Урок литературного чтения на тему: «Поделись улыбкою своей» /Нравственные проблемы в сказке Лилиан Муур «Крошка Енот», в рассказе Бориса Ганаго «Улыбка»/ (2 класс)
УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ
2 КЛАСС Мельникова Наталья Борисовна
МБОУ гимназия №6 Советского района г.Воронежа
«Поделись улыбкою своей»
/Нравственные проблемы в сказке Лилиан Муур «Крошка Енот», в рассказе Бориса Ганаго «Улыбка»/
Литературная цель: развивать умение осваивать художественную идею произведения и умение раскрыть основную мысль текста.
Форма проведения: Занятие с просмотром мультфильма «Крошка Енот», слушанием-рассуждением произведения Бориса Ганаго «Улыбка» и использованием методики выявления самооценки и самокритичности.
Цель:
Способствовать развитию у детей дружеских отношений между собой как основы комфортной образовательной среды.
Убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
На конкретных, доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Дать обобщенное представление о доброжелательности, внимательности, сочувствии как основе общения с одноклассниками.
Задачи:
Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Развивать нравственные качества учащихся - умение дружить, беречь дружбу.
Воспитывать внимательность, доброжелательное отношение к окружающим.
Формировать у учащихся уважение к нравственным общечеловеческим ценностям.
Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Ожидаемый результат: повышение самооценки у детей, развитие важных положительных качеств у каждого из них.
Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой.
Добрый человек в добре проживет век.
Красив тот, кто красиво поступает.
Спешите делать добрые дела.
Добрый человек наполнен теплом, радостью и дарит их окружающим.
В каждом живом существе: в тебе, во мне – живет много персонажей, и далеко не все из них симпатичные
Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии и, надеюсь, оно будет для нас полезным и интересным.
Сегодня у нас серьёзная тема. А о чем пойдет речь, узнаете из песни, выделив ключевое слово.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «УЛЫБКА»
Итак, какое важное слово прозвучало в песне? УЛЫБКА.
А тема нашего занятия «Поделись улыбкою своей!».
Что же может произойти, если мы поделимся улыбкой? Важно ли это? Какие бывают улыбки? В чем сила улыбки? Как она может изменить нашу жизнь?
Вопросов много. Важно, чтобы верные ответы нашёл каждый из вас, сделал выводы для самого себя.
Улыбка сыграла большую роль в жизни героя одной сказки. Хотите узнать, какой?
В этом нам поможет просмотр мультфильма.
Но для начала прочитайте толкование слова:
УЛЫБКА – мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и др. чувства.
Итак, какая бывает улыбка?
(Добрая, веселая. Насмешливая, горькая, злая.)
Давайте посмотрим мультфильм и проанализируем, какую роль сыграла улыбка в жизни героя? Какой улыбкой он пользовался? Симпатичен ли вам герой и его поступки?
Обратите внимание на позы, жесты, мимику героев, их речь и внешний вид. Подумайте, какие качества характера проявили герои? Уловите сюжет – план. Каким, на ваш взгляд, будет главный вывод из ситуации?
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ.
На столах у вас есть чистые листы для фиксирования важных, на ваш взгляд, мыслей, деталей.
Просмотр мультфильма.
Продолжение работы по теме.
Откройте учебник на с. 74. прочитайте автора и название. «Крошка Енот» Лилиан Муур.
- Какое важное событие произошло в жизни нашего героя? (День рождения.)
- Вспомните, что является украшением вашего стола в день рождения? (Праздничный торт со свечками.)
- А у Крошки Енота? (Сладкая осока)
Осока - травянистое болотное растение с режущими листьями. Корневище у нее очень сладкое.
- Куда отправился наш герой за сладким угощением?
- Какая страшная тайна, по мнению обезьянки, поджидала его у пруда? (Там живет кто-то злой и страшный.)
- А правильный ли совет дала ему обезьянка? К чему привел это совет? (Тот, кто в пруду, тоже стал махать палкой и скорчил сердитую рожу.)
- Какой способ общения с Тем, Кто живет в пруду, подсказала мама? Найдите и прочитайте. Подействовало ли это средство? Докажите строчками текста.
- Прочитайте самостоятельно текст и ответьте на вопрос после текста. (Понимаешь, о чем эта сказка?)
Найдите подсказку в сказке
Итак, какое важное слово прозвучало в песне? УЛЫБКА. Прочитайте вывод из сказки. Как они связаны?
(«Находит друзей тот, кто встречает их улыбкой».)
- Вы согласны с этим высказыванием? Тогда улыбнитесь друг другу, и, возможно, у вас появится новый друг.
Какие чувства отражаются в улыбке, с которой мы обращаемся к товарищу? (Приветливость. Желание общаться, вместе играть, дружить, гулять. Симпатия. Радость.)
Какие чувства вызывает злорадство?
(Обиду, нежелание общаться, намерение сделать неприятное обидчику. Огорчение, злость.)
Завязка
Пошел на пруд за осокой
Развитие
Встреча с обезьянкой, запугивание
Кульминация
ТОТ корчит рожи и замахивается палкой
Спад
МАМИН способ
Развязка
Дружба! Осока ко дню рождения.
обезьянка
мама
Уходи прочь
Ласка
Палка
улыбка
рожи
открытость
Итог:
«Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».
(Арабский мыслитель Аль-Маали)
«Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим».
(Английский писатель И. Бентам 18 в.)
Физкультминутка.
Итог части урока
Вам сказка понравилась?
А благодаря кому мы смогли ее прочитать? (Перевела О. Образцова)
Вопросы после просмотра.
Отчего вы улыбались, когда смотрели мультфильм?
Что выражала ваша улыбка?
Что она приносит окружающим?
А что вы испытываете при этом?
Обобщение:
А вы всегда себе нравитесь? Если бы обычное зерка.ло могло отражать не только нашу внешность, но и наш внутренний мир, что тогда было бы? (Мы видели бы себя разными./
Порой - сердитыми, жадинами, забияками, да? Но ведь мы бываем и хорошими: внимательными н ласковыми, нежными и заботливыми. А где эти разные люди живут? (В нас самих, они живут у каждого в душе – «в пруду».) Какой вывод можем сделать? (Нужно всегда помнить о том, каков тот, кто сидит у нас «в пруду».)
Оценить свои качества поможет следующая работа. Искренне выберите черты характера, присущие вам. Какие качества вам бы хотелось развить в себе?
МЕТОДИКА «Самооценка, самокритичность». Подчеркни нужное.
ХОРОШИЕ ЧЕРТЫ
ПЛОХИЕ ЧЕРТЫ
ДОБРЫЙ
ПОМОГАЮ ДРУГИМ
СПРАВЕДЛИВЫЙ
ВЕЖЛИВЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ
БЫВАЮ ЗЛОЙ
НЕ ЛЮБЛЮ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ
НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ
ДРАЧУН
ГРУБЫЙ
Допиши то, что сам считаешь нужным.
ИТОГ: все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами, как доброта, честность, общительность, готовность всегда придти на помощь и т.д. Но прежде всего необходимо, чтобы этими качествами вы обладали сами. И тогда у вас будет много хороших и добрых товарищей.
А если все-таки что-то необходимо исправить (обратная операция), можно использовать следующий алгоритм. Сами расставьте порядок действий в «Алгоритме исправления».
«Алгоритм исправления»
Расположи в нужном порядке.
Понял, что не прав.
Захотел исправиться.
Узнал, как, и понял, что могу..
Попробовал.
Получилось!
Вывод: Важно уметь работать над собой, над своим развитием.
А сейчас нам предстоит не менее серьезная работа. Мы послушаем текст, который называется «Улыбка», автор Борис Ганаго. Постарайтесь понять, как много зависит от наших поступков и отчего может измениться наша жизнь. (Добро порождает добро.)
В тексте встретятся слова, значение которых мы истолкуем заранее.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Соедини слово с его значением.
Деликатный
Вежливый, мягкий в обращении
засеменил
Пошел мелкими, частыми шажками
однообразные
Постоянно такие же, не меняющиеся
мелюзга
Мелкота (разговорное, пренебрежительное)
угрюмый
Мрачный, неприветливый, безотрадный – безрадостный.
персона
Личность, особа.
учтиво
Почтительно-вежливо.
суровый
Угрюмый, сердитый.
Очень строгий, серьёзный.
Пользуйтесь рабочими листками для заметок по поводу значимых фраз.
ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ДРУЖБА – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.
Некоторые люди черствеют душой.
Улыбка была открытая, искренняя, добрая.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
УГРЮМЫЙ
Улыбка
Привычка быть официальным
приветливый
Отстраненным
Нахмурив лоб
Как изменилась жизнь угрюмого (всех) после встречи с внучкой доброжелательного?
Вы обратили внимание, что нет имен у героев? Почему?
Что сказано о внучке доброжелательного? (Она вся светилась, будто солнышко сияло в ее глазах и улыбке.)
Что выражало лицо девочки, когда героиня встречалась с угрюмым соседом? (Оно каждый раз озарялось радостной улыбкой, и от ее неземного света становилось теплее на душе.)
Как отреагировал сосед на прекращение встреч с малышкой? (Пересилил себя, проявил заботу и искреннюю заинтересованность. Огорчился и поинтересовался причиной отсутствия девочки. Дал плитку шоколада. Пожелал выздоровления.)
Он исправился? Что на это повлияло? (Девочка поделилась улыбкой, а вместе с ней передала свою заботу, искреннюю заинтересованность. Дала понять, почувствовать, что мир гораздо интереснее, милее, когда люди доброжелательны, милы и искренни.)
Малышка обняла --- глаза сурового человека увлажнились. (угрюмый--- суровый---добрый, сердечный, мягкий?)
Мы все кому-то соседи.
Коллективное панно, работа в парах.
Улыбки-бабочки с добрыми пожеланиями, с правилами дружбы и заботы.
Общий итог.
Определите предложение по цели высказывания. «Поделись улыбкою своей!»
Побудительное. К каким действиям оно побуждает? Что приносит улыбка? /Друзей, доброту./
Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять поддержку и внимание?
РЕФЛЕКСИЯ.
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, -
Ласка нужна, не угрозы.
Дарите друг другу
Добро и внимание,
Помощь, заботу и понимание!
Чтобы с вами хотели дружить,
Дружбою надо уметь дорожить!
Добрыми будьте, друзьям помогайте,
Их понапрасну не обижайте! (М. Притыченко)
Домашнее задание
Прочитать сказку дома самостоятельно еще раз.
Записать черты характера, которые вы бы хотели видеть в людях.
(ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА») А ДЕТИ НАКЛЕИВАЮТ БАБОЧЕК С ПОЖЕЛАНИЯМИ ДОБРА И УЛЫБКАМИ.
13PAGE 15
13PAGE 14515
°6Заголовок 1XЗаголовок 2@Заголовок 3`Заголовок 4<Заголовок 5Ў:15т6Основной текстTОсновной текст с отступомTОсновной текст 2:Основной текст 3JНазвание объектаBНижний колонтитул,Номер страницыNata‹D:\НАТАША\01 11 08\МЕЛЬНИКОВА Н.Б МОУ ГИМНАЗИЯ №6 г.Воронеж\ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!\УРОКИ\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNata‹D:\НАТАША\01 11 08\МЕЛЬНИКОВА Н.Б МОУ ГИМНАЗИЯ №6 г.Воронеж\ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!\УРОКИ\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNata…C:\Documents and Settings\Natasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.asdNata…C:\Documents and Settings\Natasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.asdNata…C:\Documents and Settings\Natasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.asdNata‹D:\НАТАША\01 11 08\МЕЛЬНИКОВА Н.Б МОУ ГИМНАЗИЯ №6 г.Воронеж\ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!\УРОКИ\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNataxC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\для ЖИРЕНКО О.Е\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNata“C:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\учитель - методист МЕЛЬНИКОВА\ПОМОЩЬ\уроки\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNata“C:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\учитель - методист МЕЛЬНИКОВА\ПОМОЩЬ\уроки\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.docNata®C:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\МЕЛЬНИКОВА УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ ГИМН.6\МЕЛЬНИКОВА ПРАВКА\УРОКИ-ТЕХНОЛОГИИ\УРОК НРАВСТВЕННОГО ВЗРОСЛЕНИЯ 2 КЛАСС 2009 ЧИСТОВИК.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·