Конспект урока русского языка в 9 классе на темуОбучение сжатому изложению
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ. (2 ч.)Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту «Святые места»Цель: 1) развивать умение обучающихся сжато излагать услышанный текст, используя разные виды компрессии текста; 2) формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, давая оценку поднятым в нем проблемам; 3) создать эмоциональную обстановку, способствующую воспитанию у обучающихся действенной любви к Отечеству, которая начинается со знания истории родной страны, с бережного отношения к святым местам ее.Оборудование: компьютер, презентация, словари, раздаточный материал – приемы компрессии текста.Методы и приемы: слово учителя, работа с алгоритмом, беседа, анализ текста, составление плана, самостоятельная работа. Ход урока.I. Организационный момент1.Сообщение задач урока2. Работа с алгоритмом1) Первое слушание текста: следить за содержанием, определить тему и попытаться понять основную мысль. Проверить заголовок – прямое или опосредованное название. Выделить микротемы и их последовательность.2) Составление плана (простого или сложного). Запись ключевых слов и словосочетаний.3) Второе слушание: проверить, правильно ли запомнили текст, последова тельность микротем, все ли микротемы определены и выделены. Корректирование плана, проверка ключевых слов и выражений.4) Написание чернового варианта изложения и сочинения.5) Редактирование (отметить на полях, что проверить по словарю)6) Написание белового варианта.7) Самопроверка с использованием словарей.3. Повторение приемов компрессии текста.Способы сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
К приемам сжатия текста относятся:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
II. Первое чтение текста. Святые места Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно — как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял.
Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(367 слов) (По В. М. Пескову)
Справка: 1. В.М.Песков (14.03.1930) – писатель-публицист, обозреватель «Комсомольской правды», автор многочисленных публикаций о природе. Пишет на темы морали и нравственности.2. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) - памятник русской архитектуры. Построен в 1555-1560 гг зодчими Бармой и Постником в ознаменование покорения Казанского ханства (1552) Иваном IV (Грозным) (1530-1584)III. Анализ текста.- Какова тема этого текста?- Какова его основная мысль? Как соотносится с ней заголовок?(Двойное значение: 1) святые места – храм Василия Блаженного, Красная площадь; 2) (перен.) требующий проникнутого высокими чувствами отношения предмет или место)- Какие проблемы поднимаются еще в тексте? (Бездумное уничтожение народных святынь, народных промыслов, предметов искусства, осквернение могил, забвение имен героев)- Что значит бережно относиться к народным ремеслам, именам и могилам героев?- Каков тип текста и стиль речи? (Публицистический стиль. Рассуждение с элементами повествования)- Какой вывод завершает текст? (Любовь надо воспитать, и начинается воспитание с осознания понятий «святой», «святое место», «святые реликвии».)IV. Составление плана. Примерный вариант1. Из чего вырастает любовь к Родине?2. Поездка в Москву на первую получку (приехал, пошел, слушал, хотелось, было удивительно, запомнились…)3. Ни в одном городе нет площади такой красоты, строгости, своеобразия.4. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного?5. Красная площадь – святое место.6. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.7. Бережного отношения требуют все святыни.8. Любовь надо воспитать.V. Повторное чтение текста.VІ. Работа над компрессией текста и элементами сочинения.Задание: Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какие проблемы подняты автором в данном тексте?»- Сжатое изложение должно быть коротким, но полным по содержанию, т. е передавать все микротемы текста.- Сколько микротем в тексте? (8)- Столько абзацев должно быть в изложении. Какова первая микротема?(Вопросительное предложение «Из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?»- О чем говорится во второй микротеме? (О поездке в Москву и посещении Красной площади и храма Василия Блаженного)- Какие чувства при этом испытывает автор? (Ему было удивительно, как люди просто проходят торопливо по площади, разговаривая о каких-то своих делах. Сам он слушал бой часов, хотел потрогать камни, выстилавшие площадь, восхищался каменной лестницей храма Василия Блаженного, по которой «столько людей прошло»!)- Какую оценку дал автор Красной площади, бывая позднее у стен Кремля?(Бывая позднее в Москве, автор сравнивал Красную площадь с другими, виденными им, и с гордостью думал, что такой площади больше нигде нет.)- Почему в голову автору пришла мысль о том, что нельзя Красную площадь представить без храма Василия Блаженного? (Реставратор П.Д.Барановский рассказал автору, что храм Василия Блаженного хотели снести, чтобы расширить площадь. К счастью, этого не случилось.)- Почему же отказались от мысли «сломать» храм? (Могли сломать храм, но не сломали, потому что пришло время, когда стали понимать, что Красная площадь – это святое место. И даже автомобилям запретили теперь ездить там.)- Почему же стали охранять памятники старины? (Потому что, сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятники мастерству)- Что еще требует нашего бережного отношения, несмотря на наши текущие заботы о хлебе насущном?(Старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев)- Что выражаем мы, сохраняя предметы старины и народного искусства?(Любовь к своему Отечеству, которую надо еще воспитать, потому что заставить насильно любить Родину нельзя.)- Какие же проблемы поднимает автор в тексте?(Бездумное уничтожение святынь. Утрата народных промыслов: плетение, резьба, вязание, роспись, вышивание, плотницкое и столярное мастерство. Осквернение могил, забвение имен героев.)VІІ. Создание черновика и редактирование.VІІІ. Беловой вариант.IX. Самопроверка со словарем.