Организация преемственности Детский сад- Начальная школа- Средняя школа
ГИМНАЗИЯ МИИТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ
(дошкольное, начальное и среднее звенья
образовательного процесса)
Автор: Астахова Наталия Владимировна
Москва
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Реализация преемственности между дошкольной подготовкой, начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом:
Сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
Сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;
Должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Основная задача – создание комплексно-целевой программы, предусматривающей мероприятия по вопросам преемственности и адаптации как при переходе из детского сада в школу, так и при переходе из школы I ступени в школу II ступени.
Цель программы – обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования в ОУ.
Этапы организации адаптационного периода в гимназии.
Разработка психологом гимназии варианта программы для каждой группы (дошкольники, 1-ые классы, 4-ые классы, 5-ые классы).
Создание педагогами программы адаптационного режима с учетом собственных возможностей на основе базовой программы.
Обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода.
Промежуточный анализ и корректировка программы психологом и педагогами в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
Постановка психолого-педагогических задач для каждой возрастной группы, анализ результатов адаптационного периода.
Проведение родительских собраний для ознакомления с итогами адаптационного периода.
Итоговое психолого-педагогическое совещание (педконсилиум).
Итоговая справка – анализ «Об адаптационном периоде в гимназии».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
(ПРИМЕРНАЯ СХЕМА)
Количественный состав класса.
Дети с ослабленным здоровьем.
Примерное деление класса на группы по типу темперамента.
Деление класса на группы по отношению к учебной деятельности.
Деление класса на группы по отношению к трудовой деятельности.
На какой стадии становления коллектива находится класс (актив, пассив, формирование групп на основе межличностных отношений).
Уровень воспитанности учащихся.
Работа с родителями (взаимоотношения учителя с родителями, помощь родителей классу, школе).
Рекомендации классному руководителю по дальнейшему становлению коллектива.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ И
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Правильно организованная работа по проблеме преемственности между дошкольным образованием и начальной школой – залог успешного обучения детей в среднем и старшем звене.
Большое количество детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. Дети, получившие семейное воспитание, оказываются не готовы к реальным условиям и требованиям школьного обучения. Все это ведет к необходимости создания подготовительных классов. Это отвечает интересам семьи, школы и самого ребенка. Дети первых классов, посещавшие подготовительные курсы, быстрее адаптируются к условиям школьного обучения. Подготовительные классы способствуют быстрейшему формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость, что очень важно при личностно ориентированном обучении.
Уже в подготовительных группах педагоги начинают работу по адаптации ребенка к школе. Принимаются все необходимые меры для всестороннего развития детей: выявляются их наклонности и способности, осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Наполняемость группы до 20 человек.
С учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста рекомендуемое количество времени пребывания в группе – 2 раза в неделю по 3 часа в день. При таком посещении образовательный процесс организуется максимально компактно для реализации всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Образовательный процесс в группе подготовительных курсов складывается из следующих составляющих:
специально-организованное обучение в форме занятий – по 3 занятия 2 раза в неделю продолжительностью не более 30 минут, в общей сложности 1ч. 30 мин.
совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога.
Для воспитанников подготовительных курсов каникулярное время совпадает с каникулами учащихся начальной школы.
Домашние задания воспитанникам не задаются.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ, РАБОТАЮЩЕМУ
В ГРУППЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
Уметь определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольного возраста.
Владеть общепедагогическими умениями, осуществлять текущее и перспективное планирование.
Методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы обучения, воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами.
Обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для развития и образования детей.
Обеспечивать коррекционно-педагогическое сопровождение детей.
Осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования, проводить в необходимых случаях просветительно-педагогическую работу.
Повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ
Содержание, методы и формы организации учебного процесса по данной программе непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Основная задача подготовительных курсов – формирование основных элементов познавательной деятельности:
запас знаний, умений и навыков;
основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно;
умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения поставленных задач;
развитая мелкая моторика и зрительно-двигательная координация.
Характеристика ребенка на этапе завершения обучения
подготовительных курсов.
устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач;
активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх и их организация. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
доброжелательное внимание к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека. Обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других;
находясь в обществе сверстников, в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров, обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия;
волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, старается сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность проявляется также в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам;
ребенок проявляет широкую любознательность, что свидетельствует о развитии его познавательных способностей. Он задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими;
повышается компетентность в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает определенными знаниями, умениями и навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.
ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
ГИМНАЗИИ МИИТ
Цель- реализация единой линии развития ребенка на этапах начального и школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера.
При создании преемственных связей, соединяющих воспитание и обучение детей дошкольников и начальной школы, целостный педагогический процесс строится на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе, которая предполагает следующие виды работ.
Организационная работа.
1. Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей дошкольников и начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов.
2. Внедрение новых форм организации совместной нерегламентированной деятельности детей (проведение занятий по интересам и способностям, организация работы кружков и студий).
3. Проведение экскурсий и целевых праздников (День Знаний, День Здоровья и т.п.)
4. Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливым, аккуратным, умения занять себя, найти дело по интересам. Соблюдение режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка.
5. Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, развитие умений детей играть самостоятельно. Использование игры в педагогическом процессе.
6. Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей подготовительной группы, 1 классов, об уровне их физического развития.
Методическая работа.
1. Учителя начальной школы и воспитатели дошкольной группы работают над единой методической темой «Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе идей развивающего обучения».
2. Внедрение новых форм педагогической учебы (совместные заседания методических объединений, семинары по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планами работы МО).
3. Изучение и анализ программ начальной школы и подготовительной группы, нормативных документов по подготовке детей к школе.
4. Взаимопосещения уроков в 1 классе воспитателями, посещение занятий в подготовительной группе учителями начальной школы.
5. Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка, начиная с подготовительной группы, учителем, который набирает на будущий год 1 класс.
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа.
1. Проведение психодиагностической работы с детьми 5-6 летнего возраста, направленной на выявление уровня и особенностей развития ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.
2. Определение для каждого ребенка программы развития и коррекции и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-6 летнего возраста.
3. Проведение занятий с логопедом.
4. Создание системы единого медико-психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблем адаптации в 1 классе.
План мероприятий по решению проблемы преемственности
между дошкольным и начальным звеньями образовательного процесса
№
Мероприятие
Исполнители
Август
1.
Уточнение списков учащихся 1-х классов
Заместитель директора по УВР
2.
Аналитическое совещание учителей начальных классов, воспитателей подготовительной группы, психолога, логопеда, мед. работника «Организация совместной работы на основе скоординированных развивающих программ в новом учебном году»
Заместитель директора по УВР, психолог, логопед, мед. работник, учителя начальных классов, воспитатели
3.
Организационное собрание родителей учащихся 1-х классов
Заместитель директора по УВР, учителя начальной школы
Сентябрь
1.
Издание приказа о зачислении учащихся в гимназию
Директор, заместитель директора по УВР
2.
Расстановка кадров для работы на подготовительных курсах
Директор, заместитель директора по УВР
3.
Организация занятий с детьми 5-6 летнего возраста в подготовительной группе.
Заместитель директора по УВР
4.
Изучение преемственности обучения и социально-педагогической адаптации первоклассников (первичное)
Заместитель директора по УВР, психолог
Октябрь
1.
Стартовая диагностика учебных достижений первоклассников на начало учебного года
Учителя 1-х классов
2.
Организация занятий с детьми 5-6 летнего возраста на подготовительных курсах
Заместитель директора по УВР
3.
Определение уровня готовности детей к обучению в школе
Психолог, логопед
№
Мероприятие
Исполнители
Ноябрь
1.
Взаимопосещение занятий в подготовительной группе и уроков 1-х классов
Учителя начальной школы, воспитатели
2.
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к обучению в 1 классе»
Воспитатели
3.
Психолого-педагогический консилиум по преемственности
Заместитель директора по УВР, учителя начальных классов
Декабрь
1.
Открытые занятия для родителей на подготовительных курсах.
Преподаватели подготовительных курсов
2.
Семинар по результатам посещенных занятий в подготовительной группе и в 1-х классах
Заместитель директора по УВР, учителя начальной школы, воспитатели
3.
Изучение процесса психолого-педагогической адаптации первоклассников (вторичное)
Заместитель директора по УВР, психолог
Январь
1.
Издание приказа о создании комиссии по комплектованию 1-х классов ( ККК ) на новый учебный год
Директор
2.
Уточнение списков будущих первоклассников
ККК
3.
Педагогический семинар «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе»
Заместитель директора по УВР, учителя начальной школы, воспитатели
Февраль
1.
Взаимопосещение занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей
Учителя начальной школы, воспитатели
2.
Организация совместной выставки творчества воспитанников подготовительной группы и учащихся начальных классов
Учителя начальной школы, воспитатели
№
Мероприятие
Исполнители
Март
1.
«День открытых дверей»
ККК
2.
Собеседования по вопросам готовности к обучению в школе будущих первоклассников.
ККК
Апрель
1.
Собеседования учителей и специалистов с родителями будущих первоклассников
ККК
2.
Предварительное комплектование 1-х классов
ККК
3.
Родительское собрание с родителями будущих первоклассников
ККК
Май
1.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с будущими первоклассниками
ККК
2.
Заседание комиссии по комплектованию 1-х классов в расширенном составе «Итоги и перспективы»
ККК
3.
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 1-х классов. Обобщение аналитико-диагностических материалов
Заместитель директора по УВР, учителя 1-х классов, психолог, логопед
Изучение социально-психологической готовности
будущего первоклассника к школе
(собеседование с родителями)
1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе (отношения с детьми – дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, лекговозбудимый, раздражительный).
2. Характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро или долго, спит спокойно или беспокойно, вскрикивает во сне).
3. Навыки опрятности (аккуратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).
4. Работоспособность во время занятий (работает целеустремленно во время всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, быстро утомляется, занимается посторонними делами и т.п.).
5. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).
6. Особенности мышления (воспринимает материал на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, может обобщать).
7. Развитие речи (произносит правильно все звуки, неправильно произносит 1-2 звука, неправильно произносит большинство звуков, заикается, при пересказе текста употребляет распространенные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная, неправильно понимает смысл картинки или рассказа)
8. Имеет ли необходимый для своего возраста запас сведений и знаний, ориентируется во времени, месте, знает, где живет, имена родителей, их специальность, место работы, времена года, диких и домашних животных.
9. Существуют ли отклонения в состоянии здоровья ребенка. Какими заболеваниями болел, имеет ли хронические заболевания?
10. Как часто и подолгу ли ребенок смотрит телевизор? Есть ли в доме игровые приставки? (опишите реакцию ребенка во время игры).
11. Имеется ли в доме компьютер и умеет ли ребенок пользоваться им?
12. Посещал ли ребенок подготовительные занятия (где и когда)?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧАЩИХСЯ, ПОСТУПАЮЩИХ В 1 КЛАСС
Уважаемые родители!
Мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, цель которой – выявить проблемы, влияющие на успешную адаптацию ребенка к школе, учебной деятельности; снять у него эмоциональное напряжение. Вместе мы всегда сможем решить возникающие трудности.
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________
Что повлияло на выбор гимназии (нужное подчеркните): близкое месторасположение; авторитет гимназии в округе; изучение иностранных языков; внешние факторы; преподавательский состав; система преподавания; иное (укажите что)___________________________________________________________________
Что вы думаете о способностях своего ребенка? В чем видите его затруднения?______________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто из членов семьи уделяет ребенку больше времени с точки зрения подготовки к школе?__________________________________________________________________
Какие семейные проблемы вы обсуждаете вместе с ребенком?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
С какой периодичностью ребенок посещает выставки, музеи, театры? _________________________________________________________________________
Если есть трудности в семье, влияющие на воспитание ребенка, то постарайтесь сформулировать, какие ____________________________________________________ _________________________________________________________________________
Ваши ожидания от обучения_______________________________________________
Благодарим за ответы!
Собеседование с будущими первоклассниками
Анкета
(10-19 баллов)
1. Имя, отчество, фамилия – 1
2. Домашний адрес – 1
3. Телефон – 2
4. Сколько лет? – 1
5. Когда родился? – 2
6. Сколько лет тебе будет через год? – 1, через два? – 1
7. Детский сад посещал, какой? – 1
8. С кем живешь? – 1; члены семьи – 1
9. Ф.И.О. родителей – 1
10. Где работают? – 1; кем работают? – 1
11. Что знаешь о работе родителей? – 2
12. Чем любишь заниматься? –2
Готовность к школе
(10-38 баллов)
1. Какие знаешь буквы? Умеешь читать? Прочитай – 5
2. Один-два вопроса по тексту – 2. Пересказ – 3
3. Составление рассказа по сюжетной картинке – 3
4. Знаешь стихи? Расскажи – 3
5. Какие сказки знаешь? Расскажи – 3
6. Отгадай слова из данных букв: ЕЛС, АЕЛК, АЯЗЦ, АЛСИ – по 1
7. Перепиши: Ел суп – 5
8. Графический диктант (по клеточкам). Продолжи рисунок – по 3
Кругозор, осведомленность
(10-18 баллов)
1. Беседа о городе, стране, домашних животных – 3
2. Какое сейчас время года? – 1
3. Сколько времен года? Назови – 2
4. Сколько месяцев в году? – 2
5. От каких животных получают молоко? – 2
6. Что надо сделать, когда порежешь палец? – 2
7. Для чего автомобилю тормоза? – 2
8. Велосипед – это что? – 2
9. Пианино, скрипка – это что? – 2
Математические умения
(8-15 баллов)
1. Счет в пределах 10 (прямой, обратный) – 2
2. Сравнение чисел (в пределах 10 и, если умеет, 20, 100) – 3
3. Число, стоящее: за, перед, между – 3
4. Примеры на сложение, вычитание в пределах 10 (если знает - в пределах 20, 100) – 3
5. Задачи (Всего? Осталось?) – 2
6. Названия геометрических фигур. Цвет – 1
Карта обследования будущего первоклассника
№
Фамилия, имя
Анкета
(10-19 баллов)
Готовность к школе (10-38 б.)
Кругозор
(10-18 баллов)
Математические умения (8-15 б.)
Итого
(макс. 90 баллов)
1.
Мракич Арсений, курсы
2.
Барсуков Леонид, курсы
3.
Аверьянова Юлия, курсы
4.
Митрохин Ярослав, курсы
5.
Лахтанов Савелий
6.
Грушников Владислав
7.
Петренко Кристина
8.
Бутошин Евгений
9.
Изилова Анна, курсы
10
Степанова Алена, Разумовский
11
Барбашева Анастасия
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Карта обследования будущего первоклассника
Фамилия, имя__________________________________
№
Область исследования
Баллы
Анкета (10 – 19 баллов)
1.
Имя, отчество, фамилия – 1
2.
Домашний адрес - 1
3.
Телефон - 2
4.
Сколько лет? – 1
5.
Когда родился? – 2
6.
Сколько лет тебе будет через год? – 1, через 2? - 1
7.
Детский сад посещал, какой? – 1
8.
С кем живешь? – 1; члены семьи – 1
9.
ФИО родителей – 1
10.
Где работают? – 1.Кем работают? - 1
11.
Что знаешь о работе родителей? - 2
12.
Чем любишь заниматься? - 2
Готовность к школе (10-38 баллов)
1.
Какие знаешь буквы? Умеешь читать? Прочитай – 5
2.
Один-два вопроса по тексту – 2. Пересказ – 3
3.
Составление рассказа по сюжетной картинке – 3
4.
Знаешь стихи? Расскажи – 3
5.
Какие сказки знаешь? Расскажи – 3
6.
Отгадай слова из данных букв: ЕЛС, АЕЛК, АЯЗЦ, АЛСИ – по 1
7.
Перепиши: Ел суп - 5
8.
Графический диктант (по клеточкам). Продолжи рисунок – по 3
Кругозор, осведомленность (10-18 баллов)
1.
Беседа о городе, стране, домашних животных – 3
2.
Какое сейчас время года? – 1
3.
Сколько времен года? Назови – 2
4.
Сколько месяцев в году? Назови – 2
5.
От каких животных получают молоко? - 2
6.
Что надо сделать, когда порежешь палец? – 2
7.
Для чего автомобилю тормоза? – 2
8.
Велосипед – это что? – 2
9.
Пианино, скрипка – это что? - 2
Математические умения (8-15 баллов)
1.
Счет в пределах 10 (прямой, обратный) – 2
2.
Сравнение чисел в пределах 10 и, если умеет, 20, 100) – 3
3.
Число, стоящее: за, перед, между – 3
4.
Примеры на сложение, вычитание в пределах 10 (если знает – в пределах 20, 100) – 3
5.
Задачи (Всего? Осталось?) – 2
6.
Названия геометрических фигур. Цвет - 1
ИТОГО (макс. 90 баллов)
ПРОТОКОЛ
СОВМЕСТНОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дата ______________________
Фамилия, имя ___________________________________________
Возраст на момент обследования____________________________
Состояние здоровья________________________________________
Обследование учителя.
Запас знаний об окружающем мире___________________________
Ориентировка во времени и пространстве_____________________
Развитие познавательных интересов_________________________
Отношение к школе, мотивация______________________________
Навыки счета, чтения, письма_______________________________
Обследование логопеда.
Словарный запас________________________________________
Связная речь_____________________________________________
Звукопроизношение________________________________________
Словообразование_________________________________________
Сравнение понятий________________________________________
Установление причинно-следственных связей__________________
Обследование психолога.
Развитие зрительной памяти________________________________
Развитие слуховой памяти__________________________________
Развитие образных представлений___________________________
Развитие произвольного внимания___________________________
Развитие мелкой моторики_________________________________
Развитие воли, работоспособности__________________________
Развитие произвольной сферы______________________________
Развитие логического мышления, обобщения, классификации
понятий_________________________________________________
Индивидуальные особенности______________________________
Подписи специалистов_________________________________
Подписи родителей______________________________________
КАПУСТНЫЙ ЛИСТ
Нёс зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шёл и радовался.
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
Пить, пить, - просил воробышек.
Зайчик не раздумывал. Он побежал к реке, принёс воды на капустном листе и напоил раненого воробья.
Что нес зайчик?
Что случилось с воробышком?
Как помог зайчик воробышку?
ЕЛС
АЁЛК
АЯЗЦ
АЛСИ
ПРОГРАММА
ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ
ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Выработка единых требований и критериев классно-обобщающего контроля за знаниями учащихся.
Организация и проведение классно-обобщающего контроля, подведение и анализ его итогов.
Внутренний административный контроль в гимназии.
Психологическое обследование учащихся.
Расстановка кадров на будущий год в 5 классах с учетом психологического обследования.
Совместные МО учителей начальной и средней школы.
Посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками.
Внедрение в практику учителей единообразных методов обучения.
Согласование норм выставления оценок и требований к учащимся.
10. Родительские собрания в 4-х классах с приглашением будущих учителей-предметников.
ПЕРЕХОД УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Поступление в школу и переход из I ступени во II ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации по следующим направлениям.
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей на первом этапе и учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене на втором этапе.
2. Работа с детьми (учитель, психолог, логопед, медперсонал).
3. Работа с родителями (учитель, психолог, логопед, медперсонал).
Преемственность между начальной школой и 5 классом предполагает работу по следующим направлениям:
образовательные программы;
организация учебного процесса;
единые требования к учащимся;
диагностическая и коррекционная работа.
Этап перехода из начальной школы в основную сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышенные требования к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания и обучения, новые отношения с учителями-предметниками.
Причины снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю.
Рассогласованность образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Неспособность учащихся справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашних заданий, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников.
Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах.
Неподготовленность учителей-предметников к работе с детьми, окончившими начальную школу и как следствие, неадаптированность методик преподавания к возможностям данного возраста, скачкообразный переход к новым по сравнению с начальной школой методам обучения.
Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным материалом в начальной школе.
План мероприятий по решению проблемы преемственности
между начальным и средним звеньями образовательного процесса
№
Задачи
Мероприятия
Исполнители
Сентябрь
1.
Выявить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе
Диагностические контрольные работы
Учителя-предметники
2.
Определить цели учителей 5 класса в решении проблем преемственности
Собеседования с учителями
Заместители директора
3.
Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся
Методические объединения
Заместители директора, учителя-предметники
Октябрь
1.
Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене
Диагностические контрольные работы, собеседования с учителями
Учителя начальных классов, учителя-предметники
2.
Изучить индивидуальные особенности, оценить качество обученности пятиклассников
Психолого-педагогический консилиум
Заместители директора, психолог, учителя-предметники, учителя начальных классов
3.
Изучить и скоординировать домашнюю работу учащихся 5 классов
Беседы с учителями и учащимися, наблюдение уроков, индивидуальная работа с учителями
Зав. кафедрами, учителя-предметники
№
Задачи
Мероприятия
Исполнители
Ноябрь
1.
Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста»
Открытые уроки
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
2.
Итоги и анализ результатов обучения пятиклассников за I триместр
Контрольные работы, педсовет по итогам
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
Декабрь
1.
Теоретическая и практическая подготовка учителей к решению проблем адаптации
Открытые уроки
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
Январь
1.
Проконтролировать наличие дидактического материала для самостоятельной работы учащихся в кабинетах начальной школы и распространить опыт работы среди учителей среднего звена
Смотр кабинетов
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
Февраль
1.
Организовать разработку диагностических заданий для выявления ОУУН учащихся 4-х классов
Беседы с учителями, МО
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
2.
Итоги и анализ результатов обучения учащихся 4-5 классов за II триместр
Контрольные работы, педсовет по итогам
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
№
Задачи
Мероприятия
Исполнители
Март
1.
Организовать разработку диагностических заданий для выявления предметных навыков учащихся 4-5-х классов
Беседы с учителями, МО
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
Апрель
1.
Изучение личности выпускников начальных классов
Тестирование, индивидуальная работа
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
2.
Проконтролировать проведение индивидуально-групповых занятий со слабоуспевающими учащимися 4-х классов
Посещение занятий, беседы
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
Май
1.
Организовать проверку ОУУН и предметных знаний в 5-х классах в соответствии с образовательными стандартами
Контрольные работы
Заместители директора, учителя начальных классов, учителя-предметники
2.
Изучить подготовленность учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене
Диагностические контрольные работы, собеседования с учителями
Учителя начальных классов, учителя-предметники
АНКЕТА
ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(май)
Понравилось ли тебе учиться в начальной школе?_________
Какие предметы тебе нравились больше всего, почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочется ли тебе учиться дальше?________________________
Какие отметки ты хочешь получать в 5 классе?_______________________________________________
Какими ты представляешь учителей в 5 классе?________________________________________________
Каким ты хочешь стать, учась дальше?_______________________________________________
Каким ты представляешь своего классного руководителя?_________________________________________
Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?____________________________________________________________________________________________________
Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?________________________________________________________________________________________________
Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?_____________________________________________________________________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧАЩИХСЯ-ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(май)
Какими вы видите будущих учителей своего ребенка?_________________________________________________________________________________________________________
Какими профессиональными качествами они должны обладать?________________________________________________________________________________________________________
Какими чертами характера они должны обладать?________________________________________________________________________________________________________
Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей средней школы?________________________________ _________________________________________________________
Какие качества вы хотите изменить в своем ребенке с помощью учителей средней школы?_______________________ _________________________________________________________
В чем мог бы проявить себя ваш ребенок, помимо учебной работы?_________________________________________________
Что вы ожидаете от будущего классного руководителя?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?_____________________________________________________________________________________________________________
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КЛАСС __4 «Б»___ УЧИТЕЛЬ Тимофеева М.М.____
№
Характеризуемые качества
(отметьте знаком «(» те качества, которые особенно нуждаются в улучшении)
1.
Нравственная воспитанность, общественная и трудовая активность
2.
Отношение к учению, познавательная активность
3.
Интеллектуальное развитие (умение выделять главное, существенное в изучаемом, самостоятельность мышления)
4.
Навыки учебного труда (планирование, самоконтроль, темп работы)
5.
Развитие волевых качеств
6.
Эстетическое развитие, культурный кругозор
7.
Физическое развитие, состояние здоровья, утомляемость
8.
Поведение, сознательность дисциплины
9.
Воспитательное влияние семьи
10.
Воспитательное влияние сверстников
11.
По каким предметам наибольшие пробелы
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в гимназии, объяснимте их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то сразу не получаться, это естественно. Ребенок тоже имеет право на ошибку.
Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения.
Поддержите будущего первоклассника в его желании добиться успеха. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.
Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515