Методическая разработка Программа по шахматам


Министерство образования Забайкальского края.
МБОУ Досатуйская средняя общеобразовательная школа.
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководителем МО Зам. директора школы Директор МБОУ
Досатуйской СОШ
___ __/Сидякина С.П./ ______/Балагурова Н.М./ ______/Баранникова Н Г.
Протокол №____ от Приказ №______ от
«___» _______ 2016г. «___» __________2016 г. «___»________ 2016г.

Программа
Спортивный кружок «Шахматы»


Выполнил учитель физической
культуры
Стрельников Сергей Владимирович
I квалификационная категория.







п. Досатуй, 2016 год


Пояснительная записка.

Данная программа ставит своей целью развивать у ребенка интерес к познанию, умению логически мыслить, упорство и силу воли. Обучение производится по принципу: «От простого к сложному». Детей привлекает новизна изученного предмета, возможность сравнить свои способности со способностями других в процессе игры и соревнований.
Программа создана путем анализа шахматной литературы с учетом возрастных особенностей ребенка и его личностных данных. Программа рассчитана на 36 уч. ч.. Уровень подготовленности ребенка проверяется на занятии, выполнением домашних заданий, участием в школьных и районных соревнованиях. Программа подготовлена впервые, «в ней заложен ресурс для дальнейшего развития и совершенствования». Программа является экспериментальной.




























№ заня-тия

Тема занятия

Цель занятия.

Домашнее задание

I
Шахматные законы (6 часов)

I-1
Шахматная доска, фигуры и их расстановка.
Знакомство с названием фигур, их расстановкой, правилами, по которым фигуры перемещаются и взаимодействуют. Координаты шахматной доски. Язык шахматных фигур.
Расстановка фигур. Повторение ходов каждой фигуры.

I-2
Правила поведения фигур.
Дать понятие «шаха», «мата». Объяснить действия короля, когда он атакован. Объяснить, что такое «вилка».
Повторение пройденного на уроке. Задача №17.

I-3
Относительная ценность фигур.
Научить учащихся анализировать позицию противника и свою как качественно, так и количественно.
Задача № 42,43.

I-4
Ничейные позиции (Два короля, пат, вечный шах.)
Научить учеников из проигранной позиции добиться ничейного результата.
Задача. № 44,45,

I-5
Рокировка, условия её выполнения.
Дать объяснение целесообразности рокировки, научить правильно и вовремя производить рокировку.
Задача № 47, 48

I-6
Связка фигур.
Показать, как связываются фигуры, защищающие короля, использование данной позиции.
Задача № 51, 52. Повторить все изученные правила.

II
Король без фигур, варианты постановки мата. (7 часов)

II-1
Две ладьи против короля.
Поставить мат двумя ладьями.
Задача №56-59.

II-2
Ферзь против короля.
Поставить мат ферзем.
Задача № 68-70.

II-3
Ладья против короля
Поставить мат ладьёй.
Задачи № 75-78.

II-4
Два слона против короля.
Поставить мат двумя слонами.
Задачи № 80-83.

II-5
Конь и слон против короля.
Поставить мат конем и слоном.
Задачи № 80-89.

II-6
Проходная пешка.
Научить проходу пешки в ферзи при поддержке фигур и без.
Задачи № 94-104.

II-7
Основные принципы и стандартные положения при постановке мата.
Обучить учеников, используя материальный и позиционный перевес, ставить мат в стандартной позиции.
Решение задач. Создать матовую позицию.

III
Гвардия защищает короля. (4 часа.)

III-1
Уязвимые поля
F 7 и F2 ,их защита.
Научить правильно выстраивать защиту полей F 7 и F2 и использовать рокировку
Решение задач.

III-2
Два удара против одного.
Научить создавать преимущество на главном направлении. Объяснить, что такое «открыть форточку».
Решение задач.

III-3
Жертва фигуры.
Научить мыслить нестандартно, уметь подготовить матовую позицию, понятие «двойной шах».
Решение задач.

III-4
Вилка, «двойной шах», связка фигур, пешечная цепь, проходная пешка.
Развить комбинационное мышление.
Решение задач.

IV
Магия шахматной доски. (3 часа)


IV-1
Сильные и слабые поля.
Объяснить значение центра шахматной доски.
Решение задач.


IV-2
Активные и пассивные фигуры.
Научить умению максимально активировать свои фигуры.
Решение задач.

IV-3
Открытые линии (вертикали и диагонали).
Научить умению вскрывать линии.
Решение задач.

V
Начало партии (дебют). (4 часа)

V-1
Три «кита» дебюта (французское начало)
Научить быстрой мобилизации сил, правильно расставлять пешки. Завоевать центр Е4, Е5, D4, D5.
Дебют-начало.

V-2
Королевский гамбит. Гамбит Эванса. Защита
Объяснить значение правильного начала партии, разобрать наиболее известные начала.
Гамбит
( Итальянская подножка).







двух коней.








V-3
Открытый и закрытый дебют.
Открытый дебют 1. Е2-Е4, Е7-Е5. Полузакрытый дебют 1. Е2-Е4. Закрытый дебют, любой
Ход кроме 1 Е2-Е4.
Миттельшпиль-середина.

V-4

Помочь в выборе дебюта, который соответствует стилю и наклонностям игрока.
Эндшпиль-окончание.

VI
Окончание партии (эндшпиль) (6 часов)

VI-1
Не числом, а умением.
Научить правильной расстановке фигур в окончании партии.
Решение задач.

VI-2
Ладья против ферзя.
Научить разъединять короля и ладью.
Решение задач.

VI-3
Легкие фигуры против ферзя.
Правильная защита при проигрыше качества.
Решение задач.

VI-4
Легкие фигуры против коня.
Научить достигать ничейного результата, защищаясь конем.
Решение задач.

VI-5
«Взбесившийся» ферзь или ладья.
Научить принятию неординарных решений.
Решение задач.

VI-6
Три «кита» эндшпиля.
Король активная атакующая фигура. Активность каждой из фигур и их взаимодействие.
Важная роль пешек.
Решение задач.







VII
Практическая игра. (6 часов)


Бессмертная.
Научить анализировать уже сыгранные партии, которые вошли в число наиболее известных партий.
Практическая игра, как с равным партнером, так и с более сильным.
Игра в нападении.
Игра в защите.



Под музыку Россини.




Как король шел на войну.














Охотник становится жертвой.




Нежданный пешеход.




Колумбово яйцо.




Погоня.




Быстрее времени.




Легкомысленный ферзь.




Сказочная быль.




Орлиный взгляд.




Прорубая дорогу слоном.




Последний штрих.




Повелитель бурь.




Остроумный приобретатель.













Литература для учащихся.
Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство.
М: Физкультура и спорт. 1976г
Юдовик М. А. «Занимательные шахматы»
М: Физкультура и спорт. 1966г.
Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн,2000



Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
города Ржева Тверской области


Утверждаю___________________

Приказ ______________________

Директор школы__________В.А. Семенова







Программа внеурочной деятельности
спортивного направления
Секция «ОФП»





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



















Составитель:
Цыганкова Светлана Ивановна,
учитель физической культуры,
I-категории, МОУ СОШ № 5
города Ржева




РЖЕВ 2011 год

Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой вариант программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Цели данной программы:
- во-первых, способствовать освоению детьми основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, -в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического и психического здоровья;
-во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества- в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд;
В-третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного опыта, на основе которого они могли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение;
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
-мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
-формирование и развитие общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности;
-обучение детей способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности.
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека.
Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры.
Принцип коллективности предполагает, что спорт и оздоровление , осуществляясь в детских коллективах, дают опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной реализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно- ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни.
Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений( образы спортивных общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Основная идея программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом- на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных видов спортивных занятий.
Программа является модульной и состоит из 4 модулей: «Пионербол», «Баскетбол», «Организация и проведение спортивных мероприятий в школе», «Спортивные игры народов России», ( общим объемом 66 часов).Занятия проводятся еженедельно по 2 часа в неделю.


15