Первый цикл Обобщение и ограничение понятий
1.10.14Занятия 3 – 4 3. Анализ диагностической работы
Правильные ответы1 – Б 6 – Г11 – Г2 – А 7 – Б12 – Б3 – В 8 – Г13 – фонарь4 – Г 9 – А14 – В5 – А 10 – перчатки, сидеть, папа, зебра15 – Г
4.Обобщение и ограничение понятийНемногие умы гибнут от износа, по большей части ржавеют от неупотребления.К. Боуви
1. Подумайте и ответьте как можно быстрее, кто из сказочных героев мог дать такие телеграммыСемена купил, приезжай тянуть.
Помни, всё исчезнет после 12 часов!
Ушёл от зайца, волка и медведя.
Ключ достал. Скоро буду.
В гости не приду – мотор забарахлил.
Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла.
Подложили не свинью, а маленький шарик. Вывела на чистую воду. Получаю приданое.
Купила самовар. Приглашаю к чаю.
Хвост нашли. Плакать перестал.
Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.
Понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь.Понятия в русском языке обозначаются с помощью слов (стол, балкон), с помощью групп слов, т.е. словосочетаний (певчая птица, стихийное бедствие).Приведите примеры понятий.
Общее понятиеобъединяет несколько однородных предметов в один класс.Например: мебель (общее) – стол, стул, шкаф, диван (частные понятия).2. Распределите слова по понятиям – общее и частное: яблоко, красное яблоко, кислое яблоко, цветок, ромашка, роза, животное, корова, медведь.
3. Дополни предложениеЛюбое …. всегда включает …………..Любое общее понятие всегда включает частные понятия.
СТОЛ –Уголь – Термометр – Физическое явление –Шуба – 4. Подберите к следующим частным понятиям общееКомар – Дождь – Дерево – Прилагательное – Луна –
РекаВодоёмЗнак препинания ЗвездаНасекомое 4. Подберите к каждому частному понятию на картинке соответствующее общее понятие из словОсадкиПланетаЕдиница длиныЗнак математических действийВремя года
ОСЕНЬПЧЕЛА
СНЕГОЗЕРО
,+МЕТР
СОЛНЦЕЗЕМЛЯ
ВОЛГА
Шум – вода Стол – вода Мост – река Лес – медведьРубль - копейка 5. Проверьте свою смысловую память.Дуб – желудь Дичь – выстрелРой – пчела Гвоздь – доска Час – время
Шум – вода Стол – вода Мост – река Лес – медведьРубль - копейка Дуб – желудь Дичь – выстрелРой – пчела Гвоздь – доска Час – время
Ограничить понятие – значит подобрать к нему частное, более узкоеУченик – ученик 5 классаГеометрическая фигура – квадратПрибор – линейка
6. Расположите понятия в следующем порядке:Общее – менее общее – частноеЗемля, планета, небесное тело.Прибор, измерительный прибор, часы.Живая природа, растение, природа.
Ель, дерево, хвойное дерево.Домашнее животное, корова, животное.Водоём, Волга, река.Снег, осадки, мокрый снег.
Небесное тело, планета, земля.Прибор, измерительный прибор, часы.Природа, живая природа, растение.Дерево, хвойное дерево, ель.Животное , домашнее животное, корова.Водоём, река, Волга.Осадки, снег, мокрый снег.
7. Разрешите противоречиеМышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь?
Каверзная загадкаПреподобный Сол Луни объявил во всеуслышание, что в определённый день и час он совершит чудо: в течение 20 минут будет ходить по поверхности реки Гудзон и не погрузится в воду ни на дюйм. В назначенный день и час при огромном стечении народа преподобный Сол Луни ступил на воды реки Гудзон и 20 минут спустя вышел на берег, даже не замочив ног. Как ему это удалось?