Рабочая программа по внеурочной деятельности Экономика.Первые шаги 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Экономика: первые шаги» разработана на основе авторской программы О.С.Корнеевой «Экономика: первые шаги» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в рамках социального направления «Внеучебной деятельности».
Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:
Сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Занятия по курсу «Экономика: первые шаги» решают не только задачи экономического образования, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый
ребенок - это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей
жизни.
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, курс «Экономика: первые шаги» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого обучающегося реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет возможность принять самостоятельное решение при выборе задания исходя из степени его сложности.
Социализирующую функцию курса «Экономика: первые шаги» обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обуче-ния экономике обучающихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Исходя из общей цели системы образования, направленной на обще-культурное, личностное и познавательное развитие учащихся, курс эконо-мики в начальной школе призван решить следующие задачи:
с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Общая характеристика факультатива.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Программа факультатива «Экономика: первые шаги» даёт возможность:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере дея-тельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его по-требностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономи-ческие термины;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом
уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и
функций, их характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
Место факультатива в учебном плане:
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе со второго полугодия, 1 ч в неделю, во 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч.
Формы организации занятий:
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Содержание курса
Ценовая политика – 5 часов.
Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.
Основные виды и формы торговли – 5 часов.
Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный.
Амортизация - 3 часа.
Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.
Расчеты между покупателями и продавцами – 4 часа.
Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.
Налоги – 4 часа.
Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.
Биржа – 4 часа.
Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгуют акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество. Понятие о земельной ренте – 4 часа.
Аренда, арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.
Внешняя торговля– 5 часов.
Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.
Работа над задачами (в течение года)
Экономическая задача в виде рисунка как особый вид экономического задания. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача в схематическом изображении. Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних. Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями. Выбор верного решения из нескольких предложенных.
Тематическое планирование

п/пРаздел Количество
часов Характеристика деятельности учащихся
УУД
1 Ценовая политика.
5 Знакомство с маркетинговой политикой супер-маркетов, услугами которых пользуются члены их семей;
Проведение рекламной кампании изделий, изго-товленных на уроках художественного труда;
Понимание важности экономической науки, ее практической направленности как науки о жизни человека, его непрерывном стремлении к проц-ветанию и о возникающих на этом пути проблемах;
Мини- проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете», «Экономика - наука для каждого», «Точный расчет: зачем он нужен», «Экономика в моей семье», «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?», «История этикета», «Мой речевой этикет»,«Виды этикета».
Подбор родственных слов, умение работать с разными видами словарей.
Составление словаря пословиц и поговорок экономического содержания.
Понимание того, что потребности человека
развиваются по мере эволюции цивилизации.
Умение давать определения экономическимпонятиям (товар, цена, себестоимость, прибыль, процент, посредник, оптовая торговля, розничнаяторговля); различение этих понятий, наблюдение
над взаимосвязями между ними.
Мини-проекты: «История денег», «История копейки», «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки со словами "деньги","копейка", "рубль", "цена","торговля"».
Решение экономических задач на определение себестоимости, цены.
Построение графиков по заданным таблицам; решение экономических задачи в виде рисунка, текста, в схематическом изображении.
Викторина или конкурс по литературным произ-ведениям, связанным с понятиями товарно-денежных отношений.
Осознание и различение нового понятия «собственность»;
Установление логических и экономических связей и зависимостей между новыми экономи-ческими понятиями и категориями.
Подбор отрывков из сказок и составление зада-ний на нахождение экономических понятий (например, «Мужик и медведь»: понятия «арен-датор», «арендодатель», «арендная плата»).
Решение текстовых задач, экономических задач в виде рисунка на подсчет арендной платы.
Понимание понятий: банк, первоначальный капи-тал, компаньон, установление связей между ними.
Ознакомление с понятиями процент и процент-ная ставка.
Понимание сущности кредита, выделение основ-ных принципов кредита: срочности,возвратности,
платности; знакомство с разновидностями банков
Интерактивные игры «Я -производитель. Мой бизнес -план», «Открываю свое производство».
Понимание основных экономических понятий по теме: банкротство, акция, аукцион, дивиденды.
Установление связей между ними.
Установление причин банкротства.
Понимание роли векселя как долгового
обязательства.
Различение понятий имущество фирмы и личное имущество.
Анализ последствий банкротства.
Понимание аукциона как одной из форм распро-дажи конфискованного имущества.
Понимание налога как главного источника
средств для государства, как способа регулиро-вания экономики.
Владение экономическими понятиями для веде-ния дискуссии. Понимание плюсов и минусов
плановой экономики.
Понимание теории свободного предприниматель-ства.
Дискуссия о методах и возможностях прогнозов.
«Каким должен быть руководитель» игра-диспут,
сочинение-размышление.
Урок-игра «Конкуренция: хорошо или плохо»,
Мини-проекты по темам: «Примеры конкурент-ной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы»,
«Словарь пословиц и поговорок по теме», фразе-ологические обороты, отражающие понятия: конкурентная борьба и монополия.
Конкурс реклам.
Проектная работа «История рекламы».
Рекламный радиорепортаж.
Инсценировка рекламы.
Составление бизнес-плана по организации своего
предприятия.
Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
ориентация на понимание причин успешного обучения;
широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
проявление интереса к новому учебному материалу;
способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использова-нием учебной и дополнительной литературы, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и экспери-менты, высказывать суждения, делать умозаклю-чения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструмен-тов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
2 Основные виды и формы торговли.
5 3 Амортиза-ция.
3 4 Расчеты между покупате-лями и продавцами
4 5 Налоги.
4 6 Биржа.
4 7 Понятие о земельной ренте.
4 8 Внешняя торговля.
5 9 Работа над задачами. в течение года Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающийся научится Обучающийся
получит возможность научиться
использовать на практике понятия «торговля», «посредничество», «услуги» и представления о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ; о производителе; о потребителе; о собственных затратах; о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами, необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг; о цене оптовой -цене, по которой производитель продает свой товар; о цене розничной- цене, по которой торговец продает этот же товар конечному потребителю; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах); о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи; о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос; об услугах как особой форме коммерческой деятельности; о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности;
использовать на практике понятие «аренда»и представления о собственности и праве ею распоряжаться, об аренде как временном пользовании чужой собственностью за определенную плату;
использовать на практике понятия «банк», «кредит» и представления о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой для любого предпринимательского начинания, о кредите и кредитоспособности; о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; о банковской прибыли как разнице между суммой процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам;
использовать на практике понятие «производство» и представления о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, собственных затратах производителя; о прибыли производителя; об оптовой цене и оптовой торговле как торговле партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его приобретает; о материальных затратах; о трудовых затратах; об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о снижении затрат и сохранении качества производимого продукта; о штрафах как мерах наказания за невыполнение или некачественное выполнение обязательств; о свободной конкуренции как форме борьбы между предпринимателями;
использовать на практике понятие «акционерная форма капитала»и представления о капитале как о деньгах, приносящих прибыль; об акциях, акционерных компаниях; о курсе акций и их номинальной стоимости; контрольном пакете акций как способе осуществления финансового контроля; о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов;
использовать на практике понятие «экономические циклы» и представления о монополии и монополиях, их формах и видах; о конкуренции на уровне монополий; об экономических циклах и их фазах;
использовать на практике понятия «налоги», «пошлины», «платежи» и представления о налогах, видах налогов и налоговых поступлениях; о таможенных пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров, провозимых через границу; о финансировании как предоставлении денежных средств на определенные цели. за внешними формами видеть суть экономического явления;
отличать формальную логику от экономической;
выбирать оптимальный с экономической и нравственной точек зрения вариант и обосновывать свой выбор;
работать с табличным материалом: уметь читать таблицу, сводить данные в таблицу;
вычислять недостающие данные и заполнять таблицу;
пользоваться основными формулами расчета себестоимости, цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость + прибыль = цена).
Календарно-тематическое планирование

п/пТема занятия Элементы содержания Дата проведения
1 Экономика -наука для всех и для каждого. Мини- проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете», «Экономика - наука для каждого», «Точный расчет: зачем он нужен», «Экономика в моей семье», «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?», «История этикета», «Мой речевой этикет»,«Виды этикета».
Подбор родственных слов, умение работать с разными видами словарей.
Составление словаря пословиц и поговорок экономического содержания. .09
2 Деловой этикет. 3 Этика и мораль предпринимательства. 4 Мини- проект «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?» 5 Потребности. Виды
потребностей Виды потребностей в рисунках,
пословицах и поговорках.
Рассмотреть, как отражается этот
вопрос в сказках, литературных
произведениях.
Мини-проект: «Потребности древнего человека», «Потребности наших прабабушек», «Как изменились потребности человека за 100 лет». 6 Потребности. Вопрос о потребностях в сказках. 7 Урок-исследование «Как изменились потребности человека за 100 лет». 8 Урок-исследование «Как изменились потребности человека за 100 лет». 9 Торговля -это расчет. Товар, товарообмен,
торговля. Мини-проекты: «История денег»,
«История копейки», «Что служило деньгами у разных народов», «Посло-вицы и поговорки со словами "деньги",
"копейка", "рубль", "цена","торговля"».
Знакомство с героями сказки.
Решение эконом. задач на определение себестоимости, цены.
Викторина или конкурс по литератур-ным произведениям, связанным с поня-тиями товарно-денежных отношений.
Выставка современных и старинных российских и иностранных денег.
Инсценировки, чтение по ролям. 10 Деньги, себестоимость, цена. История денег. 11 Торговая прибыль,
розничная цена, опто-вая цена. 12 Спрос и предложение, их соотношение и взаимосвязь с ценой. 13 Услуга как особый вид
деятельности. Плата
за услуги. Составление бизнес-плана по органи-зации своего предприятия.
Сбор информации о профессиях (ра-ботников ресторана, гостиницы и т.п.).
Составление таблицы: какие профес-сии были раньше, были раньше и есть сейчас, появились недавно.
Составление словаря пословиц и пого-ворок, загадок, связанных с профес-сиями.
Решение экономических задач в схе-матическом изображении 14 Реклама-двигатель торговли. 15 Долговые обязатель-ства. Сущность
кредита. Залог. 16 Урок-практикум.
17 Интегрированная игра:
«Открываю свое дело». 18 Понятие собственно-сти; право распоряжа-ться ею. Подбор отрывков из сказок и состав-ление заданий на нахождение эконо-мических понятий (например, «Мужик и медведь»: понятия арендатор, арен-додатель, арендная плата).
Решение текстовых задач, экономичес-ких задач в виде рисунка на подсчет арендной платы. 19 Сущность аренды:
арендная плата, аренд-ный договор, условия
аренды. 20 Первоначальный капитал. Банк.
Обмен проблемными вопросами.
Поиск и самостоятельное выстраива-ние порядка действий.
Фомулирование проблемных вопросов (на основе анализа текста): «Почему банки появились во Флоренции?»,
«Как ты думаешь, низкими или высо-кими были "морские проценты"?».
Выстраивание логических цепочек экономического содержания.
Мини-проекты: «История банка»,
«Как банки повлияли на развитие
экономики», «Облик банкира. Какой он?», «Банк. Вклады», «Разновидности банков».
Игра «Справочное бюро» 21 Сущность кредита.
22 Банковский процент и
банковская прибыль. 23 Производство.
Решение экономических задач, ребу-сов, загадок.
Интерактивные игры «Я –производи-тель. Мой бизнес-план», «Открываю свое производство».
Игра «Путь к успеху».
Проектн. работа «Цивилизованныйпредприниматель -какой он?»
24 Себестоимость, издер-жки производства.
Прибыль производства. 25 Качество продукции. 26 Урок-игра «Конкурен-ция -хорошо или плохо».
Урок-игра «Конкуренция -хорошо или плохо», мини-проекты по темам:
«Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отри-цательные стороны конкурентной борьбы»,
«Словарь пословиц и поговорок по теме», фразеологические обороты, отражающие понятия: конкурентная борьба и монополия.
Конкурс реклам.
Проектная работа «История рекламы».
Рекламный радиорепортаж.
Инсценировка рекламы 27 Конкуренция. Монополия. Кризис. 28 Урок - проект «История рекламы». 29 Урок - конкурс рекла-мы. Инсценировка рекламы. 30 Акции. Дивиденды
Акционер. Аукцион.
Составление задач
экономического содержания.
Мини-проект «Составление
контракта»
Организация игры «Аукцион».
Проектная работа «Виды
аукционов». 31 Внешняя торговля.
Контракт. 32 Таможня и пошлина.
Налог. 33 Способы ведения
хозяйства. Урок-дискуссия.
Работа с пословицами и поговорками.
Дискуссия о методах и возможностях прогнозов.
«Каким должен быть руководитель» игра-диспут, сочинение-размышление. 34 Урок - игра «Путь куспеху». Класс делится на команды, каждая команда должна организовать свое производство.
Предлагается домашнее задание:
составление бизнес-плана, рекламы. Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
Смирнова Т.В.Дом в Обычном переулке: экономическая сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004.
Смирнова Т.В.Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Смирнова Т.В.Новые приключения Белки и ее друзей: учебное пособие для 3-4 классов. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2005.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,2008.
Смирнова Т.В.Экономический сказочный словарь. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2006.