Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»

Телефон: 8 (38578)22136
Факс: (38578)22136
e-mail: shkola-inter@mail.ru










ПРОГРАММА
по профилактике детского дорожно – транспортного
травматизма и безопасности дорожного движения
«Планета дорожной безопасности»














Составители:
Игумнова С.А.- учитель начальных классов
Кудрявцева Е.В.- учитель математики Марченко О.А.- учитель начальных классов
Боровик Т.В.- учитель с/х труда
Большакова С.Г. учитель русского языка







Ключи, 2012
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС(К)ОУ «Ключевской общеобразовательной (коррекционной) школе – интернат VIII вида».

ПАСПОРТ
Наименование программы
программа «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения» в КГБС(К)ОУ «Ключевской общеобразовательной (коррекционной) школе – интернат VIII вида». «Планета дорожной безопасности»


Основание для разработки программы
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» утверждена Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. №100. ?

Государственный заказчик программы
Совет школы , попечительский совет

Разработчик программы
Игумнова Светлана Анатольевна, Кудрявцева Елена Васильевна, Марченко Ольга Александровна, Боровик Татьяна Васильевна, Большакова Светлана Геннадьевна

Исполнители программы
Педагогический коллектив, учащиеся школы, родители (их законные представители) учащихся

Цель программы
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде и повышение эффективности профилактики детского дорожно – транспортного травматизма среди учащихся специальной (коррекционной) школы- интернат VIII вида.

Задачи программы










- формировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в доржно- транспортных ситуациях ;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих;
- выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транпортном процессе.

Сроки реализации программы
2012-2015 гг.

Источники финансирования программы
Бюджет, внебюджетные средства

Ожидаемые результаты реализации программы
Знать: историю возникновения ПДД ; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки, сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте ;
о значении дорожных знаков, их название, группы.
Уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать нужную информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.




































Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан. Участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Необходимо заметить, что за последние пять лет, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно – транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать своё поведение на улице, то для ребёнка это весьма проблематично. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценить обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители.
Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. Е. не ребёнок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребёнка на столько, что он не замечает окружающей действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из – за несоблюдения детьми требований детьми сигналов светофора. Травматизм на дорогах -это проблема , которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребёнка в дорожно – транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребёнок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально – психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчёте на 10тысяч единиц транспорта почти в 10 раз выше в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Сложившееся положение с детским дорожно – транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Несмотря на то, что в России действует ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно – аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывает, что более половины дорожно – транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей.
Новизна:
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Отличительные особенности программы.
Программа «Планета дорожной безопасности» предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся коррекционных школ VIII вида , более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения по годам обучения с учётом возрастных и психологических особенностей умственно-отсталых детей.
Содержание программы предполагает вариативность использования предполагаемого материала, выбор которого направлен на раскрытие способностей воспитанников школы - интерната, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление поделок, рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместная работа ГИБДЦ и родителями, благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Вместе с родителями готовятся сценарии мероприятий, тематические классные часы, изготавливаются наглядные пособия.
Программа создана с учётом особенностей школьного возраста. Программа «Планета дорожной безопасности способствует формированию целостной системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах, интеллектуальному развитию и оздоровлению подрастающего поколения. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей.
Срок реализации программы 2012-2015 гг.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Цель программы:
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде и повышение эффективности профилактики детского дорожно – транспортного травматизма среди учащихся специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида.



Задачи программы:
- формировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах, дорогах и во дворах;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно - транспортных ситуациях;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих;
- выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
Обучающие задачи:
- расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
- изучение Правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров на основе формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге;
- формирование практических умений пешеходов;
- формирование умений прогнозировать своё поведение как участника дорожного движения;
- освоение детьми и подростками , с учётом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах.
Воспитательные задачи:
- формирование культуры участника дорожного движения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.
Развивающие задачи:
- развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения;
- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.13 EMBED Word.Document.8 \s 1415Комплекс профилактических мероприятий программы.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
информационное
Информационное обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Организация выпуска наглядных пособий.
Организация оформления классных уголков.
Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД.
Создание информационных рубрик на радио, кабельных телеканалах телевидения, в муниципальных газетах (Примечание: выпуск видеороликов с учетом сезонности).
Организация выпуска и распространения информационных материалов (буклетов, листовок, плакатов) в подъездах жилых домов, на остановочных пунктах, поликлиниках, в местах с массовым пребыванием детей.
Комплектование библиотек литературой по ПДД.
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД.
Ознакомление обучающихся с аналитическими данными о дорожно-транспортных происшествиях.
Ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места.
развивающее
Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Создание тренировочных автоплощадок при школах для отработки навыков ориентирования в дорожно – транспортной ситуации, дорожных знаков, сигналов светофора, разметки дороги, навыков безопасного поведения на дорогах.
Участия в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции «Внимание дети!»;
Организация экскурсий по городу с целью ознакомления с конкретной дорожно – транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.
воспитательное
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально – значимой сфере.
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно – транспортного травматизма среди сверстников;
Проведение выставок, массовых мероприятий во время школьных каникул;
Организация посещения детьми театрализованных представлений по тематике дорожной безопасности;
Проведение родительских собраний;
Проведение тематических классных часов;
Беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися и учителями;
Участие в мероприятиях по правилам дорожного движения, проводимых на муниципальном и областном уровне;
Проведение «Недели безопасности дорожного движения»;
методическое
Методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДДТТ с участием руководителей образовательных учреждений, представителей администрации и сотрудников ГИБДД.
Обобщение опыта работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, по разработке примерных планов общешкольных мероприятий по профилактике ДДТТ.
Проведение педагогических советов школы по данной тематике, проведения занятий с классными руководителями.
контрольное
Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Проведения тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.
Для успешной реализации программы необходимо:
- при планировании занятий по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
- оборудовать площадку для практических занятий;
- при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
- организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении практических занятий;
- разработать и внедрить систему соревнований на знание ПДД;
- разработать внутришкольные положения и условия конкурса;
- обеспечить организацию и проведение смотров-конкурсов по безопасности дорожного движения;
- разработать для детей с самостоятельным посещением школы схемы безопасного движения;
Непрерывная подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении осуществляется :
в школе: классная работа(теоретические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т.д);
совместной работой школы, органов ГИБДД и др. в профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;
в семье : индивидуально- воспитательная работа с ребёнком;
средствами массовой информации: разъяснение правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки, сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте;
о значении дорожных знаков, их название, группы.
Уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать нужную информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
Иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха





















Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся:
1 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.

«Мы по улице идём»
Познакомить детей с улицами района школы, особенностями движения на них. Учить наблюдать: дорожные знаки, особенности передвижения транспортных средств и пешеходов.
Экскурсия

2.

«Дорожные знаки»
Расширить представления детей о дорожных знаках. Дорожные знаки- командиры и помощники водителей и пешеходов.
Работа с пособиями, тетрадью.

3.

« Мы переходим улицу»
Уточнить и расширить представления учащихся о правилах перехода через улицу. Учить правильно выбирать место перехода через проезжую часть. (пешеходный переход, перекрёсток)
Игра

4.

«Что мы теперь знаем о ПДД»
Повторение материала, усвоенного за год.
Ролевая игра.



Темат
·ическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся:
2 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.

«Дорога»
Познакомить с понятием- дорога, её основные части, с культурой поведения на дорогах, последствиями опасного поведения на дорогах. Оценка собственного поведения на дорогах.
Экскурсия

2.

«Мы пешеходы»
Повторить правила поведения пешеходов.
Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила».

3.

«Мы – пассажиры »
Познакомиться с правилами поведения пассажиров. Учиться соблюдать культуру поведения в транспорте и внимательно относится к другим пассажирам.
Игра

4.

«Проверим себя»
Уточнение и систематизация знаний детей, полученных за год.
Тестирование.



Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся:
3 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.

«Виды транспорта»
Познакомить с классификацией транспортных средств по принадлежности к тому или иному виду, с характерными особенностями разных видов транспорта. Понятия «спецтранспорт», «пассажирский транспорт».
Творческая работа

2.

«Правила для пешеходов»
Повторить правила передвижения пешеходов, выполнение правил ДД.
Составление памятки для пешехода и велосипедиста. Тестирование.

3.

«Световые сигналы автомобилей»
Учить определять направления движения транспортного средства по цвету сигнала, учитывать сигналы автотранспорта при движении по улицам.
Игра

4.

«Проверим себя»
Определить уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков за год.
Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай».










Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся:
4 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.

«Будем себя беречь»
Познакомить с понятиями «опасная ситуация», «неосторожность». Необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, всюду, где ездит транспорт. Необходимо предвидеть опасные ситуации.
Анализ опасных ситуаций

2.
«Ты на улице, в транспорте»
Необходимость правил дорожного движения. Соблюдение правил – обязанность каждого человека, живущего в нашей стране.
Классный час

3.

«Необычные пешеходы и водители»
Воспитывать внимательное, доброе отношение к больным людям (инвалидам). Оказывать помощь необычным пешеходам.
Ролевая игра

4.

«Проверим себя»
Проверить знания правил дорожного движения.
Тестирование



Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся:
5 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.
Виды современных транспортных средств. Условия «мирного сосуществования» водителей и пешеходов
Ознакомить с видами общественного транспорта. Научить пользоваться общественным транспортом, правильно и безопасно вести себя в нём.
Рассмотрение картинок с разными видами транспорта, ролевая игра

2.
Мы пассажиры (опасность при посадке и высадке, переход улицы после выхода из транспорта)
Развивать умения выполнять правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения.
Ролевая игра, тесты

3.
Поведение учащихся при дорожно-транспортном происшествии, аварийной ситуации. Первая помощь пострадавшим при ДТП.
Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дороге, о первой медицинской помощи.
Разработка безопасного маршрута от дома до школы, прогулок и экскурсий.

4.
Велосипед: друг или враг?
Познакомить с требованиями к техническому состоянию велосипеда. Закреплять знания ПД вождения велосипеда, условий, обеспечивающих безопасность при езде на велосипеде.
Практическое занятие



Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся
6 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.
Правила движения достойны уважения.
Закреплять умения пользоваться правилами поведения пешеходов, Безопасно переходить проезжую часть дороги в специальных местах
Праздник

2.
Дорожная грамота: знания и практика.
Повторить дорожные знаки, их названия , назначение и расположение («Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено». Учить читать дорожную азбуку.
Конкурс рисунков или поделок

3.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Их взаимосвязь и ответственность друг перед другом.
Вспомнить правила поведения пассажиров, пешеходов и водителей на дороге, их взаимную ответственность друг перед другом.
Ролевая игра, тестирование

4.
Велосипед – это транспорт или нет?
Вспомнить знания о велосипеде, механическом виде транспортного средства, правила вождения велосипеда.
Практическое занятие на школьной площадке






Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся 7 классов (1 раз в четверть)

№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.
Мой друг – светофор.
Познакомить с историей возникновения светофора, с видами светофора, объяснить значение светофора
Изготовление поделок

2.
Вредные привычки и улица.
Развивать внимание, умение определять опасные и безопасные участки улиц, дорог в селе.
Игра - соревнование

3.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
Дать представление об ответственности за нарушение ПДД пешеходом: общественной, административной и уголовной,
Встреча с инспектором ГИБДД. Анализ ситуаций

4.
Требования к движению велосипедиста.
Вспомнить правила вождения велосипеда, с условиями, обеспечивающими безопасность при езде на велосипеде.
Практическое занятие



Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся 8 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.
Правила дорожного движения - законы улиц и дорог.
Повторить правила дорожного движения, дорожные знаки
Тесты, сюжетные картинки

2.
Участники дорожного движения (основной закон поведения водителей, пешеходов и пассажиров)
Закрепить знания о правилах поведения пассажиров, пешеходов и водителей на дороге, их взаимную ответственность друг перед другом.
Ролевые игры

3.
Дорожные знаки. Опознавательные знаки транспортных средств.
Повторить дорожные знаки, их названия , назначение и расположение. Учить читать дорожную азбуку.
Весёлые игры, загадки, кроссворды

4.
Конкурс «Зелёная волна»
Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умения применять эти знания на практике.
Конкурсы, игры


Тематическое планирование воспитательских занятий по ПДД для учащихся 9 классов (1 раз в четверть)
№ п\п

Тема занятия


Цели и задачи

Форма проведения

1.
Дорожная символика. Обязанности пешеходов.
Повторить дорожные знаки, их названия , назначение и расположение. Развивать умения пользоваться правилами поведения пешеходов.
Кроссворды, загадки, тестирование

2.
Разбор отдельных случаев дорожно - транспортых происшествий.

Дать представление об опасностях, которые могут возникать в результате неправильного поведения на дорогах. Учить анализировать причины ДТП. Развивать умение распознавать скрытую опасность на дороге, воспитывать стремление сознательно выполнять ПДД.
Встреча с инспектором ГИБДД

3.
Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта. Правила перехода железной дороги.

Познакомить с понятием перекрёсток, опасный поворот, видами перекрёстка. Учить определять виды перекрёстков в районе, селе, школы, дома.
Практическое занятие, просмотр фильма

4.
Оказание первой медицинской помощи при ДТП.
Повторить и обобщить полученные знания о первой медицинской помощи при ДТП, развивать умения применять эти знания на практике.
Ролевая игра, просмотр фильма

















Тематика классных часов по ПДД
1 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
« Мы идем по улице»
1

2
октябрь
Чему учат ПДД?
1

3
ноябрь
Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь»
1

4
декабрь
«Дорожные знаки и светофор»
1

5
январь
«Самый главный на дороге - это дядя Светофор!». Конкурс рисунков.
1

6
февраль
Осторожно – гололед!
1

7
март
Конкурс загадок «Знаки на дороге нам в пути помогут».
1

8
апрель
Где можно играть?
1


2 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
Мы идем в школу. Мы переходим дорогу.
1

2
октябрь
Викторина «Вопросы дядюшки Светофора».
1

3
ноябрь
Знай и выполняй сигналы регулировщика.
1

4
декабрь
Зимние дороги. Внимание – опасность!
1

5
январь
Конкурс рисунков «Зима. Дорога. Опасность ».
1

6
февраль
Мы – пешеходы.
1

7
март
Экскурсия по селу. Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на дорогах.
1

8
апрель
«Мне купили велосипед».
1


3 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
«Будем осторожны!»
1

2
октябрь
ДТП
1

3
ноябрь
Конкурс творческих работ « Памятка водителям, пешеходам: Уходя из дома, помните.».
1

4
декабрь
Дорожные знаки и их группы.
1

5
январь
Викторина «Аукцион знаков»
1

6
февраль
Конкурс « Знайка ПДД».
1

7
март
В общественном транспорте.
1

8
апрель
Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов.
1


4 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
«Будем беречь себя».
1

2
октябрь
ДТП
1

3
ноябрь
Конкурс – игра «Дисциплинированный пешеход. Лучший инспектор. Осторожный водитель».
1

4
декабрь
Конкурс обращений – памяток «Водитель, садясь за руль, помните ».
1

5
январь
Урок творчества «Новый знак ПДД». Защита предложенных знаков.
1

6
февраль
Вернисаж « Транспорт. Улица. Я».
1

7
март
На остановке общественного транспорта.
1

8
апрель
Движение пешеходов. Движение транспорта.
1


5 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
На улицах нашего поселка.
1

2
октябрь
Викторина «Светофор».
1

3
ноябрь
Урок творчества «Сказка о дорожных знаках».
1

4
декабрь
Зимние игры и ваша безопасность.
1

5
январь
Правила перехода дорог. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки. Переход дороги по сигналам светофора
1

6
февраль
Встреча – беседа с папами – водителями «Мужская работа».
1

7
март
Азбука дорог. Отработка практических умений и навыков по соблюдению ПДД на специализированных площадках.
1

8
апрель
Беседа об основных правилах велосипедиста.
1



6 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
Викторина по истории ПДД «Что? Где? Когда?».
1

2
октябрь
Изучение правил ДД для велосипедистов, наш друг велосипед.
1

3
ноябрь
История дорожного движения.
1

4
декабрь
Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо».
1

5
январь
Оказание первой медицинской помощи при травмах.
1

6
февраль
Беседа « У дорожных знаков каникул нет».
1

7
март

1

8
апрель
Беседа «Ролики, скейтборды и дорога».
1


7 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
« Правила движения – закон дорог».
1

2
октябрь
Ответственность за нарушения правил дорожного движения.
1

3
ноябрь
Конкурс девизов, призывов по пропаганде ПДД.
1

4
декабрь
Поведение при дорожно–транспортном происшествии.
1

5
январь
Беседа «Оказание первой медицинской помощи при ПДД».
1

6
февраль
Беседа « Водители и пешеходы. Будьте вежливы».
1

7
март

1

8
апрель
Технические требования, предъявляемые велосипеду.
1


8 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
Профилактическая беседа «Соблюдение правил дорожного движения – зоолог твоей безопасности».
1

2
октябрь
Тест «Правила пешеходов. Все ли мы знаем?»
1

3
ноябрь
Тест « Правила пассажиров. Все ли мы знаем?»
1

4
декабрь
Акция «Поможем малышам на дорогах».
1

5
январь
Беседа «Как вести себя при ПДД?»
1

6
февраль
Знакомство с административным кодексом «Об административных нарушениях за несоблюдение ПДД».
1

7
март
Виды транспортных средств. Автомобили, их виды и назначения.
1

8
апрель
Тест «Мы – велосипедисты. Все ли мы знаем?»
1


9 класс


Дата
Тема
Кол-во часов

1
сентябрь
Урок – тест « Дорожные знаки и дорожная разметка».
1

2
октябрь
Беседа « Мотоциклист на дороге».
1

3
ноябрь
КВН « О ПДД: и в шутку, и всерьез».
1

4
декабрь
Беседа « Дорожная разметка».
1

5
январь
Ответственность за нарушение ПДД. Административная, гражданская и уголовная ответственность.
1

6
февраль
Конкурс «Эрудит по ПДД».
1

7
март
Беседа « Соблюдение ПДД – Обязанность каждого гражданина».
1

8
апрель
Беседа для учащихся младших классов «Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте ПДД!»
1



Программа внеклассных мероприятий

Формы и содержание деятельности
классы

Праздник «Красный, жёлтый, зелёный»
Конкурс сочинений «Самые нужные правила»
Брей ринг «Правила дорожного движения»
1-4
5-7
8 -9

Конкурс рисунков и листовок «Молодёжь за безопасность на дороге»
Путешествие в страну
дорожных знаков
Агитбригада «Светофор»
1-9

1-4

5-9

Выпуск газет «Это – опасно!»
Праздник «На улице – не в комнате, об этом всегда помните!»
КВН «Транспорт и правила поведения в нём»
5-9
1-4

5-7

Творческий проект «Пропаганда ПДД
7-9

Неделя безопасности на дороге
1-9

Выпуск газеты «Молния» под девизом: «Помни правила движения, как таблицу умножения.»
Конкурс рисунков на асфальте
5-9

1-4

Конкурс «Безопасное колесо»
1-9

Месячник профилактики. Осенняя декада: «Помни правила движения, как таблицу умножения».
1-9


.
Родительские собрания «Детские дорожно-транспортные происшествия и меры борьбы с ними».



1-9

Праздник «Мы - пешеходы».
1-4


КВН «Зеленый огонек».


5-7

. Выставка агитплакатов «Внимание, дорога».
6-9

Весенняя декада ПДД. Беседы с инспекторами ГИБДД.
5-9


















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
2.Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 год^.
3.Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
4.«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
5.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
6.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
7.Н.Е. Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России, 2006, -
224,9-
8.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. - М:
«ВАКО», 2006.-208с.
9.Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. -М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
10.В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО», 2006 - 224 с.
11.Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. - Волгоград : Учитель, 2006. - 150 с.
12.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва -1988.
13.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. врспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.
14.Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»






















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

1.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные чары, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград; Учитель, 2006.
2.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3.Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДЦ для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Михайлов А. А. Игровые замятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.-М: Дрофа, 2004.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». - Ростов н/Дону: Феникс, #005.
6. Конкурсы, викторины, празднику по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2006.
































СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. СВ диск «Игра по Правилам дорожного движения» - изд-во ЗАО «Новый диск».
2. Анастасова Л.П., Ижевский П,В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для Ь2 кл. в 2ч. (для 3 кл., 4 кл.): - М.: Просвещение, 2006.
3. Бабина Р.П. Учебное пособие для 1 ?сл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2007.
4. Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради для 1 кл. (2, 3, 4) - М.: Мнемозина, 2005.
5. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 1 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
6. Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. - М.: ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
7. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-го (2, 3, 4) класса./Козловская Е. А., С.А. Козловский - М.: Издательский Дом Третий Рим.
8. Жульнев Н.Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 классов». -Москва, 1997.
9. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.А. Федорова. - М.: Издательский Дом Третий Рим.
10. Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Учебник-тетрадь для 1 кл. нач. шк.(для 2 кл., 3 кл.., 4 кл.) в 2ч./Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
11. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. -М.: Айрис-пресс, 2006.
12. Основы безопасности жизнедеятельности. 3 кл. (6 кл.): поурочные планы УСост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.
13. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. -Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006.
14. Сосунова Б.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1998.
15. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. - СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
16. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 2003.
17. Тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы/Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. - Волгоград: Учитель, 2006.
18. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
19. Шевченко Г.Н. ОБЖ 7,8 кл.. Поурочные планы.
20. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. 10-11 кл., М. Просвещение, 2008-03-12
Плакаты:
1.«Улицы безопасности», Издательство «3 Рим», 16 плакатов
2.Ижевский П.В. «Безопасность дорожного движения», 12 плакатов, 1-4 кл.
3.набор плакатов .»Дорожная азбука». Издательство «Кедр».Москва, 200









13PAGE 15


13PAGE 141115




15