рабочая программа по внеурочной деятельности Экономика 3 класс автор Сасова, Землянская
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово – ЗуевоУТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___ от 02.09.2013 года
Директор МОУ лицей
__________________________
Чиханова О.М
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Экономическая азбука»
для 3 класса «Б»
Учитель начальных классов:
Владарчук Татьяна Александровна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Экономическая азбука» составлена на основе программы курса экономики для младших школьников (И.А. Сасова, Е.Н. Землянская) и разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Содержание материала программы распределено на 4 года обучения. На занятия отводится 1 час в неделю.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках дополнительного образования программы для младших школьников «Экономическая азбука». Полученные знания и умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки в средней школе.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Отличительная особенность программы «Экономическая азбука» состоит в том, что при изучении основных разделов программы, используются местные хозяйственные объекты, ведущие активную экономическую деятельность.
Цель программы: формирование экономического мышления, культуры делового общения и личности младшего школьника для его подготовки к успешной производственно-хозяйственной деятельности, соответствующей экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Программа «Первые шаги в экономику» позволит решить следующие задачи:
Обучающие Развивающие Воспитательные
1 год
обучения Выработать у детей потребность в приобретении знаний
Познакомить с понятием «экономика»
Рассмотреть источники удовлетворения потребностей
Познакомить с правилами ведения хозяйства Развить интерес к решению проблемных ситуаций
Обеспечить включение в социальные отношения
Развить интерес к творческой деятельности Воспитать бережное отношение к природным, трудовым и экономическим ресурсам
Воспитать трудолюбие
2 год
обучения Актуализировать полученные ранее сведения об экономике
Изучить многообразие форм организации труда
Изучить «словарь делового человека» Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность
Развить интерес к изучению профессиональной деятельности
Воспитать бережное отношение к домашнему хозяйству
Пробудить уважение к чужому труду
3 год
обучения Систематизировать полученные сведения об экономике
Обучить правилам ведения хозяйства
Сформировать простейшие навыки потребителя
Развить способность к деловому общению
Развить интерес к практической деятельности
Развить самодеятельность и инициативу Воспитать инициативные качества
Воспитать уважительное отношение к собеседнику
4 год
обучения Сформировать базовые знания о личной, семейной экономике
Научить разрабатывать правила ведения хозяйства
Сформировать навыки анализа
Расширить общий кругозор младших школьников
Развить творческое мышление и способности
Развитие позитивного интереса к образованию
Развить умение принимать решение и отстаивать свое мнение
Воспитать потребность в экономности и бережливости
Воспитать чувства благотворительности
Формировать основы грамотного поведения в общественных местах
Формы и режим занятий
Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
К концу 3-го года обучения должны знать и уметь:
Знать Уметь
виды и способы оценивания труда
способы обмена товаром
виды и оценка собственности
виды богатства
домашнее хозяйство
школьное хозяйство
правила обращения с имуществом
иметь представление об основных финансовых документах
разница цен на товары
купечество на Руси поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
разрабатывать рекламный девиз
составлять маршрутные листы
решать и составлять простейшие экономические задачи
оценивать бюджет семьи
составлять школьный бюджет
рассчитать комплект школьных учебников
заполнять квитанции об оплате
составлять продуктовую корзину
работа с архивными материалами
Ожидаемые эффекты реализации программы:
формирование экономической культуры младших школьников;
проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.
Формы подведения итогов:
игра-путешествие
викторина
творческая гостиная
круглый стол
буклет, презентация
открытое занятие
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое
обеспечение Дидактико-методическое
обеспечение
видео и аудио аппаратура
компьютер
сканер
принтер
ксерокс
проектор
мультимедийная установка
подборка информационной и справочной литературы
разработки конкурсных программ, викторин
игровой материал
СD, DVD
видеоматериал
наглядные пособия
дидактический материал
диагностические методики для определения уровня ЗУН
Материальное обеспечение постоянно совершенствуется и дополняется в связи с меняющимися условиями жизни класса и лицея.
Раздел 1. Труд
Теория. Почему все должны учиться? Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится? Получка, зарплата. Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня.
Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слово», «Маячок». Творческая работа «Я настоящий помощник!» Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит». Изготовление аппликации «Клеймо мастера». Работа с литературными источниками «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица». Составление словаря «Запомни!».
Раздел 2. Собственность
Теория. Что такое собственность? Личная собственность. Семейная собственность. Государственная собственность. Общественная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности Богатство и культура.
Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Что лишнее?», «Заполни круг», «Вычеркни букву». Творческая работа «Мы - дети Земли!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Игра-путешествие «Культурные» богатства». Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Теремок». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Правила поведения на природе».
Раздел 3. Домашнее хозяйство
Теория. Что такое домашнее хозяйство? Распределение обязанностей в семье. Твой вклад в домашнее хозяйство Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности и возможности их удовлетворения. Благосостояние семьи.
Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слова», «Маячок». Творческая работа «Чем я могу помочь дома?». Сюжетно-ролевая игра «Глава семьи». Составление семейного бюджета. Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Продуктовая корзина». Изготовление поделок «Своими руками».
Раздел 4. Школьное хозяйство
Теория. Потребности и способы их удовлетворения. Что такое проект? Выбор темы проекта и краткая формулировка задач проекта. Требования, предъявляемые к изделиям. Выдвижение идей и выбор лучшей идеи. Планирование проекта. Оценка проекта.
Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Заполни круг», «Собери слова», «Найди соответствие». Творческая работа по выбору темы проекта. Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Разработка проекта». Турнир знатоков «Самый лучший».
3 год обучения
Вводное занятие Занятие-игра беседа
слайдовая презентация
наглядный материал
Раздел 1 Труд
творческая гостиная
занятие-практикум, занятие-игра Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры, наглядно-слуховой, практическая работа Слайдовая презентация, дидактический материал, наглядный материал, Диагностический инструментарий
Раздел 2 Собственность
Сюжетно-ролевая игра
творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 3 Домашнее хозяйство творческая гостиная
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал
Литературные источники
Раздел 4 Школьное хозяйство Сюжетно-ролевая игра
игра-путешествие
занятие-беседа, практикум Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа
тренинг Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал
Литературные источники
3 год обучения
№ п/п Тема занятия. Всего часов
1. Труд 9
1. Почему все должны трудиться? 2. Труд в семье 3. Труд на производстве 4. Почему труд по-разному ценится? 5. Продукция. Товар .Услуга. 6. Где производят товары? 7. Где производят услуги? 8. Проверочная работа № 1 9. Защита проектов «Где производят товары и услуги?» 2. Собственность 7
1. Что такое собственность? 2. Личная собственность. Семейная собственность 3. Государственная собственность. Общественная собственность 4. Школьное имущество 5. Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности 6. Богатство и культура 7. Проверочная работа № 2 3. Домашнее хозяйство 9
1. Что такое домашнее хозяйство? 2. Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства 3. Твой вклад в домашнее хозяйство 4. Управление домашним хозяйством 5. Бюджет семьи 6. Практическая работа «Составление бюджета своей семьи» 7. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи 8. Благосостояние семьи 9. Проверочная работа № 3 4. Школьное хозяйство 9
1. Что такое школьное хозяйство? 2. Школьное здание, оборудование 3. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества 4. Экономика школьной библиотеки 5. Школьная столовая: доходы и расходы 6. Стоимость коммунальных услуг 7. Твой вклад в школьную экономику 8. Бережливость и экономность 9. Проверочная работа № 4. Игра –путешествие в страну «Школярия» Тематическое планирование.
3 класс.
№ п/п Дата Внеурочное занятие (тема, название) Форма организации внеурочных занятий Деятельность учителя (Осуществляемые действия) Деятельность учащихся
(Осуществляемые действия) Формируемые умения
1. Труд - 9ч.
1. Почему все должны трудиться? Практическое занятие Организация практической работы, работы в парах Участие в играх, работа в парах Формирование умения анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения
2. Труд в семье Игра -путешествие Организация игры Участие в игре Формирование умения устанавливать аналогии, обобщать.
3. Труд на производстве Занятие-представление Драматизация, организация выполнения заданий в тетради
Участие драматизации, выполнение самостоятельно заданий Формирование умения делать выводы, быть внимательным, уметь договариваться
4. Почему труд по-разному ценится? Практическое занятие Организация выполнения заданий в тетради
Участие в играх, решение творческих заданий Формирование умения делать выбор
5. Продукция. Товар .Услуга. Игра Организация игры, развитие мышления.
Участие в играх и заданиях Формирование умения общаться в коллективе, понимания того для осуществления выбора требуется пересмотреть различные варианты и выбрать среди них наилучший
6. Где производят товары? Занятие - игра Организация игры, формирование понятий о необходимости предметов, товаров и услуг, разъяснение зависимости потребностей от ситуации, дать представление о необходимых атрибутах профессии Участие в играх, выполнение творческих заданий в тетради Формирование умения работать в группах, обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое
7. Где производят услуги? Занятие - игра Провести диагностику ценностно-мотивационной сферы детей Участие в играх и выполнение заданий Формирование умения выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой формах
8. Проверочная работа № 1 Тестирование Организация самостоятельной работы Участие в выполнении тестов Формирование умения самостоятельно работать
9. Защита проектов «Где производят товары и услуги?» Круглый стол Организация круглого стола Участие в беседе Формирование умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения
2. Собственность-7ч.
1. Что такое собственность? Урок- игра Создание проблемной ситуации, организация конкурса, развитие аналитических способностей, совершенствование мыслительных операций Участие в игре, в конкурсе, решение проблемной ситуации Формирование умения анализировать ситуации
2. Личная собственность. Семейная собственность Практическое занятие, лекция Организация практической работы, проведение игр Участие в практической работе, играх Формирование личного отношения ребенка к деньгам
3. Государственная собственность. Общественная собственность Беседа Организация заданий, которые позволяют объяснить возможность удовлетворения насыщаемых и ненасыщаемых потребностей с помощью денег, совершенствования мыслительных операций, проведение игр Участие в практической работе Формирование нравственного отношения детей к деньгам
4. Школьное имущество Проект Организация проектной деятельности Работа в группах Формирование умения общаться в коллективе, нравственного отношения детей к деньгам и потребностям других членов семьи
5. Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности Занятие - игра Организация заданий, деление на группы Участие в игре Формирование умения делать выводы из практической работы, формирование разумного отношения к расходованию денег
6. Богатство и культура Занятие - путешествие Организация заочного путешествия по странам Просмотр презентаций, коллекций Формирование умения строить монологическое высказывание
7. Проверочная работа № 2 Викторина Тренировка внимания, развитие мышления.
Участие в играх и заданиях, работа в парах и группе Формирование умения общаться в коллективе, быть внимательным, умения отстаивать свою точку зрения
3. Домашнее хозяйство - 9ч.
1. Что такое домашнее хозяйство? Беседа, сюжетно - ролевые игры Организация игр, творческих заданий Участие в играх, в практической работе, выполнение творческих заданий Формирование умения делать выводы из практической работы ,убежденности, что основным источником доходов является труд
2. Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства Практическое занятие Организация практической работы Выполнения практической работы Формирование умения делать выводы, навыков самопознания ученика с точки зрения его участия в экономической деятельности
3. Твой вклад в домашнее хозяйство Практическое занятие Организация практической работы,
Участие в практической работе Формирование умения работать с различными источниками информации
4. Управление домашним хозяйством Игра, практическое занятие Организация игры, практической работы Участие в практической работе, игре Формирование умения делать выводы из практической работы, умения работать в парах, осознанного отношения к расходам и уважительное отношение к труду всех членов семьи.
5. Бюджет семьи Практическое занятие, беседа Организация практической работы Участие в практической работе Формирование умения работать с различными источниками информации
6. Практическая работа «Составление бюджета своей семьи» Занятие-исследование Организация игры, работы в группах, организация заданий для развития аналитических способностей, совершенствования мыслительных операций Участие в играх, работе в группах, Формирование умения составлять сбалансированный бюджет, работать с различными источниками информации.
7. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи Занятие - исследование Организация исследовательской работы Участие в исследовательской работе Формирование экономного отношения ко всем видам ресурсов
8. Благосостояние семьи Занятие - игра Организация игры Участие в практической работе, игре Формирование умения общаться в коллективе, различать расходы и доходы
9. Проверочная работа № 3 Тестирование Организация самостоятельной работы Участие в выполнении тестов Формирование умения самостоятельно работать
4. Школьное хозяйство - 9ч.
1. Что такое школьное хозяйство? Групповая работа Организация игр, организация заданий для развития логического мышления, совершенствования мыслительных операций Участие в играх Формирование умения рассуждать, достойно вести себя в торговых предприятиях
2. Школьное здание, оборудование Занятие-лекция Организация игр, творческих заданий. Участие в играх, выполнение творческих заданий в тетради Формирование умения проявлять активность в деятельности и самооценки этого умения
3. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества Проект Помощь в организации проекта Участие в играх, в создании проекта Формирование умения обсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах
4. Экономика школьной библиотеки Занятие -исследование Помощь в организации исследовательской работы Участие в исследовательской работе Формирование умения работать в группах, с различными источниками информации
5. Школьная столовая: доходы и расходы Игра «Брейн-ринг» Проведение игры Участие в игре Формирование умения обсуждать проблему, отстаивать собственное мнение, работать в группах
6. Стоимость коммунальных услуг Занятие - игра Организация игры Участие в игре Формирование умения правильно совершать покупки
7. Твой вклад в школьную экономику Игра «Мы идём в магазин». Создание проблемной ситуации, организация работы в группах Участие в играх, решение проблемной ситуацииФормирование умения общаться
8. Бережливость и экономность Викторина Организация викторины Участие в викторине Формирование адекватной самооценки
9. Проверочная работа № 4. Игра –путешествие в страну «Школярия» Тестирование Организация самостоятельной работы Участие в выполнении тестов Формирование умения самостоятельно работать
Литература:
Программа: непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов под редакцией И.А.Сасовой издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Методические пособия для учащихся:
Экономика 3 класс: Тетрадь творческих заданий. Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
3. Учебно-методические пособия для учителя:
Экономика для младших школьников 3 класс: Пособие для учителя.
Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
СОГЛАСОВАНО
Протокол № от августа 2013 г.
заседания ШМО
учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
(Журавлёва О.Н.)
29.08.2013 г.