Методическая разработка по шахматам Двухходовые задачи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества Арзамасского района
Методическая разработка
учебного занятия по шахматах
по программе уровня IV разряда (первый год обучения)
по теме «Двухходовые задачи».
Подготовил:
педагог дополнительного
образования 1 квал. кат.
Федосеев Сергей Иванович
Февраль 2017 год
Цели и задачи:
Образовательные:
Знакомство с двухходовыми задачими, расширение кругозора детей, повышение спортивного мастерства юных шахматистов.
Воспитательные:
Вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, спокойствие и хладнокровие, доброжелательность; вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; воспитывать навыки работы в паре, группе и команде,
Развивающие:
Развитие интереса к шахматам, как настольной интеллектуальной игре, активизация мыслительной деятельности; развитие творческую активность; развитие умений обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование:
- комплекты шахматных фигур с шахматными досками для игровой деятельности;
- демонстрационная доска с фигурами;
- дидактические материалы (сборник шахматных задач соответствующего уровня,ибо специально отобранные задания).
Ход занятия:
Организационный момент (1-2 мин).
Вступительное слово педагога. Поверка рабочих мест, объявление темы, целей и плана занятия.
2. Дидактическое задание «Дать мат королю в 1 ход». Дайте мат черному королю в 1 ход
Примерные задания:
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7+k+L+-+-'6-+-+-+-+&5+-+-+-+-%4-+-vL-+-+$3+-+-+-+-#2K+-+-+-+"1+-wQ-+-+-!xabcdefghyXABCDEFGHY8-+-+-+R+(7+-mK-+-+-'6-+-+-+-+&5+-
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Для развития тактических способностей учащихся полезно познакомить их
с основными шахматной композиции, в частности , с решением 2-х ходовых задач миниатюр. Поставленная конкретная цель увлекает мысль ребят. С большим удовольствием они ищут, неожиданный трудно находимый ход, ведущий к решению задачи.
2.Закрепление нового материала (5-7 мин).
Дидактическое задание :Двухходовые задачи. «Мат ферзем»Во всех позициях начинают белые. Дать мат. Примерные задания:
XABCDEFGHY8-mk-+-+-+(7+-+-+-+-'6-+-+-+-+&5mK-+-+-+-%4Q+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Кр:b6
X
ABCDEFGHY8k+-+-+-+(7+-+-+-+-'6-+-+-+-+&5+K+-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+Q+-+-+-!xabcdefghyР:1.Кр:c6XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7+-+-+-+-'6-+-+-+-+&5+-+-+-+-%
·4-+-+-+-wQ$3mk-+K+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghy
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7+-+-+-+-'6Q+-+-mK-mk&5+-+-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Фd3
XABCDEFGHY8-+-+-+k+(7+-+-+-+-'6-+-+-+Kvl&5+-+-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-wQ-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Фb7
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7+Q+-+-+-'6-zp-+-+-+&5mk-+-+-+-%4-+-+-+-+$3+K+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Крс4
XABCDEFGHY8-mK-+-+-+(7+-+Q+-+-'6-mk-+-+-+&5+-+-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-zP-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.b4
XABCDEFGHY8k+-+-+-+(7+-+-+-+-'6-+-+-+-+&5+-+-+-+-%4-+-+-+R+$3+KwQ-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Л b4
XABCDEFGHY8-+-mk-+-+(7+-+P+-+-'6-+-wQ-+-+&5+-+-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+K#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.Фd5
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7mk-+-+-+-'6-+-+-+-+&5zP-mK-+-+-%4-+-+-+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+Q!xabcdefghyР:1.a6
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7+-+-+P+Q'6-+-+k+-+&5+-+-+-+-%4-+-+K+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.f8 C
XABCDEFGHY8-+-+-+-+(7wQ-+-+P+-'6-+k+-+-+&5+-+-+-+-%4-+K+-+-+$3+-+-+-+-#2-+-+-+-+"1+-+-+-+-!xabcdefghyР:1.f8 К
Форма проведения игровая:
Командный конкурс – ребята делятся на две команды. Самые активные члены команд (оперативно поднимающие руку) поочередно показывают решения заданий на демонстрационной доске. В случае ошибки, право решения переход к другой команде.
В заключении капитаны (участники команд могут помогать) должны сами посчитать набранные очки
3.Практическая часть (в игровой форме) (30 мин.)
Обучающиеся делятся на две команды, выбирают капитанов (для игры на первой доске), которые распределят участников своей команды по последующим доскам. Играется учебно-тренировочный матч из начального положения или практической игровой позиции.
Результат в партиях, игра в которых затягивается по времени присуждается педагогом в зависимости от материального соотношения на доске и уровня мастерства играющих. Подводятся итоги матча – объявляется итоговый счет.
4.Общие итоги занятия (3мин)
Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и
детей. Эмоциональная оценка работы детей.
Подводятся итоги занятия, обучающиеся отвечают на вопросы:
- Что нового узнали на занятии?
- C каким тактическим приемом мы с вами познакомились сегодня на занятии?
- Когда особенно опасен открытый шах?
- Как вы считаете, надо ли еще изучать данную тему?
Отмечаются наиболее активные и успешно справившиеся с заданиями ребята.
15