Исследовательска работа Искусство вышивания
Исследовательская работа
на тему
«Искусство вышивания»
ТЕМА: Искусство вышивания.
ЦЕЛЬ: исследовать одно из старейших направлений прикладного искусства: вышивание.
ЗАДАЧИ: изучить методику вышивания, виды швов, проанализировать материалы и инструменты, доказать, что данный вид искусства оказывает благотворное влияние на эстетическое развитие, формирует творческую натуру и понятие «трудовая деятельность».
ГИПОТЕЗА: Если использовать данную технику в целях развития мелких мышц пальцев и формирования творческого мышления детей младшего школьного возраста, то это станет ступенью к успешному становлению навыков письма, развитию абстрактного мышления и речи детей.
МЕТОДИКА: анализ литературы, наблюдение.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: Слайды, фотографии.
НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТНЫХ ДАННЫХ: Слайды, работы, выполненные в данной технике.
ВЫВОД: Выдвинутая гипотеза справедлива.
Вышивка это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями.
Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях:
На горе той стоит ёлочка,
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горнице,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела, красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.
Различают вышивание плоскостное, декоративное и орнаментальное. Плоскостные изображения мотивов вышивки становятся частью узора и легко связываются с поверхностью украшаемого изделия. Отличительной особенностью декоративного изображения является плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц. Эти мотивы рисуют линией, контуром, сохраняя их характерные черты.
Образцы швов выполнены по прямой линии, а в узорах их вышивают по контуру рисунка цветов, листиков, стебельков.
Листики и стебельки выполняют стебельчатым швом.
Если необходимо перейти от стебелька к стебельку, делают это с изнаночной стороны работы, подхватывая на иглу выполненные стежки вышивки. Строчкой заполняют серединки цветочков и листиков.
Для выполнения ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка и пяльцы. Мулине, ирис, шерсть – эти нитки чаще всего используются для вышивания.
Прежде чем приступить к вышивке, надо выровнять ткань, наметить расположение узора на ткани и нанести узор.
Швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на две большие группы. К первой группе относятся так называемые счетные вышивки, т.е. вышивки, которые выполняют по счету нитей ткани, ко второй – свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру.
Выделяют следующие виды швов: шов «вперед иголку», шов «за иголку», стебельчатый шов, шов «козлик», петельный шов, гладь и другие.
Рисунки декоративной глади, преимущественно растительные, носят плоскостной характер. При вышивании отдельные элементы выполняются нитями одного или нескольких цветов без теневых переходов. Нити для шитья берут ярких цветов, толстые, слабого кручения: мулине в 6 сложений, ирис, шерсть, гарус. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка - от края к центру, в листьях - к середине, по направлению жилок.
Для украшения одежды и головных уборов в старину использовали золотое шитьё.
Для орнаментального вышивания используют шов «насыпь». Этот шов прост в исполнении и имеет большие возможности. Узор следует вышивать двумя тонами ниток: темными отстрочить контур, а более светлыми заполнить весь рисунок «насыпью».
Швом «насыпь» можно выполнить узор, составленный из растительного орнамента, для круглой салфетки или скатерти.
Часто, дети, которые наблюдают за работой взрослого, видят, как ловко «бегает» иголка по ткани. Им хочется тоже поучаствовать в этом увлекательном процессе, но когда игла оказывается в руках ребёнка, оказывается, что не так уж это и просто вышивать. Это можно сравнить с тем, как в первом классе мы учимся писать. Сначала тренируемся на элементах, развиваем чёткость движений. Проще всего начинать с простых швов: «вперед иголку», стебельчатый шов. А когда точность движений и мелкая моторика рук достаточно разовьются, можно приступать к более сложной технике – вышивке крестом. Чтобы научиться вышивать крестиком, можно нарисовать крестики и полукрестики на бумаге и начать тренировку с этого, а потом перейти на настоящую канву.
В современном прикладном искусстве полёт фантазии мастеров не имеет границ. Так, вышивка нитками может сочетаться с вышивкой бисером. Одежда, украшенная таким рисунком смотрится очень красиво. Расшить бисером можно и другие вещи - кошелек, сумочку, рюкзак и т.д.
Первый способ - шов "вперед иголку", когда бисеринка нанизывается на нитку при каждом стежке, который прокладывается по лицевой стороне.
Второй способ - шов "назад иголку", при этом бисеринки будут теснее прилегать друг к другу, т.е. вышивка будет более плотной.
Для того, чтобы покрыть бисерным шитьем большие поверхности, можно вести иголку, как при вышивке гладью, набирая при каждом стежке по несколько бисеринок.
Существует много изделий, которые можно украсить вышивкой. Сначала это могут быть салфетки, небольшие картины, затем скатерти, полотенца, одежда. Главное, что занятие вышивкой развивает терпение, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук и творческое мышление. Кроме того вносит уют и взаимопонимание в семью.