали, он берет платочек и снова водит. Если не догнали – водит человек, который догонял, т.е. человек с платком. Количество игроков от 4 до целого класса. Для игры требуется чистый носовой платочек и немного места для круга.
Камень, ножницы, бумага.
Эта игра, которую зачастую используют для разрешения спора, незаменима, когда нужно «скинуться, кто главный ходит», «кто начинает», а монетки под рукой нет. В нее можно и просто поиграть, набирая очки. Эта игра азартна и увлекательна. Подходит для любого возраста, интересно поиграть в нее на перемене. Играют двое, для проведения игры ничего не нужно, кроме рук участников. Произносится фраза "Камень, ножницы, бумага, раз, два, три!" На счет "три" участники выбрасывают из кулака либо указательный и средний пальцы («ножницы»), либо ладонь («бумага»), либо оставляют кулак («камень»). «Ножницы» режут «бумагу», «бумага» оборачивает «камень», «камень» затупляет "ножницы". За каждый удачный ход победитель получает очки. Цель игры набрать наибольшее количество очков, если игра идет не на выбор.
Веселый танец.
Ребята встают в круг, поют и исполняют, то о чем поют. Мы пойдем сначала вправо, раз, два, три! А потом пойдем налево, раз, два, три! А потом мы соберемся, раз, два, три! А потом мы разойдемся, раз, два, три! А потом мы все присядем, раз, два, три! А потом мы все привстанем, раз, два, три! А потом мы все станцуем, раз, два, три! А потом еще станцуем, раз, два, три! Этот танец повторяется несколько раз в ускоренном темпе.
Йога творит чудеса.
Требуется: только ваше время Водящий выходит перед классом и выполняет какую-либо асану (положение в йоге), которую должны выполнить и остальные: он принимает ту или иную позу первым, а остальные следом повторяют его движения. Например, поза «Двойной чизбургер»: нагнитесь вперед и вытяните до земли руки. Поза «Пожарный гидрант»: стойте на одной ноге. Поза «Хот-дог»: вытянитесь в струнку. Или поза «Жареный картофель»: сидите и таращьтесь вперед с видом зомби, словно прилипшего к телевизору. Другой способ заниматься чудо-йогой состоит в том, что позиции объявляются, но не показываются. Например, водящий велит принять позу «Мороженное», а дети сами решают, как ее выполнить
Пары слов
Играют в нее так: на листе бумаги пишется любое слово из 3-5 букв. Пониже на том же листе пишется другое слово с точно таким же числом букв. Теперь надо попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. Сначала надо придумать другое слово, которое пишется точно так же, как первое, за исключением одной буквы. Напишем его под первым словом. Затем точно так же превратим это слово в другое. Продолжаем так делать, пока не получим такое слово, которое можно изменением одной буквы превратить в нижнее СЛОВО. Пример: Род Год гид Вид
Да мы знали про такой вариант, но не думали, что она подходит для урока. Попробовали, интересно. Можно усложнить эту игру, если взять за условие выполнить за наименьшее число ходов. Возможно некоторые варианты и за несколько уроков не решить, но этим она и хороша.
Кулачки
Игра во время перемены! Два ученика располагаются друг против друга. Сжимают руки в кулачки. Затем один пытается несильно ударить кулаками в кулаки другого, тот в свою очередь резко убирает руки. Затем они меняются ролями. Игра вырабатывает реакцию, позволяет расслабиться после урока и отвлечься. Служит для психологической разгрузки.
Саджо
В эту игру могут играть учащиеся младшего и среднего возраста. Играют на перемене. Количество участников не ограничено (но желательно не больше 4-6 участников). Для игры понадобится небольшой резиновый мячик. Но для безопасности лучше сделать самодельный тряпичный. Выбирается один водящий. Остальные ребята садятся в линию. Водящий встает напротив них. Он берет мячик и говорит, что сейчас будет называться имя. Он кидает мячик игроку и в полете мяча называет любое имя. Если игроку это имя не понравилось, то он отталкивает мяч, а если же понравилось, то ловит. Водящий может называть произвольные имена (Гоша, Аня и т.д., для более веселой игры можно называть что-то вроде Зураб, Марфа, Матрена и т.д.) (1). Если игрок долгое время не ловит мячик (т.е. ему не нравятся имена), то водящий, в очередной раз, кидая мяч, говорит «Саджо!». Если игрок по инерции отталкивает мяч, то ему присуждается имя, которое было перед этим словом, например, Вася. Если же мяч пойман, то игрок вправе сам выбрать себе имя (обычно ребята говорят свое собственное!) (2). Далее водящий переходит к другому игроку и все повторяется. По завершению круга имен, водящий вновь возвращается к первому игроку и начинает называть фамилии (3). Далее, когда проходит очередной круг про фамилии, начинается круг места работы. Далее можно придумать имя жены, мужа (4). Можно придумать марку автомобиля и т.д. Игра носит исключительно развлекательный характер и в нее очень весло поиграть на перемене. Особых просторных помещений для нее не нужно, потому что в этой игре нет никаких сильных приемов и мяч здесь кидают не сильно! В конце игры каждый игрок должен назвать полностью свою биографию. Например: «Я – Вася Петькин. Работаю трактористом, живу в деревне Крюково. Машина у меня запорожец.» и т.д. Вот тут-то и начинается самая хохма. (1) – если мальчику попало женское имя, а девочке мужское, то никаких обид не должно быть. Так будет даже смешнее! (2) - если игрок будет выбирать все свое собственное (имя, фамилию и т.д.), то никакого серьезного интереса и веселья не будет. Можно наоборот выбрать себе как можно смешную биографию. (3) - в принципе, фамилию можно опустить, потому что она отнимет только лишнее время. Достаточно имени. (4) – здесь такая же ситуация, как и с именем. Если девочке попадет имя жены, а мальчику мужа, то огорчения не должно быть, потому что тут нет никаких ущемлений! За большую перемену можно успеть сыграть в эту игру, а если же вы не успели, то можно продолжить на следующей!
ТЕМА: ТУРНИР ПО ШАШКАМ
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей .
Задачи:
Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Предварительная работа:
Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.
Составить жюри, назначить ответственного за награждение.
Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.
Подготовить зал для проведения мероприятия.
Правила шашечного турнира
Начинают играть сразу все участники. Арбитры следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитры определяют победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.
Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места.
ХОД ТУРНИРА
C помощью жребия определяем пары.
У каждого участника турнира есть свой номер. Учитель вытягивает по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.
Определить - кто какими по цвету шашками будет играть.
Один ребенок из пары берет 2 шашки: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шашки на поле. Игра в шашки требует спокойной обстановки и внимания.
По окончании соревнования определяются победительтурнира.
Протокол шашечных соревнований.
№
п\п
Фамилия имя
Количество
проведенных игр
Количество побед
Место.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Приложение № 2
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять топаем ногами,
Один, два, три, четыре, пять хлопаем руками,
Один, два, три, четыре, пять занимаемся опять.
А в лесу растёт черника (наклоняются, собирают ягоды в корзину).
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания).
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-толстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран - крутороган-чики - брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( Стоя ноги вместе – руки вверх – тянемся).
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания - 5 раз.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Приложение № 1
Зарядка для 1- 3 классов.
Комплекс № 1.
На горе стоит лесоккруговые движения рукамиОн не низок не высок.Сесть, встать, руки вверх,
сесть, встать, руки вверхУдивительная птица подаёт нам голосок.Глаза и руки вверх, потянуться.По тропинке два туриста;Шли домой из далекаходьба на месте.Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока".Плечи поднять.
Комплекс № 2.
Руки вверх поднимем - разВыше носа, выше глаз.Прямо руки вверх держать.Не качаться, не дрожать.Три - опустили руки вниз,Стой на месте не вертись.Вверх раз, два, три, четыре, вниз!Повторяем, не ленись!Будем делать повороты.Выполняйте все с охотой.Раз - налево поворот,Два - теперь наоборот.Так, ничуть, не торопясь,Повторяем 8 раз.Руки на поясе, ноги шире!Раз - подняться, подтянутьсяДва - согнуться, разогнутьсяТри - в ладоши три хлопка, головою три кивка.На четыре - ноги шире.Пять - руками помахать.Шесть - за стол тихонько сесть.
Зарядка для 4 классов. (Возможно использование и для 3 классов).
Комплекс № 1.
И. п - основная стойка – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
На счет «раз» - руки в стороны; на счет «два» - руки к плечам;
на счет « три» - руки в стороны; на счет «четыре» -вернуться в исходное положение. Повторяется 3 раза.
И. п.- основная стойка
На счет « раз, два, три, четыре» - круговые движения головой вправо, то же влево. Дыхание в произвольном ритме.
Повторяется 2 раза на каждую сторону.
И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны.
На счет «раз» - наклон к правой ноге, хлопок за ногой; на счет « два» - вернуться в исходное положение; на счет « три» - то же с левой ногой. При наклоне выдох, при исходном положении вдох. Повторять 3 раза.
И. п.- ноги на ширине плеч, руки в стороны.
На счет «раз» - поворот туловища вправо, левую руку положить на правое плечо; на счет « два» - вернуться в исходное положение. То же на левую сторону.
Голову и спину держать прямо. Повторять 3 раза.
Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 секунд.
Комплекс № 2.
И. п.- ноги на ширине ступни, параллельно, руки на поясе. На счет «раз»- руки в стороны; на счет «два» - руки вверх, подняться на носки; на счет « три» - руки в стороны; на счет « четыре» -вернуться в исходное положение. (3 раза).
И. п.- ноги на ширине плеч, руки за головой. На счет «раз»- поворот туловища вправо, руки в стороны; на счет «два» - вернуться в исходное положение. То же влево. (3 раза).
И. п.- ноги на ширине плеч. Руки внизу. На счет «раз»- руки в стороны; на счет «два» - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; на счет « три» - выпрямиться, руки в стороны; на счет
« четыре» - вернуться в исходное положение (3 раза).
И. п.- основная стойка, руки на поясе. На счет «раз»- правую ногу вперед на носок; на счет «два» - в сторону (вправо); на счет « три» - назад; на счет « четыре» - вернуться в исходное положение. То же самое влево левой ногой (по 3 раза).
И. п.- основная стойка, руки вдоль туловища.
Прыжки на двух ногах – левая вперед, правая назад.
Ходьба с выполнением дыхательных упражнений 30-40 секунд.
13PAGE 15
13PAGE 142615