Рабочая программа по внеурочной деятельности Экономика для малышей 4 класс


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Калиниградасредняя общеобразовательная школа №2
Принята на педагогическом совете «Утверждаю»
протокол №1 от 29.08.2014г. Директор МАОУ СОШ №2
приказ №331-о от 01.09.2014г.
_________________ /Н.Н.Саблина/ _____________ /Н.Н.Саблина/
Программа
внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
(социальное направление)

Программа ориентирована на детей 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
г. Калининград
2014г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, авторской программы «Экономика: первые шаги» О.С. Корнеевой.
Цель программы: формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи:
- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- развивать основы потребительской культуры;
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Место факультатива в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 4 классе — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
 
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты:
будут сформированы:
- знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов, о таких качествах личности, как экономность, бережливость;
- знания о бережном отношении к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, и таким образом, актуализируются представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду;
- отношение к богатству и милосердию, учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).Метапредметные результаты:
Ученик научится:
— раскрывать причины возникновения денег;
— различать российские и иностранные деньги;
— объяснять, как оплачивают товары и услуги;
— определять размер сдачи при осуществлении покупки;
— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
— выделять существенные характеристики товара.
— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
— осуществлять простейшие экономические расчёты;
— планировать результаты экономии и бережливости.
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Предметные результаты:
Ученик получит знания:
— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
— о доходах и расходах в семье;
— о формировании бюджета семьи.
Ученик получит возможность научиться:
— составлять свой бюджет;
— отличать российские деньги от иностранных;
— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.
Содержание программы
4 класс
Богатство и бедность 
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
— определять источники формирования богатства;
— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
— различать материальные и нематериальные ценности;
— обосновывать важность меценатства и милосердия;
— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
 Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
— различать виды ресурсов;
— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
— основные виды ресурсов;
— как производят товары;
— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
— почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
— определять ресурсы, необходимые для производства товара;
— объяснять важность меценатства и милосердия.
Учебно - тематический план№ п/п Название раздела, темы Количество часов
  Богатство и бедность 9
1 Как создаётся богатство. 1
2 Источники богатства государства 1
3 Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» 1
4 Источники богатства человека 1
5 Важность знаний в создании богатства. 1
6 Богатство и культура. Богатство и милосердие. 1
7 Проект на тему «Как распорядиться богатством» 1
8 Налоги. Значение налогов. 1
9. Обобщающий урок по теме «Богатство и бедность» 1
  Труд — основа жизни 11
10 Ценность и значимость труда. 1
11 Труд как потребность человека. 1
12 Заработная плата. 1
13 Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд 1
14 Важность учебного труда школьников. 1
15 Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» 1
16 Причины различий в оплате труда 1
17 Результатом труда людей является продукт труда 1
18 Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. 1
19 Экскурсия в сельскую библиотеку 1
20 Рисование на тему «В библиотеке» 1
  Как товары производят 14
21 Ресурсы для производства товаров 1
22 Прогулка в парк за природным материалом 1
23 Изготовление изделий из природного материала 1
24 Мастера, люди, которые создают товары 1
25 Производители — люди, которые создают (производят) товары 1
26 Важность труда людей разных профессий. 2
27 Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл» 1
28 Экскурсия на хлебозавод1
29 Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) 1
30 Экскурсия в теплицы поселка Звеньевое1
31 Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) 1
32 Защита проектов на тему « Как хлеб к нам на стол пришел» 1
33 Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию» 1
  Итого 34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материал для учителя:
«Экономика: первые шаги» Автор-составитель О.С. Корнеева, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011
«Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011
«Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М. М. Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М. Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В. Смирнова, Самара, «Федоров», 2013
«Экономический сказочный словарь», автор Т. В. Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009
Электронно-программное обеспечение:
Видеофильмы, мультимедийный проектор.